Качество продукции и показатели его оценки
Рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции, поскольку оно обеспечивает ее конкурентоспособность.
Качество - это совокупность потребительских свойств и характеристик продукции (услуги), придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
С точки зрения степени использования совокупности потребительских свойств продукции, следует также различать понятия «качество» и «полезный эффект».
Качество - потенциальная способность товара удовлетворять конкретную потребность, а полезный эффект - действительная (фактическая) способность товара ее удовлетворять.
В определении качества продукции используются два подхода: - технический;
- экономический.
Технический - рассматривает качество как совокупность свойств продукции.
Экономический - совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.
Качество продукции в значительной степени влияет на уровень таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и предприятия и т.д.
Свойства продукции, производимой на предприятии, количественно выражаются в показателях качества. В свою очередь показатели качества позволяют определять уровень качества продукции.
Уровень качества продукции - относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.
Для определения показателя качества, в зависимости от специфики выпускаемой продукции, на практике применяются следующие методы:
а) измерительный;
б) предусматривающий использование специальных инструментов, приборов;
в) регистрационный, который основан на регистрации числа наступления определенных событий (например, отказов при испытаниях), подсчете предметов (например, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами) и др.;
г) вычислительный, базирующийся на применении специальных математических моделей для вычисления показателя качества;
д) органолептический, предусматривающий анализ восприятия человеческих органов чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность получаемых значений субъективна и зависит от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих;
е) социологический, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или потенциальных потребителей;
и) экспертный, который реализуется группой специалистов (например, дизайнеров, дегустаторов).
Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные, комплексные и обобщающие показатели.
По общепризнанной классификации, основанной на свойствах, которые могут быть присущи продукции, единичные показатели объединены в 10 групп:
- показатели назначения, определяющие область применения продукции, а также эффект от использования продукции по назначению. Для продукции производственно-технического назначения к таким показателям, например, относится производительность;
- показатели надежности, включающие такие единичные показатели, как безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, долговечность изделия;
- показатели технологичности, отражающие эффективность конструкторско-технологических решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
- показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями;
- эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (например, освещенность, температура, влажность, шум, вибрация и т.д.);
- эстетические показатели, объединяющие информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия;
- показатели транспортабельности, выражающие приспособленность продукции для транспортирования;
- патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке (при наличии в изделии решений, защищенных патентами в стране, а также регистрации промышленного образца и товарного знака);
- экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции (например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировке и эксплуатации продукции);
- показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции.
Комплексные показатели отражают одновременно несколько или все свойства конкретного вида продукции, например, назначения, надежности, долговечности и т.д. Для расчета комплексного показателя качества могут применяться два метода:
а) аналитический, который используется тогда, когда имеется возможность установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичного. Наиболее часто данный метод используется в часовом производстве, автомобильной промышленности;
б) коэффициентный - используется в том случае, если отсутствует функциональная зависимость комплексного показателя от единичного.
Обобщающие показатели, в отличие от единичных и комплексных, характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:
- объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции;
- объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;
- объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;
- объем и удельный вес сертифицированной продукции.
Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством.