Обоснование целесообразности инвестиционного проекта
Судоходной компании
Для количественного анализа эффективности капитальных вложений наиболее часто используется метод «чистой современной стоимости» (Net Present Value), который базируется на дисконтных расчетах прибылей и расходов, приведенных к определенному моменту времени, как правило, к началу осуществления проекта.
Как альтернативные варианты инвестиционного проекта пополнения и (или) замены флота при смешанном финансировании (с привлечением кредита) можно рассматривать следующие:
– приобретение судна-новостройки с последующей эксплуатацией в течение длительного периода, как правило, 15 лет и выше;
– приобретение судна-новостройки с последующей эксплуатацией в течение ограниченного периода (5–10 лет) и дальнейшей продажей.
Суммарная современная стоимость ожидаемых в перспективе значений
, (84)
где – поток денежных средств при эксплуатации судна на протяжении
i-го года, т.е. "кэш-флоу" от продаж и инвестиций;
T – период эксплуатации судна в соответствии с инвестиционным
проектом, который анализируется;
p – процентная ставка предоставления кредита;
, (85)
где – прибыль судна за год;
– расходы при эксплуатации судна за год;
– расходы по кредиту за i-тый год;
Прибыль судна за год (годовое значение фрахта) определяется по формуле
, (86)
где – ставка за перевозку одной тонны груза на рассматриваемом направлении;
– количество груза, перевезенное судном за год на рассматриваемом
направлении;
, (87)
где – загрузка судна в рейсе на рассматриваемом направлении;
– количество рейсов за год;
, (88)
где – эксплуатационный период судна, сут;
, – соответственно ходовое и стояночное время рейса на рассматри-
ваемом направлении.
Расходы при эксплуатации судна за i-тый год рассчитываются по формуле
, (89)
где – расходы судна за рейс;
, (90)
где – нормативное значение суточных расходов соответственно на
ходу и на стоянке.
Расходы по кредиту за i-тый год
, (91)
где – расходы за пользование кредитом за i-тый год;
– расходы на погашение кредита за i-тый год.
, (92)
где – остаток кредитных средств на момент окончания i-го года
Для условия возвращения кредита равными долями
, (93)
где – остаток кредитных средств на момент начала инвестиционного
проекта;
T – период пользования кредитом.
Значение чистой современной стоимости:
для проектного варианта без условия будущей продажи судна после его эксплуатации на протяжении T лет
, (94)
где – объем инвестиций за счет собственных средств судовладельца;
для проектного варианта при условии будущей продажи судна после его эксплуатации на протяжении T лет
, (95)
где – современная стоимость будущего ожидаемого поступления от продажи судна после его эксплуатации на протяжении T лет;
, (96)
где – ожидаемые поступления при продаже судна.
Для осуществления выбора оптимального варианта между полученными альтернативными вариантами используется показатель внутренней нормы прибыльности (IRR). Для определения значения IRR необходимо найти такую норму прибыльности, при которой разница между величиной инвестиционных трат и дисконтированными потоками денежных средств была бы равна нулю.
Расчет IRR – итерационный процесс, для реализации которого используется следующий алгоритм:
1) производится расчет с использованием предварительно оговоренного значения p. Поскольку в большинстве судоходных компаний прирост прибыли на капитал составляет 10–15 %, внутренняя норма прибыли должна быть не меньше 10 %, поэтому в качестве стартового значения p должна приниматься 10 %;
2) производится сравнение ;
3) если > 0, то необходимо увеличить p и снова повторить процедуру;
если < 0, то необходимо уменьшить p и снова повторить процедуру;
4) расчет повторяется до тех пор, пока не поменяет свой знак. Затем строится график зависимости от p.
Точка, в которой кривая пересекает ось Х дает искомое значение IRR. Для точного определения этого значения можно воспользоваться формулой
, (97)
где – последнее значение процентной ставки, при которой > 0;
– первое значение процентной ставки, при которой < 0;
– значения при соответствующих ставках.
Анализ альтернативных проектов по показателю IRR дает ответ на вопрос об оптимальном проекте. Когда > , вариант эксплуатации судна в течение ограниченного периода при смешанном финансировании (с привлечением кредита) является оптимальным.
8.11 Организация разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Рекомендации по оформлению бизнес-плана
Одним из первых и важнейших этапов реализации инвестиционного проекта является разработка бизнес-плана и обоснование эффективности инвестиций. Бизнес-план – это базовый документ, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги или иные денежные выражения своих вкладов в проект. Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявления на заем. В случае инвестиционного проекта он более важен, чем балансовый отчет, так как бизнес-план описывает будущее, в то время как балансовый отчет – прошлое. Бизнес-план – это эффективный инструмент планирования проектно-инвестиционных мероприятий в соответствии с потребностями рынка в условиях изменяющейся внешней среды. Во-первых, он имеет важное значение для управления фирмой, так как концентрированно выражает стратегию успеха, позволяет избежать ошибок уже в процессе планирования, вскрывая проблемы, которые ранее игнорировались. Во-вторых, бизнес-план позволяет оценить материальное и финансовое положение предприятия и соответствие трудовых и материальных ресурсов поставленным целям. В-третьих, бизнес-план является одним из основных документов для привлечения денежных средств, направляемых на развитие бизнеса.
Составление бизнес-плана позволяет решить следующие задачи:
– представить перспективную рыночную идею;
– определить на ее основе конкретные цели предприятия и количественно их оценить;
– определиться с конечными сроками и графиком работы;
– разработать комплекс программ в различных сферах деятельности предприятия (НИОКР, производство, маркетинг, организационные меры), которые обеспечат реализацию проекта;
– определить систему контроля за реализацией проекта;
– определить общую стоимость проекта, его доходность и рентабельность;
– подготовить предложения по объемам и формам внешнего финансирования;
– выявить трудности реализации проекта и заранее к ним подготовиться;
– убедить на основе всего вышеперечисленного потенциальных инвесторов в перспективности и надежности проекта.
Бизнес-план должен быть:
– полным, т.е. содержать всю информацию, которая необходима инвестору для принятия решений;
– разработан на срок, достаточный для завершения проекта или выхода на запланированный уровень производства и сбыта;
– доказательным, т.е., опираться на реальности и обоснованные предложения;
– комплексным, т.е. содержать систему взаимосогласованных мер в различных областях деятельности фирмы;
– перспективным, т.е. представлять возможность его дальнейшего развития;
– достаточно гибким, чтобы в него, можно было вносить коррективы с учетом хода реализации;
– инструментом контроля, позволяющим отслеживать по системе конкретных показателей и сроков график работ и соответствие фактических результатов плановым заданиям;
– понятным, т.е. написан простым и ясным языком с четкими формулировками; резюме бизнес-плана должно быть компактным даже для достаточно масштабных и долгосрочных проектов.
Несмотря на различия, в любом бизнес-плане можно выделить следующие основные разделы:
1 Резюме.
2 Товары, работы и услуги.
3 Рынки сбыта и конкуренция.
4 План маркетинга.
5 План производства.
6 Управление и организация.
7 Оценка рисков.
8 Стратегия финансирования.
9 Финансовый план.
Особое внимание следует обращать на составление первого раздела бизнес-плана. Резюме – это общее представление о бизнесе, дающее возможность понять, чего хочет добиться предприятие, каков его потенциал, сколько средств потребует проект и какую прибыль он принесет. Данный раздел составляется после разработки всего плана. Резюме суммирует прогнозы и планы, обоснованные и рассчитанные в последующих разделах. Можно с уверенностью сказать, что бизнес-план не будет прочитан в полном объеме, если резюме не заинтересует потенциальных инвесторов или партнеров. Необходимо чрезвычайно доходчиво изложить миссию (сформулированную глобальную цель предприятия, исходящую из необходимости удовлетворения потребностей потребителей) и цели предприятия (прогнозируемые результаты его деятельности).
Общеизвестно, что одной из основных функций менеджмента производственного предприятия является планирование ассортимента продукции (работ, услуг). Покупая товар или услуги, потребитель фактически решает какую-то свою проблему: получает экономию времени или других ресурсов; создает себе позитивный имидж; наконец, удовлетворяет какие-то насущные потребности. Анализ рыночной информации и возможностей предприятия позволяет остановиться на продукции и услугах, отвечающих требованиям и предпочтениям потребителей. Другими словами, “производи то, что продается, а не продавай то, что производишь”. Особое внимание нужно уделить обеспечению устойчивой конкурентоспособности продукции и услуг. Теория конкурентоспособности выделяет три типа конкурентных преимуществ: более низкие издержки, дифференциация, фокусирование. Под этим понимается способность предприятия производить и сбывать продукцию, выполнять работы, оказывать услуги при меньших затратах, чем конкуренты. Кроме того, продукция должна иметь либо более высокое качество при стандартном наборе параметров, либо наличие нестандартного набора свойств, реально интересующих потребителя. Производитель должен ориентировать свои усилия на какую-то группу потребителей или на ограниченную часть ассортимента продукции (работ, услуг), или на специфический географический рынок. Предприятия не обязаны все время следовать только одной ранее выбранной стратегии обеспечения конкурентных преимуществ. Она может претерпевать изменения под влиянием внешней среды. Безусловно, переориентация с одной стратегии на другую должна быть обоснована и подкреплена ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми).
Краткий алгоритм составления очередного важного раздела бизнес-плана маркетинга заключается в следующем:
– анализ рынка и прогноз ситуации;
– формирование общей цели предприятия с учетом миссии предприятия;
– выбор измеряемых целевых показателей (объемы продаж по годам и др.);
– учет внутренних и внешних ограничений;
– составление общего плана маркетинга;
– организация выполнения плана маркетинга.
Успешная реализация плана маркетинга как фактора долговременного успеха на рынке напрямую зависит от тщательности составления данного документа.
При составлении плана производства важно охарактеризовать весь процесс производства продукции (работ, услуг). План содержит описания зданий и сооружений, транспортных средств, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, технологий, производственных мощностей и программ контроля качества. Для представления о распределении трудовых ресурсов в процессе производства необходимо разработать и организационную схему, представляющую структуру предприятия по линиям ответственности и взаимосвязей персонала.
Существенная часть проектов потерпела неудачу в результате недооценки проектных рисков. Доход и риски связаны между собой как две стороны одной медали. Их существование – объективная реальность. Все риски, возникающие в связи с осуществлением инвестиционных проектов и движением финансовых потоков, можно подразделить следующим образом: процентные, валютные, кредитные, бизнес-риски и инвестиционные.
Процентный риск возникает из-за колебаний процентных ставок. Следовательно, это приводит к изменениям затрат на выплату процентов или доходов на вложенные инвестиции.
Валютный риск можно охарактеризовать как риск получения убытков, возникающий в результате неблагоприятных краткосрочных и долгосрочных колебаний курсов валют. Косвенным образом валютному риску подвержена любая компания, сталкивающаяся с иностранной конкуренцией на внутреннем рынке.
Кредитный риск следует дифференцировать и рассматривать в форме коммерческого (торгового) и банковского кредитов. Торговый кредитный риск для поставщика товаров или при предоставлении услуг заключается в неспособности клиента оплатить их в соответствии с договорными обязательствами, а для клиента – в состоятельности поставщика предоставить их. Сущность банковского риска для предприятия-клиента заключается в возможном отказе банка предоставить или продлить кредит.
Бизнес-риск – это способность предприятия поддержать уровень дохода на вложенный капитал. В условиях акционерного общества он выражается в возможности поддерживать доход на акцию на неснижающемся уровне. Бизнес-риск возникает в тех случаях, когда коммерческая и хозяйственная деятельность компании оказывается менее успешной, чем была ранее или чем ожидалось.
Инвестиционный риск – это риск потери всего инвестируемого капитала, а также ожидаемого дохода.
Методы снижения рисков в отечественной экономике стали применяться сравнительно недавно. Главными из применяемых методов стали распределение риска и его страхование (или резервирование). Каждый субъект хозяйствования устанавливает приемлемую для себя степень риска. Для определения его уровня возможно использование статистических, экспертных, экономико-математических и комбинированных методов. Выбирая проект, необходимо рассматривать его во взаимосвязи с уже существующими производствами предприятия. В целях снижения риска выбирают производство таких товаров и оказание таких услуг, спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, то есть при увеличении спроса на один товар (услугу) спрос на другой товар снижается (диверсификация вложений в производство). Обязателен учет рисков в плане финансирования, который должен быть нацелен на решение задач обеспечения своевременного потока инвестиций и снижения капитальных затрат и риска проекта за счет оптимизации структуры инвестиций и налогового планирования.
При разработке стратегии финансирования проекта учитывают, что источники финансирования инвестиционных проектов могут быть весьма разнообразны как по составу, так и по формам вложения капитала. При этом основными источниками являются:
– собственные финансовые средства предприятия, реализующего инвестиционный проект: прибыль, накопления, амортизационные отчисления, страховые суммы, выплачиваемые в виде возмещения ущерба и т. д., иные виды активов (основные фонды, земля, нематериальные активы и др.);
– привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими структурами, финансово-промышленными группами на безвозмездной основе);
– заемные средства (кредиты банков, инвестиционных и пенсионных фондов, векселя, облигационные займы и т. д.);
– бюджетные ассигнования, в том числе из государственного (республиканского) и местного (областного) бюджетов, фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной или льготной основе;
– иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений в денежной форме международных организаций, финансовых институтов, частных лиц в соответствии с действующим законодательством.
Формы и источники финансирования во многом определяют эффективность инвестиционных проектов и должны учитываться при их разработке. Например, различные формы долгосрочного и среднесрочного кредитования являются выгодными только на первоначальной стадии реализации инвестиционного проекта, позволяя покрыть нехватку финансовых средств в этот период времени. Однако привлечение финансовых средств за счет кредитов может значительно снизить эффективность инвестиционного проекта в первые годы его использования. Поэтому уже на предпроектной стадии разработки проекта необходимо определить влияние объемов и форм кредитования на производственные затраты, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия. Величина кредитных обязательств также должна учитываться при составлении прогнозной финансовой устойчивости предприятия.
Заключительный и ключевой раздел бизнес-плана – это финансовый план. Его содержание не должно расходиться с данными, представленными в других разделах. Наиболее важными прогнозируемыми элементами, на основании которых предприятия составляют финансовый план, являются объем продаж и себестоимость реализованной продукции (услуг). На основании отчета о прибылях и убытках, плана-баланса и отчета о движении денежных потоков проводят анализ финансовых ресурсов и выбирают схему финансирования инвестиционного проекта. Издержки и доходы, связанные с проектом, должны измеряться на посленалоговой основе (после вычета налога на прибыль), чтобы отразить величину реальных доходов и затрат. В отечественной практике для оценки эффективности инвестиций чаще используют три показателя: чистая приведенная стоимость проекта (размер дисконтированного дохода по проекту), внутренняя норма доходности, срок окупаемости затрат. Не следует останавливаться на каком-либо одном показателе, так как каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.
Расчет чистой приведенной стоимости проекта позволяет выбрать проекты, которые максимизируют стоимость фирмы, а также учитывает различную стоимость денег во времени. Однако при использовании этого метода недостаточно четко выявляются риски проекта, запасы “прочности” расчетов.
Вычисление внутренней нормы доходности создает четкие критерии для принятия решения, учитывает денежные потоки в течение всего жизненного цикла проекта, но в данном случае не всегда возможен выбор проектов, максимизирующих стоимость фирмы.
Срок окупаемости проекта достаточно легко вычислить и понять. К сожалению, при этом методе оценки не учитываются различная стоимость денег во времени, разница во времени получения доходов в пределах периода окупаемости.
Целесообразно при финансовой оценке проекта провести анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без финансовых вливаний извне выполнить своевременно свои денежные обязательства. Другими словами, точка безубыточной деятельности (точка нулевой прибыли) определяется уровнем реализации продукции и услуг, при котором доход до выплаты налогов и процентов равен нулю.
Содержание и структура инвестиционного предложения
в формате бизнес-плана судоходной компании
Резюме
1 Стратегия разработки инвестиционного предложения.
1.1 Методика сбора информации и расчета исходных данных.
1.2 Общие показатели проекта.
2 Анализ рынков сбыта транспортной продукции и стратегия маркетинга.
2.1 Краткий анализ транспортной инфраструктуры региона.
2.2 Сбор и анализ информации по рынкам сбыта транспортной продукции.
2.3 Сегментация рынков сбыта, конкурентный экспресс-анализ.
2.4 Прогноз цен (тарифов) и объемов продаж по сегментам рынка.
2.5 Стратегия маркетинга и характеристика основных потребителей
транспортной продукции компании.
3 План производства.
3.1 Краткие технические характеристики транспортных судов, технологии и оборудования портов, инфраструктуры.
3.2 Сроки ввода мощностей и освоения нового оборудования
(судов, перегрузочного оборудования).
3.3 Материальные затраты на топливо и электроэнергию.
4 Организационно-правовые формы реализации инвестиционного проекта и его возможные участники.
4.1 Анализ и варианты правового статуса предприятия.
4.2 Характеристика и возможные условия участия в проекте потенциальных инвесторов.
4.3 Системы организации и управления проектом.
5 Экологические характеристики производства.
6 Финансовое обеспечение проекта. Экспресс-расчеты в формате бизнес-плана.
6.1 Оценка предполагаемого объема инвестиций по направлениям:
– НИОКР и подготовительные работы;
– строительно-монтажные работы;
– приобретение транспортных судов и оборудования;
– прочие затраты;
– объемы иностранных инвестиций.
6.2 Предполагаемые источники и условия финансирования.
6.3 Экспресс-расчеты финансового плана.
6.3.1 Расчет движения денежных потоков:
– календарный план инвестиций;
– физический объем производства и план сбыта продукции;
– прямые и общие издержки;
– план персонала;
– капитал;
– отчет о прибылях и убытках;
– отчет о движении денежных средств;
– бaлaнc;
– начисленные налоги.
6.3.2 Расчет себестоимости продукции (работ, услуг).
6.4 Показатели экономической эффективности (интегральные):
– ставка дисконтирования;
– срок окупаемости (РВР);
– индекс прибыльности (РI);
– внутренняя норма рентабельности (IRR);
– чистый приведенный доход (NPV)
7 Оценка факторов неопределенности и риска.
8 Заключение и рекомендации.
8.12 Экспертиза бизнес-плана (анализ инвестиционных проектов)
Показатели эффективности бизнес-плана можно разделить на три категории:
– коммерческие (финансовой эффективности) – учитывают интересы непосредственных участников; оценка обязательна для любого проекта;
– бюджетной эффективности – учитывают интересы республиканского, регионального или местного бюджета; оценка желательна для любого проекта;
– экономической эффективности – учитывают интересы государства (экономики в целом); оценка обязательна для крупномасштабных проектов.
При сравнении инвестиционных проектов пользуются показателями:
– чистый дисконтированный доход (NPV, ЧДД);
– индекс доходности (PI, ИД);
– внутренняя норма доходности (IRR, ВНД);
– срок окупаемости (Т).
При оценке коммерческой эффективности проекта используется реальный поток денег. Если чистый дисконтированный доход проекта положителен, проект является эффективным (ЧДД >0). Чем больше абсолютная величина ЧДД, тем эффективнее проект.
Индекс доходности связан с ЧДД. Если ИД больше 1, проект эффективен, если ИД меньше 1 – неэффективен.
ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы, в противном случае они нецелесообразны.
Срок окупаемости – это период, в течение которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.
Оценка финансового состояния предприятия, разрабатывающего бизнес-план, производится на основе анализа формы № 1 – "Баланс предприятия" и формы № 2 – "Отчет о прибылях и убытках".
При анализе финансового состояния предприятия рассчитываются показатели:
– коэффициенты ликвидности (текущей ликвидности, срочной ликвидности, чистый оборотный капитал);
– коэффициенты деловой активности (коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотного капитала, основных средств, активов, материально-производственных запасов);
– показатели структуры капитала;
– коэффициенты рентабельности (рентабельность валовой прибыли, чистой прибыли, оборотных активов, активов, собственного капитала).
Проекты необходимо регулярно адаптировать к изменяющимся условиям реализации. Качественный анализ предусматривает оценку возможностей проекта по 40 позициям:
1 Реальность концепции.
2 Качественные показатели.
3 Надежность и долговечность.
4 Привлекательность.
5 Общественная значимость.
6 Совместимость, соответствие стандартам.
7 Зависимость продукта.
8 Подготовка пользователя.
9 Развитие продукта.
10 Рыночный потенциал.
11 Готовность рынка.
12 Основные потребители.
13 Цена.
14 Конкуренция.
15 Потенциальная конкуренция.
16 Текущий спрос.
17 Распределение.
18 Стабильность спроса.
19 Тенденция спроса.
20 Реклама и продвижение продукта.
21 Сбыт.
22 Проникновение на рынок.
23 Время жизни на рынке.
24 Степень готовности продукта.
24 Исследования и разработки.
26 Серийное производство.
27 Подготовка производства.
28 Оборудование.
29 Сырье и материалы.
30 Производственный процесс.
31 Контроль качества.
32 Сервисное обслуживание.
33 Производственный персонал.
34 Патентная защита.
35 Соответствие законодательству.
36 Экология.
37 Безопасность.
38 Инвестиции.
39 Прибыльность.
40 Окупаемость.
8.13 Этапы реализации проекта и бизнес-плана
Этап реализации проекта и бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начала коммерческого производства, т.е. инвестиционную фазу. Это очень ответственная фаза, так как отклонения от первоначальных проектных данных могут подвергнуть опасности весь проект. Основные этапы реализации проекта (его инвестиционной фазы) включают в себя:
– запуск и начало производства;
– обучение и назначение на должности;
– предпроизводственный маркетинг;
– закупка материалов и сырья;
– установка оборудования;
– приобретение и передача технологии;
– строительные работы;
– переговоры и заключения контрактов;
– организационное создание;
– финансовое планирование;
– образование фирмы;
– назначение команды внедрения.