Задания для самостоятельной работы. 1. Объясните, как изменится число компаний, действующих на рынке чистой монополии
1. Объясните, как изменится число компаний, действующих на рынке чистой монополии, в долгосрочном плане, если:
а) рыночная цена равна 10 долл., а средние общие издержки – 12 долл.;
б) рыночная цена равна 10 долл., а средние общие издержки – 8 долл.
2.Определите цену, которую назначит монополист, если эластичность спроса по цене равна -4, а предельные издержки составляют 90 руб. за единицу продукции.
3. Функция общих затрат монополиста: ТС= 100 + 3 Q, где Q- количество единиц продукта, производимое в месяц. Функция спроса на продукцию монополиста: Р = 200– Q,
где Р - цена продукта. Определите общий доход и прибыль, если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц. Что происходит с прибылью монополиста при увеличении объема производства на единицу? Определите предельный доход от производства 20-й единицы продукции.
4. Чему равен индекс Лернера для монополиста, если при объеме выпуска в 1 000 ед. товара, его МС=100 руб., а цена продукции на рынке равна 120 руб. за единицу. Считается ли власть монополиста над ценой при полученном значении индекса критически высокой или приемлемой?
5. Фирма монополист проводит политику ценовой дискриминации, продавая продукцию двум группам потребителей по разным ценам. Функция спроса потребителей на продукцию фирмы: Q1 = 120 – Р1 и Q2 = 90 – 2Р2, где Р1,2 и Q1,2 – цена и объем спроса для каждой группы потребителей. Предельные издержки фирмы постоянны и равны 3. Какую цену следует назначить монополисту для максимизации своей прибыли на каждом сегменте рынка?
6. Монополист производит 10 000 ед. товара в день и продает эту партию по цене 25 руб. за единицу. Определите прибыль или убытки монополиста. Если его общие издержки на производство дневного объема продукции равны 170 тыс. руб.
7. Функция общих затрат монополиста: ТС= 5Q + 12 . Функция спроса на продукцию монополиста: Р = 120– 0,5Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу товара) в размере 2 руб.
Определите:
а) налоговые поступления в бюджет;
б) выпуск и цену, максимизирующие прибыль монополиста, после введения налога.
Рекомендуемая литература:
Основная [2]
Дополнительная [2]
Интернет-ресурсы [1]
Практические занятия 16, 17. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии – 4 часа
Основные положения
1. Отрасль является монополистически конкурентной, если:
а) на рынке ее продукции действует много покупателей и много продавцов;
б) каждая компания отрасли выпускает свой продукт;
в) доступ на рынок новых участников и уход с него старых осуществляются беспрепятственно.
2. Чтобы получить максимальную прибыль, компания, действующая на
рынке с монополистической конкуренцией, должна иметь такой объем выпускаемой продукции, при котором ее предельные поступления равны предельным издержкам. А цена, при которой прибыли максимальны, является той наивысшей ценой, которую готовы платить потребители за указанный объем. Если выразить это в математическом виде, то оптимальный объем будет при:
МR(Q*) = МС(Q*), (3.2)
а оптимальная цена —
Р* = Р(Q*). (3.3)
3. В долгосрочном плане компании, действующие на рынке с
монополистической конкуренцией, имеют объем выпускаемой продукции,
при котором:
а) Р > МС
б) Р = АТС > минимума средних издержек.
4. Олигополия – это рыночная структура, при которой:
- в отрасли действует относительно немного крупных компаний, обслуживающих многочисленных потребителей;
- компании выпускают однородные или дифференцированные виды продукции;
- вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен.
5. Главная черта такой рыночной структуры состоит в наличии существенной взаимосвязи и взаимозависимости между фирмами. Каждая фирма, оперирующая в условиях олигополии, вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.
Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. Ценовые войны на рынках олигополии могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, фирмы могут договориться о создании картеля в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.
6. Общей теории олигополии не существует. Однако разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Известны следующие модели ценового поведения олигополистов:
- ломаной кривой спроса;
- тайный сговор;
- лидерство в ценах;
- «издержки плюс».
7. В условиях олигополии фирмы могут обладать разными долями рынка, при этом отдельные фирмы могут иметь значительную монопольную власть. Для оценки монопольной власти используются следующие показатели:
- индекс Лернера;
- индекс Герфиндаля – Хиршмана;
- индекс Ротшильда.
8. Индекс Лернера показывает, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы:
(3.4)
где Р – цена товара;
МС – предельные издержки на его производство.
В тех отраслях, где степень конкуренции высока и где компании борются за потребителя, каждая из них старается сделать наценку как можно меньшей, результатом чего становятся минимально низкие цены, а индекс Лернера приближается к нулю. Если же борьба за потребителя ведется не очень интенсивно, то этот индекс движется в другую сторону, к единице.
9. Индекс Герфиндаля – Хиршмана определяет степень концентрации рынка. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монопольной власти. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
(3.5)
где S1 – удельный вес самой крупной фирмы;
S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn - удельный вес наименьшей фирмы.
Значения индекса Герфиндаля – Хиршмана лежат в диапазоне от 0 до 10 000. Верхнее значение (10 000) получается при полной концентрации, когда на рынке действует только одна компания. Нижнее значение (0) характерно для рынка, на котором действует бесконечное множество предельно небольших компаний.
10.Высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Герфиндаля – Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике.
11. Индекс Ротшильда вычисляется как:
(3.6)
где ЕD – эластичность спроса для всего рынка рассматриваемого товара;
ЕР - эластичность спроса на этот товар, выпускаемый отдельной
компанией.
Индекс Ротшильда принимает значения в диапазоне от 0 до 1. Когда он равен 0, кривая спроса на продукцию отдельной компании совпадает с рыночной кривой спроса. И наоборот, когда эластичность спроса на продукцию отдельной компании значительно больше эластичности всего рынка, индекс Ротшильда становится близок к 0.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение монополистической конкуренции. Приведите примеры.
2. Что общего у монополистического конкурента с чистой монополией, а что – с совершенным конкурентом?
3. Как устанавливается равновесие монополистического конкурента в краткосрочный период? Может ли фирма столкнуться с ситуацией убытков?
4. Что происходит на рынке монополистической конкуренции в долгосрочный период? Как достигается долгосрочное равновесие?
1. Дайте характеристику олигополии, приведите примеры. В чем сходство и различие между монополией и олигополией?
2. Какая черта является особенностью олигополии? В чем выражается?
3.Существует ли конкурентная борьба в условиях олигополии? В каких формах она протекает и почему?
5. Для чего необходимо следить за концентрацией рынка в условиях олигополии? Как она измеряется?
6. Назовите основные модели олигополии по способу ценообразования. В чем их сущность?
Верно / Неверно:
Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:
1. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают более разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции.
2. При монополистической конкуренции отраслевой выпуск товарной группы обеспечивается достаточно большим количеством фирм.
3. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается эффективное использование ресурсов.
4. В монополистически конкурентных отраслях объемы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции
5. При несовершенной конкуренции фирмы могут оказывать влияние на рыночную цену, что обусловлено снижающейся кривой спроса на их товары.
6. В условиях монополистической конкуренции фирма всегда получает положительную экономическую прибыль.
7. В монополистически конкурентных и олигополистических отраслях объемы выпуска продукции ниже, а цены выше, чем в условиях совершенной конкуренции.
8. Рыночное поведение отраслевого картеля, максимизирующего прибыль, аналогично поведению чистой монополии.
9. Модель «ломаной» кривой спроса объясняет, почему олигополист не будет изменять цены и объем выпуска при небольших или средних изменениях в издержках.
10. Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией.
Тестовые задания
1. На рынке монополистической конкуренции:
а) отдельный покупатель может влиять на цену;
б) реклама не играет существенной роли;
в) товары отличаются по исполнению, качеству, условиям продажи;
г) существуют значительные барьеры для входа в отрасль и выхода из нее.
2. Рынок монополистической конкуренции находится в долгосрочном равновесии, если:
а) Р = АС;
б) P = MR;
в) Р = МС;
г) Р = AVC.
3. Монополистическая конкуренция сформируется, скорее всего, на рынке:
а) пшеницы;
б) алюминия;
в) тракторов;
г) одежды.
4. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:
а) выпускаются дифференцированные товары;
б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;
в) каждая фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт;
г) выпускаются однородные товары.
5. Сторонники точки зрения, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:
а) дифференциация продукта благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;
б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный, с точки зрения рынка, объем продукции;
в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;
г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное, с точки зрения общества, использование ресурсов.
6. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии, был:
а) Карл Маркс; в) Джон Робинсон;
б) Огюстен Курно; г) Джон Гэлбрейт.
7. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:
а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;
б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;
в) небольшое количество конкурирующих фирм;
г) только одна крупная фирма.
8. Производство автомобилей является примером:
а) монополии;
б) совершенной конкуренции;
в) монополистической конкуренции;
г) олигополии.
9. В условиях олигополии конкурентная борьба никогда не затрагивает:
а) рекламную компанию;
б) ценовую политику;
в) качество продукции;
г) издержки производства.
10. Если ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены, но если вы повысите ее, ни одна фирма не последует вашему примеру. Это означает, что ваша фирма:
а) сталкивается с жесткой конкуренцией;
б) имеет ломаную кривую спроса;
в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;
г) наиболее эффективна в отрасли.
Задачи
1. В долгосрочном периоде средние затраты монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства: AC=Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулой: Р =150 - 3∙Q. Определите параметры равновесия (цену и объем продаж).
2. Функция средних затрат фирмы - монополистического конкурента на своем рынке: AC=3∙Q – 2. Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы: Q= 52 – 2∙Р. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 0,5∙Q2 + 6∙Q, остаточный спрос увеличился и составил Р= 104 - 2 ∙Q.
Определите прибыль фирмы до и после проведения рекламной кампании и сделайте выводы о ее эффективности.
3. На рынке олигополии оперируют две фирмы, выпускающие
однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями и устанавливают одинаковые цены на товар. В таблице 3.11 приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.
а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?
б) Какой объем выпуска выберет каждая фирма?
в) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?
г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента?
Таблица 3.11 - Исходные данные
Цена, руб. | Объем спроса, ед. | Объем выпуска, ед. | Общие издержки, руб. |
4. На рынке олигополии действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат ТС = Q2 + 3∙Q. Функция рыночного спроса: Р = 90 – Q. Остальные фирмы могут поставить по цене лидера количество продукции 45 ед. Определите выпуск и цену лидера.
5. Определите индекс Герфиндаля-Хиршмана:
а) для чистой монополии;
б) для случая, когда на рынке действует 5 фирм, доли на рынке поделены следующим образом:
1-я фирма - 10%, 2-я фирма - 15%. Остальные 75% поделены поровну между тремя фирмами.