Мировая электронная промышленность
Электронную промышленность часто называют детищем НТР, и это действительно так. Сначала она зародилась в недрах электротехники (радиотехники), но затем фактически отделилась от нее, превратившись в самостоятельную отрасль. Как типичная новейшая отрасль электроника развивается ускоренными темпами и в результате по стоимости продукции, которая еще в 1999 г. превысила 1 трлн, а в 2005 г. 1,5 трлн долл., уже намного опередила и нефтяную, и автомобильную, и даже химическую промышленность, выйдя на первое место. При этом электроника держит первенство не только по количественным, но и по качественным показателям, являясь, пожалуй, самой наукоемкой и инновационной отраслью современного производства, которая во многом определяет главные направления мирового научно-технического развития. Она же вызвала к жизни новые формы организации производства, его территориальной структуры, международного географического разделения труда, монополизации. Подобная ее роль объясняется тем, что именно с электронной промышленностью в первую очередь связаны электронизация, комплексная автоматизация, информатизация нашей жизни, означающие глубокий революционный переворот как в производственной, так и в непроизводственной сфере деятельности людей.
Электронная промышленность – одна из немногих отраслей хозяйства, которая со времени своего зарождения фактически не испытывала сколько-нибудь серьезных кризисных явлений. Темпы ее развития в передовых странах мира обычно в 5—10 раз превышают средние темпы роста ВВП. Капиталовложения в электронику по рентабельности в три-четыре раза превосходят аналогичные показатели других отраслей промышленности. К тому же она развивается «вглубь» и «вширь», охватывая все новые страны и регионы.
В отраслевой структуре электроники принято выделять четыре основные группы производств: 1) производство электронных средств обработки информации; 2) производство средств связи; 3) производство бытовой аппаратуры; 4) производство электронных компонентов.
В производстве электронных средств обработки информации ведущая роль принадлежит выпуску собственно компьютеров, или ЭВМ. Выпускать их начали после Второй мировой войны в США, которые и до сих пор остаются лидером в производстве многих видов ЭВМ и комплектующих изделий к ним. Это относится и к микро-ЭВМ, и к мини-ЭВМ, и к супер-ЭВМ. Еще в середине 1990-х гг. производство ЭВМ в этой стране по стоимости превысило 100 млрд долл. Среди сотен компьютерных фирм США особое место занимает ИБМ, дающая более половины всей выпускаемой в мире компьютерной продукции. Второе место занимает Япония (60 млрд долл.), где также выпускают все основные виды ЭВМ. Япония появилась на мировом компьютерном рынке позднее, только в 1970-х гг., но, совершив настоящий технологический прорыв (и обогнав Западную Европу), она заметно приблизилась к США. По размерам продажи компьютеров японская фирма «Фуцзицу» уступает только ИБМ. На третьем месте(25 млрд долл.) – Западная Европа, где компьютерное производство сосредоточено в основном в четырех ведущих странах региона. Еще один крупный район производства электронных средств обработки информации охватывает новые индустриальные страны Азии. Однако считается, что компьютеры «белой» сборки по качеству выше компьютеров «желтой» сборки и предназначаются для более состоятельного и требовательного потребителя.
В последние два десятилетия самыми высокими темпами растет производство персональных компьютеров. Они появились в США только в 1975 г., но очень быстро распространились и в быту, и в сфере бизнеса, способствуя в том числе и созданию автоматизированных рабочих мест. Затем массовый выпуск был организован также в Японии, НИС Азии, в Западной Европе, Китае. Ныне же их ежегодно выпускают около 100 млн штук.
К этой группе производств относят также программное обеспечение компьютеров. Тут превосходство США еще заметнее, в особенности благодаря деятельности нескольких очень крупных американских фирм, таких как «Майкрософт».
Производство техники связи (телекоммуникаций) растет по мере того как расширяется употребление телефонной и телексной связи, видеосвязи, электронной почты, использование спутниковой, волоконно-оптической связи и т. д. Достаточно сказать, что количество телефонных аппаратов в мире в 2005 г. достигло почти 1,2 млрд (400 млн в АТР, 365 млн в Европе, 310 млн в Америке, 80 млн в Африке, 35 млн в Южной и Юго-Западной Азии). Производство электронных средств связи на 3/4 концентрируется в десяти наиболее развитых странах, однако в начавшемся в 1990-е гг. «буме мобильников» уже лидирует Китай.
Производство бытовой электронной аппаратуры обеспечивает выпуск самых массовых и широко доступных видов продукции данной отрасли. Своими корнями оно уходит в радиотехнику и началось еще задолго до наступления эпохи НТР. И в дальнейшем выпуск аудиоаппаратуры еще некоторое время преобладал, но к началу 1990-х гг. его уже намного опередило производство видеоаппаратуры – черно-белых, а затем цветных телевизоров, видеомагнитофонов, видеокамер. Они составляют ныне 1/2 всех выпускаемых бытовых электронных товаров, тогда как аудиоаппаратура – 1/4, а прочие виды – более 1/5.
Одновременно в этой подотрасли происходили большие географические сдвиги. В 1960 г. экономически развитые страны обеспечивали в совокупности 95 % мирового производства радиоприемников и телевизоров (в том числе Северная Америка – соответственно более 30 и около 30 %, Западная и Восточная Европа – 35 и 46 % и Япония – 25 и 17 %). Но уже к 1990 г. суммарная доля трех названных регионов заметно уменьшилась. Это произошло благодаря быстрому наращиванию выпуска бытовой электронной аппаратуры в новых индустриальных странах Азии и в Китае. В результате доля Восточной и Юго-Восточной Азии выросла до 70 % по радиоприемникам и до 60 % по телевизорам. Так, в 2005 г. из общемирового производства телевизоров (165 млн шт.) Китай производил 80 млн, Малайзия – 10 млн, Республика Корея – 7 млн, Япония – 3 млн штук. Но в целом крупнейшим производителем бытовой электронной аппаратуры остается Япония, по образцу которой, собственно говоря, и развивали эту отрасль другие страны региона. И качество японской бытовой электроники по-прежнему остается наиболее высоким.
А. Морита, основатель всемирно известной японской корпорации «Сони», пишет о том, что именно она первой запустила в массовое производство транзисторный радиоприемник, создала первый в мире домашний видеомагнитофон, а также портативный кассетник с наушниками – плейер. Совместно с голландским концерном «Филипс» «Сони» разработала и внедрила принципиально новую лазерную технологию звукозаписи на компакт-дисках. Эта же компания ближе других подошла к технологии телевидения с особо высокой точностью изображения.
Производство электронных компонентов (транзисторов, полупроводников) растет еще более быстрыми темпами, чем производство самой разнообразной электронной аппаратуры. Эти темпы, обусловленные соответствующими капиталовложениями, предопределили переход от микросхем сначала к большим, а затем и к сверхбольшим интегральным схемам, который был осуществлен при помощи уменьшения размеров составляющих их элементов. До начала 1980-х гг. главными поставщиками микросхем были фирмы США. Они намного опережали японские фирмы и европейский «Филипс». Но потом первенство перешло к японским фирмам («НЭК», «Тошиба», «Хитачи»), хотя по выпуску микрокомпьютеров мировым монополистом остается американская «Интел».
Обычно выделяют четыре главных района размещения электронной промышленности. Во-первых, это США. Хотя они утратили абсолютное первенство в производстве электронной продукции, но сохранили и большие объемы, и наиболее сложную структуру отрасли, в которой представлен весь ее разнообразный ассортимент. Кроме того, США специализируются на выпуске самой наукоемкой и дорогостоящей продукции, предназначенной главным образом для внутреннего рынка и в гораздо меньшей мере для экспорта. Во-вторых, это Япония. По общим масштабам выпуска электронной продукции она занимает второе место после США. В структуре отрасли здесь ныне преобладает выпуск электронных компонентов, компьютеров и дорогостоящей бытовой электроники, причем все эти изделия, в отличие от США, ориентированы преимущественно на экспорт. В-третьих, это Западная Европа. Электронная промышленность получила здесь наибольшее развитие в ФРГ, во Франции, в Великобритании, Италии и Нидерландах. Для ее структуры характерно преобладание предприятий, выпускающих телекоммуникационную аппаратуру, вычислительную технику и приборы при значительно меньшей роли производства бытовой электроники и электронных компонентов. В-четвертых, это страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Они широко использовали выгоды своего экономико-географического положения, наличие трудовых ресурсов и японский опыт, превратив электронную промышленность в главную отрасль своей международной специализации. Это же предопределило ее очень высокую экспортность.
Несмотря на то что каждая из четырех отраслевых групп электронной промышленности имеет некоторые особенности в ориентации (на квалифицированные трудовые ресурсы, на близость к центрам науки и др.), в ней очень четко проявилась тенденция к формированию крупных ареалов их сосредоточения с задачей обеспечить в одном месте функционирование всей производственной цепочки от идеи до готового продукта. Вот почему именно на основе электронной промышленности возникло немало научных, научно-исследовательских парков, технополисов, «силиконовых долин».
Участие электронной промышленности в мировой торговле также в целом очень велико, но по размерам экспортной квоты четыре ее главных региона различаются довольно сильно. Наиболее высока эта квота в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, где в отдельных странах она доходит до 80–90 %. В Японии экспортная квота в зависимости от вида продукции колеблется в пределах от 35 до 50 %. В Западной Европе – с учетом внутрирегиональной торговли – она составляет примерно 40 %. А в США экспортная квота намного меньше, она едва превышает 1/10.
На этом фоне электронная промышленность России выглядит, к сожалению, весьма отсталой. До 1991 г. эта отрасль в Советском Союзе и странах Восточной Европы развивалась довольно обособленно от остального мира, хотя перед ней и ставили задачу выйти на уровень одной из современных высокотехнологичных отраслей. Но с распадом СССР и СЭВ и разрывом налаженных производственных и научных связей, да еще в условиях усугубившихся финансово-экономических трудностей, она пришла в упадок. Например, производство телевизоров в 1990–1995 гг. уменьшилось с 4,7 до 1 млн штук и только к 2005 г. достигло прежнего уровня.