ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22. 1. Особенности формирования инновационного потенциала организации
1. Особенности формирования инновационного потенциала организации.
Процесс формирования и последующего развития инновационного потенциала любой организации должен быть целенаправленным и основанным на системных позициях.
На основе общей схемы стратегического подхода к организации и планированию инновационной деятельности на предприятии можно сформулировать концептуальные положения по созданию системы управления инновационным потенциалом. Система управления инновационным потенциалом промышленного предприятия должна базироваться на четырех группах стратегических решений.
Первая группа стратегических решений - выбор целесообразного направления формирования и развития инновационного потенциала и планирование его содержательной составляющей.
Такой выбор осуществляется в ходе стратегического сегментирования рынка. В общем случае это процесс анализа рыночного окружения промышленного предприятия, результатом которого является обоснование сфер деятельности (областей приложения инновационного потенциала), привлекательных с точки зрения:
- удовлетворения новых (развивающихся) общественных потребностей за счет внедрения соответствующих инноваций;
- роста объемов продаж инновационно-активного предприятия за счет диверсификации хозяйственного портфеля;
- финансовой результативности (например, прибыльности и/или рентабельности) за счет внедрения продукции, находящейся на первых стадиях жизненного цикла.
Конечным результатом стратегического сегментирования внешней среды предприятия с целью формирования (развития) эффективного инновационного потенциала является обоснование таких стратегических направлений инновационной деятельности, которые, в конечном счете, приведут к получению конкретного (инновационного) товара, изготавливаемого по определенной (новой) технологии и на который имеется реальный или потенциальный спрос, то есть, известны потребители этого товара.
В соответствии с представленным определением исходным пунктом в системе стратегического управления инновационным потенциалом промышленного предприятия является планирование его содержательных аспектов, то есть обоснование:
1) общих принципов и направлений развития инновационного потенциала предприятия с выделением характерных его особенностей.
2) общих подходов к формированию потребного состава инновационного потенциала предприятия.
3) общих решений о масштабах развития инновационного потенциала.
При этом в процессе планирования должны быть безусловно учтены те ограничения, которые возникают при описании стратегического подхода. То есть инновационный потенциал должен формироваться и развиваться в соответствии с действующей в настоящий момент миссией предприятия, поддерживать краткосрочные и долгосрочные цели хозяйствования, находиться в пределах принятой общекорпоративной стратегии развития.
Отсюда, выполненные в процессе планирования обоснования должны быть направлены на то, что созданный инновационный потенциал будет способен обеспечить разработку, производство и распространение таких инновационных продуктов, которые:
- расширяют и углубляют настоящее и будущее рыночное пространство предприятия;
- повышают уровень общей рентабельности и финансовой устойчивости предприятия;
- формируют гибкий хозяйственный портфель предприятия;
- находятся в синергетическом взаимодействии со уже реализуемыми видами деятельности предприятия.
Вторая группа стратегических решений, в системе управления инновационным потенциалом промышленного предприятия - это обоснование адекватной организации инновационного потенциала адаптированной к изменениям.
Третья группа стратегических решений в системе управления инновационным потенциалом промышленного предприятия - это раскрытие методологической сущности мотивации к его формированию и развитию.
В общем смысле мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей.
бщая концепция системы стратегического управления формированием и развитием инновационного потенциала промышленного предприятия должна основываться на следующих ключевых позициях.
Исходной позицией в системе управления инновационным потенциалом должен стать всесторонний анализ реального и потенциального рыночного пространства с целью выявления возможных и по определенным критериям приемлемых для данного предприятия направлений для его формирования и дальнейшего развития. Результаты такого анализа позволят спланировать состав инновационного потенциала и его масштабы. При этом в качестве ограничений могут (а в отдельных случаях и должны) выступать: действующая миссия предприятия, установленная совокупность внутрифирменных целей, реализуемая стратегия развития и другие.
После планирования целей и содержания инновационного потенциала (конкретного состава его элементов), система управления должна выработать организационные решения как взаимодействия элементов самого инновационного потенциала в процессе осуществления инновационной деятельности, так и взаимодействия инновационного потенциала (в виде самостоятельной подсистемы) другими подсистемами промышленного предприятия. Результаты этих организационных решений во многом предопределяют масштабы и результативность инновационной деятельности предприятия.
В соответствии с базовыми положениями менеджмента в системе управления должна быть реализована функция мотивации. Эта функция может быть реализована как адекватная реакция системы на ухудшающиеся внешние характеристики, то есть мотивом к активизации инновационной деятельности и развитию инновационного потенциала предприятия является сохранение и укрепление его конкурентных и экономических позиций. Это приводит к необходимости регулярного получения своевременной информации, необходимой и достаточной для принятия соответствующих решений.
Последняя функция в системе управления - контроль должна быть реализована в виде текущего мониторинга состояния и результативности использования инновационного потенциала промышленного предприятия. Результаты мониторинга обеспечивают обратную связь в системе управления путем предоставления информации об эффективности принятых ранее управленческих решений в области инновационной деятельности.
Таким образом, общий контур системы стратегического управления формированием и развитием инновационного потенциала промышленного предприятия будет иметь замкнутый цикл, начиная с целеполагания и заканчивая обеспечением обратной связи.
2.Дивизиональная организация как фактор повышения инновационной активности.