Это означает, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить подобную деятельность
Сделать это можно по-разному:
- открыть свое дело,
- принять непосредственно участие в труде,
- нанять работников,
- купить акции,
- приобрести государственные облигации,
- положить деньги в банк,
- инвестировать их в недвижимость (землю, дом).
Свободному рынку присущи любые формы собственности.
Всякий человек имеет право купить нужные ему товары и услуги.
Второй признак.
Абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов.
Участникконкуренции вкладывает свои деньги, допустим, в акции не просто так, а ради увеличения дохода.
Рассчитывать на это он может только в том случае, если в результате перемещения его
капитала производство расширяется, а объем продажи возрастает.
Это происходит, когда привлекаются дополнительные ресурсы, применяются более эффективные их комбинации, осваиваются передовые технологии.
Третий признак.
Полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах, нормах прибыли и т.п.
Без этого человек не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор между, скажем, покупкой дома и приобретением акций (какой максимальный доход могут принести акции).
Четвертый признак.
Абсолютная однородность одноименных продуктов, что выражается в отсутствии торговых марок и других индивидуальных характеристик качества товара.
Наличие же торговой марки ставит продавца
в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок.
Пятый признак.
Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Современный рынок отличается сложной структурой.
Для лучшего понимания сущности рыночных отношений ученые-экономисты предлагают следующую классификацию рынков
В системе рыночного регулирования главную роль контролирующего механизма играет конкуренция, заставляющая производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции принуждает производителей к эффективной деятельности, использованию прогрессивных технологий, совершенствованию качественных характеристик и обновлению ассортимента товаров.
30. Функции рынка.
Мировой и национальный опыт показывает, что рынок влияет на все стороны жизни общества.
Сущность рынка находит свое выражение в его экономических функциях.
Посредническая функция. Рынок соединяется в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей.
Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности.
Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная технологическая и экономическая взаимосвязь между конкретными участниками общественного производства.
Современное производство основано на разделении труда, поэтому абсолютное большинство продуктов создается не для собственного а для ≪чужого≫ потребителя.
Именно рынок служит мостом, через который продукт поступает от производителя к потребителю
по схеме: ≪производство — рынок — потребитель≫.
Регулирующая функция. Самая важная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство.
Рынок дает ответ на вопросы: что, как и для
кого производить.
Рынок немыслим без конкуренции.
Важную роль в рыночном конкурировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает цена — сигнал
к сокращению.
Неблагоприятное соотношение товара на рынке, отражающее несоответствие его общественным потребностям, вынуждает производителя переориентировать ресурсы на создание другого товара, потребность в котором не удовлетворена. Поэтому рынок способствует перераспределению ресурсов производства, стремясь приблизить ассортимент товаров к структуре общественных потребностей.
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, спроса и предложения на товары и услуги на рынке формируется цена, отражающая полезность товара и издержки на его производство.
В экономике существуют затратный и рыночныймеханизмы ценообразования.
Суть затратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится в зависимость от издержек производства и обращения.
Рынок признает только общественно необходимые затраты труда на производство данной продукции, только их согласен оплатить покупатель.
Информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Санирующая функция. Рыночный механизм — неблагоприятная система, жесткая, подчас даже жестокая, которой присущи социальное расслоение, беспощадность по отношению к экономически слабым производителям.
С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственно нежизнеспособных
единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным предприятиям (фирмам).
Рынок есть взаимодействие спроса и предложения посредством цены.
Экономическая теория именно так и представляет рынок, строя модели рыночной зависимости между спросом, предложением и ценой, а также изучая влияния на них отдельных факторов.