Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции

Изучив динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнению договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода; ТП - стоимость выпуска товарной продукции; РП - объем реализации продукции за отчетный период; ОТн ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Из таблицы видно, что план реализации продукции перевыполнен за счет увеличения ее выпуска и сверхплановых остатков товаров, отгруженных покупателям на начало года. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разработать конкретные мероприятияпо ускорению реализации продукции и получению выручки.

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

3) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

где Дв - доля реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.

Расчет влияния данных факторов на объем валовой и реализованной продукции можно произвести одним из приемов детерминированного факторного анализа. Затем, зная причины изменения среднегодовой выработки персонала, фондоотдачи и материалоотдачи, следует установить их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет i-го фактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическую среднегодовую стоимость основных производственных фондов и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Основные источники резервов увеличения выпуска и реализации продукции показаны на рис.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

где Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru ВПкр, Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru ВПфрв, Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru ВПчв - резерв роста валовой продукции соответственно за счет создания новых рабочих мест, увеличения фонда рабочего времени в связи с сокращением его потерь и повышения среднечасовой выработки; Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru КР — резерв увеличения количества рабочих мест; Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru ФРВ - резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращения его потерь по вине предприятия; Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru ЧВ — резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы; ФРВв - возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции за счет увеличения численности оборудования (Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru К) времени его работы (Р Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru Т) и выпуска продукции за один машинно-час (P Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru ЧB) рассчитываются по формуле:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на плановую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на плановую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

в) планируемое сокращение нормы расхода j-го ресурса на единицу i-го вида продукции умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции, полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на плановую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции - student2.ru

Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут выявлены резервы в таком же размере и по другим группам ресурсов.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 5450 млн руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 млн руб. (8345-5773) и по материальным ресурсам - на сумму 2895 млн руб. (8345-5450).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

Наши рекомендации