Диспетчирование производства

Диспетчирование производства неразрывно связано с оперативным планированием. Оно заключается в повседневном (ежечасном) централизованном контроле за ходом производства и принятии немедленных мер по устранению всех нарушений. Нарушения могут быть раз­личного характера, например, перебои в снабжении рабочих мест материалами, заготовками, инструментами, электрической энергией; аварии станков, подъемно-транспортных устройств; дефекты в конструкции; брак, обнаруженный в заготовках или допущенный в процессе обработки, и т. п.

Основными требованиями к организации диспетчерской службы на промышленном предприятии являются: а) своевременность получе­ния сведений о ходе производственных процессов; б) их достоверность; в) быстрота и действенность принимаемых решений для устранения возникающих нарушений календарных графиков изготовления узлов, ответственных деталей; г) предупреждение отклонений от графиков.

Важными предпосылками для достижения успешного диспетчирования являются: а) централизация диспетчерской службы; б) уком­плектование диспетчерского аппарата опытными производственниками; в) наделение диспетчерского аппарата соответствующими правами; г) оснащенность диспетчерской службы современной техникой связи.

Основным содержанием оперативного регулирования производства является:

1) контроль за своевременным обеспечением производства техни­ческой документацией и материально-техническим снабжением;

2) учет запуска в производство и хода выполнения обработки ведущих, наиболее трудоемких и сложных деталей и комплектации узлов; учет должен вестись по календарному графику с отражением фактического положения на каждый день;

3) особо тщательный учет выполнения работ по каждому дефицит­ному станку (группе станков) или отстающим рабочим местам; этот учет должен быть ежедневным и поэтапным; с отражением количества плановых и отработанных часов, немедленной сигнализацией диспетчерскому аппарату о перерыве в работе;

4) контроль за межцеховой передачей узлов и ответственных де­талей, полуфабрикатов и заготовок;

5) контроль выполнения общезаводского графика;

6) проверка отгрузки готовой продукции.

Центральный диспетчерский аппарат является частью производственного или производственно-диспетчерского отдела. Его возглавляет начальник производства. В крупных цехах диспетчерскую функцию осуществляют производственные диспетчерские бюро или планово-распределительные бюро. На производственных участках всю учетную и распорядительную работу выполняет непосредственно мастер.

Диспетчерские органы осуществляют распорядительно-регулиру­ющие функции путем: а) обработки различных сведений, поступающих с рабочих мест, и дачи соответствующих указаний; б) личной проверки хода выполнения графиков на местах; в) проверки (переклички) всех звеньев по селекторной связи; г) организации ежедневных, пятиднев­ных, декадных и месячных диспетчерских совещаний у начальников цехов, начальников производства, главного инженера и директора. На этих совещаниях проверяется ход выполнения графика, заслуши­ваются и обсуждаются взаимные претензии участков, цехов и отделов и выносятся соответствующие решения.

В условиях сложного, многопредметного производства диспетчирование играет большую организующую роль в производстве. В этом отношении заслуживает внимания зарубежный опыт организации диспетчерского аппарата. Ряд американских фирм считает целесообразным содержание многочисленного и высокоопла­чиваемого штата, контролирующего производство. Система контроля над производством на американских предприятиях весьма индивидуализирована применительно к особенностям каждого предприятия. Интересна практика некоторых американских фирм, имеющих в штате заводов специальных высококвалифицированных инженеров, облада­ющих широкими познаниями, в первую очередь конструкторскими, в области технологии. Эти инженеры называются инженерами связи, а также «стрелками по трудностям». Они наблюдают за работой в цехах, В случаях каких-либо неполадок они имеют право принимать решения на месте.

Тема 7. Стратегия процессов

Главное решение для операционного менеджера — найти лучший путь к процессу производства.

Стратегия процесса — это подход, который использует органи­зация для преобразования ресурсов в товары и услуги. Объектом стратегии процесса является нахождение пути производства това­ров, которые удовлетворяют потребностям покупателя и специфи­ке производства по пене и другим управленческим критериям. Отобранный процесс будет иметь долговременный эффект по таким критериям, как гибкость, цена и качество производимых товаров. Следовательно, многие стратегии фирм определяются временем, затрачиваемым на принятие решений о выборе процес­са. Выплаты для эффективного процесса, отобранного в качестве приоритетного для начала производства, много больше, чем уси­лия, затраченные позже для усовершенствования неудовлетвори­тельного процесса.

Типы процессов

Сфокусированный на процессе. Более 75% производств в странах Запада выполняется в очень малых объемах или партиях разнообразных товаров — это так называемые «заказы на изготов­ление». Малый объем товаров может быть диверсифицированным, т. е. разнообразным. Эти малые объемы, высокое разнообразие процессов также известны под названием «перемежающегося процесса». Способности производства, позволяющие организоваться вокруг такого процесса, дают нам стратегию, сфокусированную на процессе.

Сфокусированный на продукте. Высокий объем производ­ства и малое разнообразие процессов характеризуют процессы, сфокусированные на продукте. Возможности производства органи­зуются вокруг товаров. Эти процессы также называются продол­жительными, непрерывными процессами. Они имеют очень долгий, продолжительный период производства одного и того же товара, отсюда их название. Такие товары, как стекло, бумага, электриче­ские лампы, гайки и болты производятся с применением этих про­цессов, Только с использованием стандартизации и статистиче­ского контроля качества фирмы могут использовать процессы для производства таких товаров. Организация производства электри­ческих ламп или хот-догов изо дня в день осуществляется вокруг одного товара. Такой организации присуща способность к стан­дартизации и, главное,— к обеспечению качества, в отличие от ор­ганизации, которая производит уникальные продукты ежедневно.

Повторяющиеся процессы. Производства, занимающие про­межуточное положение между продолжительными и изменяющи­мися процессами,— это повторяющиеся процессы. Повторяющиеся процессы используют модули. Модули — это части и компоненты, предварительно изготавливаемые, часто с использованием про­должительных процессов.

Линия с повторяющимися процессами — классический сбо­рочный конвейер. Повторяющиеся процессы широко использу­ются, в том числе сборочные конвейеры для всех автомобилей. Повторяющаяся стратегия более структурирована и последова­тельна, чем стратегия работы на заказ.

Ресторан быстрого питания — вот пример повторяющегося процесса, использующего модули. Этот тип производства более, чем продолжительные процессы, принимает во внимание испра­шиваемый в данный момент состав потребления; определенные составляющие (например, мясо, сыр, соус, томат, лук) соединя­ются в продукт, называемый чизбургер. Таким способом фирма приобретает как экономическое преимущество продолжительных процессов (когда многие модули заранее изготовлены), так и покупательное преимущество от малых объемов и высокого раз­нообразия моделей.

Табл.1 содержит главные характеристики по объемам, разнообразию трех видов процессов.

Таблица 1

Сравнительные характеристики процесса с малым объемом и высоким разнообразием, повторяющегося процесса и процесса с высоким объемом и малым разнообразием

Сфокусированный на процессе Повторяющийся процесс Сфокусированный на продукте
1. Малое количество и большое разнообра­зие товаров Обычно стандартизован­ные товары с выбором того, что будет произво­диться из модулей Большое количество и малое разнообразие то­варов
2. Используется обору­дование универсаль­ного, а не специально­го назначения Специальное оборудова­ние и оснастка использу­ется как помощь на сбо­рочных конвейерах Используется оборудова­ние специального, а не общего назначения
3.Работники должны быть более широко подготовлены Работники должны быть достаточно хорошо обу­чены Работники должны быть менее широко подготов­лены
4. Должно быть много рабочих инструкций, так как каждый раз работа видоизменяет­ся Повторяющиеся опера­ции уменьшают измене­ния в рабочих инструк­циях Наряд-заказов и рабочих инструкций мало, так как они стандартны
5. Запасы материалов высоки по отноше­нию к объему произ­водства Техника ЛТ используется для слежения за запаса­ми Запасы материалов низ­ки по отношению к объ­ему производства
6.Незавершенное про­изводство высоко по отношению к выходу Техника ЛТ используется для слежения за произ­водством Незавершенное произ­водство мало по отноше­нию к выходу
7. Медленное движение предметов обработки через предприятие Движение, измеряемое в часах и днях Быстрое движение пред­метов обработки являет­ся типичным
8. Заготовки двигаются через малое число гибкого оборудования Заготовки перемещают­ся конвейером, транс­портными средствами, в т. ч. АТС Материалы перемещают­ся по соединительным трубам, материалопрово­дам и т. д.
9.Достаточные объемы хранилищ являются типичными Средние или малые места хранилищ Хранение, построенное вокруг оборудования, ма­шин, продуктовых потоков
10.Конечная продукция обычно производится по порядку и не хра­нится Конечная продукция про­изводится на основе час­тых прогнозов Конечная продукция обыч­но производится на осно­ве прогнозов и хранится
11Расписание, ориенти­рованное на порядок запуска, является комплексным и пре­имущественно связа­но с соотношением продаж, запасов, мощностью и обслу­живанием заказчиков Расписание, ориентиро­ванное на временные ха­рактеристики, часто охва­тывает операции и обору­дование различных моде­лей, а также выбор вари­антов модулей по прогно­зам спроса Расписание, ориентиро­ванное на временные ха­рактеристики, устанавли­вающие простые и преоб­ладающие связи с выпус­ком, достаточным для обеспечения прогнозиру­емых продаж
12. Фиксированные цены с возможной тенден­цией к уменьшению и высокая цена любых изменений 13.Ценообразование—часто выполняемая процедура, оценивает в основном работу, но цена часто становится фактически известной только после окончания работы Фиксированные цены, зависящие от производственной мощности     Цена обычно известна, хотя преимущественно на основе опытных данных   Фиксированные цены с возможной тенденцией к увеличению и низкая цена любых изменений     Вследствие фиксирования высокой цены цена зависит от возможности продажи товара  

Машины, оборудование и технологии. Выбор машин и обо­рудования для производственного процесса также требует обсуж­дения проблем качества, мощности и гибкости. Операционный персонал разрабатывает документы, в которых отражается мощ­ность и необходимый размер производства. Один из этих факто­ров может быть определяющим фактором, имеющим отношение к использованию процесса. Альтернативы методов производства рассматриваются операционными менеджерами в госпиталях, ре­сторанах или на промышленных предприятиях. Таким образом, операционные менеджеры имеют отношение, во-первых, к эф­фективному лидерству, так как они могут приносить новые про­цессы в их организации; во-вторых, к изменениям технологий в том порядке, когда новые процессы следовало бы обсуждать;

в-третьих, к версиям в аналитических процедурах, объективно оценивающим выбор решений.

Выбирая лучшую стратегию для фирмы, нужно понимать спе­цифические особенности ее производства, управленческие про­цессы и технологию. Хотя изучение специфики производства и их

технологий остается за пределами книги, знакомство с ними наводит на мысль, что фирмы, не использующие инвестиционные процессы и высокотехнологичные компоненты, придут к потере конкурентного преимущества.Отбор подходов, таких как инвес­тирование в производственный процесс, может обеспечить уни­кальное преимущество. Отбор машин и оборудования может так­же дать конкурентное преимущество. Многие фирмы, к примеру, развивают уникальную технику и оборудование, что обеспечивает им преимущество. Это преимущество может иметь результат в повышении гибкости удовлетворения покупательских потреб­ностей, в снижении цены и повышении качества.Во всяком случае, конкурентное преимущество для выигрыша на рынке будет заключаться в постоянном развитии и совершенствовании производства и управления.

Наши рекомендации