Теории извлечения ренты
Рента как экономическая категория, помимо номинальной функции прироста богатства, создает еще и стимул к постоянному перераспределению ресурсов в сферы наиболее прибыльного приложения. Этот процесс перераспределения ресурсов в сферы, приносящие ренту. называется процессом извлечения прибыли.
Как уже отмечалось, земельная рента неоднородна. Дифференциальная рента I формируется на землях лучшего естественного плодородия и местоположения. Рента 2 - результат разной эффективности затрат труда и средств производства, последовательно вкладываемых в один и тот же земельный участок. Из этого следует, что присвоение ренты I и 2 должно быть различно.
Рента I должна поступать в распоряжение собственника земли. В лом случае она выступает экономической формой реализации земельной собственности. В распоряжении же пользователя (арендатора) земли необходимо оставлять большую часть ренты 2, ибо в ней концентрируются результаты дополнительного вложения капитала. Поэтому при использовании ограниченных и трудно воспроизводимых ресурсов рента присваивается их собственниками и лишь в коротких периодах их пользователями (арендаторами). При этом определенная часть ее тратится на создание барьеров на пути вхождения на рынок ресурсов потенциальных конкурентов.
Четкое определение прав собственности на земельные ресурсы позволит концентрировать ренту, а не растрачивать ее. Институциональные изменения в определении прав частной собственности приводят к изменению в присвоении ренты, если меняется способ закрепления прав собственности. Покажем это на графике {рис. 4}.
На вертикальной оси отложим средний АР и предельный МР продукт труда, а но горизонтальной затраты труда на обработку редкого ресурса земли. Количество земли фиксировано.
Первый владелец труда уравняет АР, МР зарплату с ценностью предельного продукта; следовательно, в использовании земли будет занято L1 единиц труда.
Площадь прямоугольника OVWC представляет собой ренту с земли, присваиваемую владельцем труда. При отсутствии эксклюзивных прав на землю другие экономические агенты захотят получить часть ренты через увеличение трудовых затрат на обработку земли при наличии прав частной собственности. Тогда в обработке земли будет занято L2 единиц труда. Это приведет к экономическим потерям вследствие уменьшения предельного продукта труда в точке L2.
Неэффективность избыточного количества труда при обработке того же участка земли представлена треугольником WXY, т. е. областью, где предельные издержки превышают предельный продукт. Она равняется ренте, которая существовала бы при использовании L1 единиц труда {WXZ= VZW=OWVC).
Другой способ претендовать на ренту — через определение и закрепление прав на ресурсы без реального их использования. При этом выгода представлена величиной ренты и величиной издержек, которые люди хотят понести ради приобретения этих прав.
Так, использование L2 единиц труда вызывает потери WXY= OVWC. Это потеря ренты. Если бы были более четко установлены права собственности на землю, рента О WVC была бы присвоена владельцем земли.
В процессе определения и закрепления прав собственности экономические агенты будут согласны затратить сумму, равную или даже превышающую ожидаемые рентные доходы. Затраты на более жесткое определение и закрепление права собственности здесь принимают форму перераспределения богатства. Оно может происходить как между новым «собственником» и обществом (коллективом) в случае продажи земли с аукциона, так и между новым «собственником» и чиновником, переоформившим право собственности незаконным путем (за определенное вознаграждение). Эти средства могли иметь и форму расходов на «лоббирование». Эта сделка приводит к чистым общественным потерям. Экономисты делают вывод, что таким образом распыление или концентрация ренты зависит от процесса определения прав собственности.
Рента и квазирента являются привлекательным объектом для экспроприации. Перекладывание ренты из карманов одних агентов в карманы других не должно вызывать отрицательных последствий сточки зрения общей эффективности. Допустим, какая-то компания собирается приступить к разработке нового нефтяного месторождения. По оценкам, оно будет приносить ей ежегодную ренту в размере 1 млн. долл. В этом случае государство может обложить ее налогом от 1 до 999 тыс. долл., не опасаясь, что в ответ на это компания вообще откажется от реализации проекта. Даже при рентном доходе в 1 долл., остающемся после выплаты налога, ей все равно будет выгоднее заниматься разработкой месторождения, чем отказаться от него. Просто в исходной ситуации вся рента досталась бы самой компании, а теперь ей придется делиться с государством.
Рента может возникать не только при физической, но и при искусственно поддерживаемой ограниченности ресурсов. Было бы точнее говорить здесь не о создании, а о перемещении ренты, происходящем благодаря сдерживанию конкуренции. Многие методы перемещения ренты наделение монопольными правами, введение тарифов, квотирование, лицензирование и т.д. сопряжены с потерями в благосостоянии. Так. при предоставлении прав на производство какого-либо товара одной единственной фирме цена этого товара вырастет, часть потребителей вынужденно откажется от его приобретения, другая - сократит объем покупок, сложится неоптимальная ситуация. Учреждение монополии и другие ограничительные меры скажутся на эффективности экономики, но еще больше на структуре распределения богатства. В самом общем плане подразумевается, что «стремление к извлечению ренты» предполагает расходование ресурсов с целью перераспределения доходов.
Эти представления характерны для стандартной неоклассической теории благосостояния. Отправным пунктом для нее стало простое, но имевшее далеко идущие последствия наблюдение: перемещение ренты от одной группы к другой обходится обществу не бесплатно. Борьба за нее может поглощать много времени и усилий, требовать значительных материальных и финансовых ресурсов. Следовательно, характеристика извлечения ренты как трансферта по существу ведет к недооценке социальных издержек, которые порождает такого рода деятельность.
При этом теория извлечения ренты исходит из жесткого противостояния двух видов конкуренции: социально продуктивной на рынке, обозначаемой как «стремление к извлечению прибыли», и социально непродуктивной в политике, выступающей под названием «стремление к извлечению ренты». Это значит, что в обеих сферах движущим мотивом является стремление к максимизации ренты.
Ренту, возникающую в результате действия рыночного механизма, называют «настоящей», а ренту, создающуюся политическими методами - «фальшивой».
Выделяются три структурных уровня, на которых развертывается борьба за ренту.
Первый уровень составляют производители, которые инвестируют средства в приобретение для себя льготных условий производства. Наличие производителей, готовых платить за получение исключительных прав. делает привлекательной деятельность государственных чиновников. Это неизбежно ведет к перераспределению мест в органах государственного управления. Взятки за получение должностей, связанных с распределением преимущественных прав, расходы на политические кампании и поиски дополнительной информации все это составляет издержки извлечения ренты второго уровня. Наконец, третий уровень связан с распределением средств, собранных государством в результате той или иной его деятельности. На этом уровне разворачивается конкуренция за право получения государственных субсидий, дотаций, кредитов и т. д. Такие явления чаще встречаются в транзитивной (переходной) экономике.
Все изложенное свидетельствует о том, что процесс извлечения ренты определяется экономическими, социальными и политическими условиями, развивающимися в обществе.
Цена земли
Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продается и покупается, и ее цена на рынке зависит от спроса на нее. Но до появления на рынке средств производства она имеет исходную «стартовую» экономическую оценку в виде земельного кадастра Под земельным кадастром понимается свод данных о земле.
Качественная оценка земли есть определение в относительных цифрах степени пригодности почв для сельскохозяйственного производства. Укрупненная оценка завершается определением класса пригодности, а детализированная оценка производится в баллах бонитета (обычно по 100-балльной системе). В качестве критерия при оценке балла бонитета используют многолетнюю урожайность основных сельскохозяйственных культур.
Земля как таковая не есть продукт процесса труда. Наоборот, она является предметом труда в сельском хозяйстве, но отнюдь не продуктом труда, следовательно, не имеет стоимости. Поэтому оценка земли предполагает: оценку потребительских свойств земли, оценку полезности ее свойств. Для этого существует несколько методик. Показатели относительного плодородия обеспечивают дифференциальный земельный доход, величина которого зависит не только от уровня плодородия, созданного природой, но и от дополнительных вложений капитала и труда для совершенствования земли. Но, продавая земельный участок, его владелец продает не почву как таковую, а право на получение с него ежегодного дохода (ренты). Поэтому он рассчитывает получить за землю такую сумму, которая, будучи помещена в банк, принесет ему доход в форме процента, равного ренте.
Цена земли = Размер ренты /Величина ссудного капитала *100
Стоимость сельскохозяйственных земель обычно выражается в виде помноженной на определенное количество раз текущей денежной арендной платы или, иными словами, в виде «покупки на ряд лет» этой ренты.
Неоклассическая теория выводит стоимость земли, как и других факторов производства, из стоимости конечного продукта, для изготовления которого понадобились те или иные производственные ресурсы. Например, если цена на зерно снизилась, то спрос на землю для его выращивания тоже сократится, а если спрос уменьшится, то и ставки арендной платы станут ниже.
Из рис. 5 видно, что спрос на землю DD уменьшился. Кривая спроса переместилась из положения DD в положение D1D1. Равновесный уровень арендной платы упадет с уровня R0 до R1.
Неоклассики обосновывают идею о производном характере спроса на землю, считая, что цена зерна высока потому, что высока цена земли.
Известно, что на цену строительных участков наибольшее влияние оказывает дифференциальная рента но местоположению. Однако совокупную стоимость участка под застройку образует такая стоимость, какой он обладал бы, если бы его освободили от строении и продавали на свободном рынке. Годовая стоимость строительного участка это доход, который обеспечит его рыночная пена но текущей процентной ставке. Она значительно превышает стоимость по местоположению. К тому же предложение земли совершенно неэластично в экономической системе в целом. Любая отрасль может увеличить занимаемую ею территорию за счет конкурентов. Таким образом, предложение земли SS конкретному пользователю будет обладать определенной эластичностью. Поэтому в целом капитализированная стоимость всякого земельного участка это статистическая «дисконтированная» стоимость всех чистых доходов, которые он может принести с поправкой, с одной стороны, на все побочные издержки, включая сюда и издержки по сбору ренты, а с другой стороны на его полезные ископаемые, его потенциальные возможности для создания на нем всякого рода предприятии, а также материальные, социальные и эстетические преимущества в обеспечении людям возможности для проживания. Денежный эквивалент того общественного статуса и тех других форм личного удовлетворения, которые приносят владения землей, не находит отражения в поступлении извлекаемого из земельной собственности дохода, но входит в состав ее капитальной денежной стоимости. При прочих равных условиях стоимость земли тем выше, чем значительнее эти виды удовлетворения, а также чем больше шансы на то, что они и доставляемый землей денежный доход увеличатся. Число лет, на какое совершается эта покупка, как и аренда, может возрасти также вследствие ожидаемого снижения либо будущно нормальной процентной ставки, либо покупательской силы денег. Здесь много и других факторов. Так, неплодородные пустоши могут внезапно приобрести большую ценность вследствие того, что там будут найдены ценные полезные ископаемые или будет создан индустриальный центр около них. Поэтому А. Маршалл ввел понятие «общественной стоимости» (public value) земли в таких случаях. Ту же часть годовой стоимости, которую можно отнести на счет труда и издержек индивидуальных землевладельцев, стоит назвать «частной стоимостью».
Годовую стоимость земли которая определяется ее местоположением в районах с наиболее благоприятным климатом и лучшими природными свойствами, называют «первоначальной стоимостью». Именно она непосредственно связана с рентой. Налог на общественную и индивидуальную стоимость по-разному оказывает влияние на рыночную цену продукции, производимую на земле, и в качестве обратного действия на цену земли. Так. фермер, владеющий землей, старается перекладывать часть налога на потребителя, увеличивая цепы на производимую продукцию. Однако это может привести к ограничению спроса, а значит, и сокращению дохода. Для того чтобы решить, какую часть этого налога следует переложить на потребителя, необходимо выяснить предел выгодности затрат, будь л о предел для небольших затрат, производимых на скудных и далеко удаленных от рынка землях, или предел выгодности крупных затрат, производимых на природных землях, расположенных вблизи густонаселенных, промышленных районов. Это зависит от удельного веса продукции, производимой на участках.
Если значительная часть продукции производится в условиях, близких к пределу обработки, налог способен вызвать крупное сокращение производства продукции. Это сократит предложение продукции на рынке и увеличит цены на нес, и земля будет обрабатываться. Налог будет в большей степени переложен на потребителя. Если большая часть продукции производится в условиях лучших, то значительная часть налог а ляжет на фермера. В этих условиях фермер, если он не собственник, а арендатор земли, должен потребовать снижения арендной платы. По лому иена земли жестко связана не только с рентой, но и с налогом на нее. На цену земли влияют и друг не факторы. Резко возрастает спрос на землю в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, а это ведет к росту цены земли. В целом динамика цен на землю в странах рыночной экономики Запада за весь период с началаXX в. имела устойчивую тенденцию к росту.
Анализ цены земли помогает более глубоко понять сущность рынка земли как специфического фактора производства.
Заключение.
На основе рассмотренного мною материала можно придти к ряду выводов, позволяющих охарактеризовать сельское хозяйство как специфическую отрасль народного хозяйства, где законы рынка действуют не в полной мере в силу ряда особенностей. Главной особенностью экономических отношений, связанных с использованием земли как не воспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, собственник земли получают за это определенную плату – ренту. Существует несколько видов земельной ренты. Рента, возникающая вследствие разности плодородия земельных участков и разности местоположения участков по отношению к рынку, называется дифференциальной рентой первой формы. Дифференциальной рента 2 – это рента, которая возникает из различной производительности последовательных вложений капитала, приложенного на одном и том же участке ввиду ограниченности земли. Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю.
Монопольная рента - это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и не воспроизводимые в других местах продукты земледелия и полезные ископаемые. Прежде всего этот вид ренты в сельском хозяйстве возникает в силу разной принадлежности земельных участков кокой- либо климатической зоне.
Земля является предметом не только аренды, но и купли – продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную на доходе, который приносит использование земли владельцу. Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продается и покупается, и ее цена на рынке зависит от спроса на нее. Качественная оценка земли есть определение в относительных цифрах степени пригодности почв для сельскохозяйственного производства.
Рента как экономическая категория, помимо номинальной функции прироста богатства, создает еще и стимул к постоянному перераспределению ресурсов в сферы наиболее прибыльного приложения.
Список литературы.
1) Маркова Г. Об эффективности воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве // Экономист. - 2010. - № 10. - С. 82-91.
2) Коробейников М. Крестьянство и власть: ответственность и интересы // Вопросы экономики. - 2010. - № 2. - С. 150-155.
3) Абалкин Л. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. - 2009. - № 9. - С. 14.
4) Ивасенко А.Г. Проблемы и пути развития системы земельно-ипотечного кредитования в сфере сельского хозяйства в условиях модернизации экономики России: монография. - Новосибирск, 2010. - 191 с.
5) Ивасенко А.Г. Земельно-ипотечное кредитование как инструмент развития предпринимательства: монография. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. - 235 с.
6). Абчук В. Занимательная экономика и бизнес/В. Абчук. СПб: Тригон, 2010. 496 с.
7). Амбарцумов А.А. 1000 терминов рыночной экономики: справочное учебное пособие для вузов/А.А. Амбарцумов, Ф.Ф. Стерликов. М.: Крон-Пресс, 2009. 302 с.
8) Липсиц И. В. Экономика без тайн/И.В. Липсиц. М.: Дело ЛТД: Вита-Пресс, 2008. 352 с.
9) Меньшиков С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку/С.М. Меньшиков. М.: Международные отношения, 1996. 2009 с.
10) История экономических учений: учебное пособие для вузов/под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. М.: ИНФРА-М: Высшее образование, 2010. 784 с.
11) Новиков В.А. Практическая рыночная экономика: словарь. Толкование 4000 терминов/В.А. Новиков; Московский психолого-социальный институт. М.: Фланта, 2008. 376 с.
12). Словарь по экономике и праву: около 3000 понятий/Авт.-сост. М.Ш. Лозовский, И. Райсберг.-М.: Омега, 2009. 608 с.
13) Земельноеправо. Под ред. Боголюбова С.А. (2008, 400с.)
14) Земельное право. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. и др. (2010, 344с.)
15) Введение в экономическую теорию. (Учебное пособие) Бедрина Е.Б., Козлова О.А. и др. (УГТУ-УПИ; 2009, 210с.)
16) Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 456 с.
17) Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 512 с.
18) Земельный Кодекс РФ 2011 - 2012 - Москва, Cанкт-Петербург