Тесты для оценки знаний. 1. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это:
1. Конечный финансовый результат деятельности предприятия – это:
а) прибыль до налогообложения
б) прибыль от прочей реализации
в) прибыль от реализации
г) прибыль, полученная от других операций, не связанных с реализацией
2. Основным источником анализа прибыли является:
а) форма №5 «приложение к бухгалтерскому балансу»
б) форма №1 «бухгалтерский баланс»
в) форма №3 «отчет о движении капитала»
г) форма №2 «отчет о прибылях и убытках»
3. Для определения влияния факторов на полученную прибыль используют способ:
а) сравнения
б) цепной подстановки
в) балансовых сопоставлений
г) относительных величин
4. С чего начинают анализировать прибыль предприятия:
а) с оценки цены реализации
б) с оценки себестоимости продукции
в) с оценки динамики прибыли
г) с оценки факторов, влияющих на прибыль
5. В какой зависимости находятся среднереализационная цена и величина прибыли:
а) прямо пропорциональной
б) обратно пропорциональной
в) не зависят друг от друга
г) взаимодополняющей
6. Определите факторы, прямо влияющие на изменения цены:
а) выпуск продукции
б) качество продукции
в) отгрузка продукции
г) рынок сбыта продукции
д) срок реализации
7. Установите формулу, по которой рассчитывается средняя цена реализации продукции:
а) ЦР = ВР * ТП
б) ЦР = ВР / ТП
в) ЦР = ТП * ВР
г) ЦР = ТП / ВР
8. Установите формулу, по которой рассчитывается рентабельность издержек:
а) Р = П/СК
б) Р = П/ВР
в) Р = П/Сс
г) Р = П/К
Практические задания
Задача № 1. Проанализировать выполнение плана получения прибыли от реализации продукции и отразить влияние на ее величину отдельных факторов. Исходные данные по вариантам:
Показатели | Варианты | |||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |
1. объем реализации продукции, т. | ||||||||
2. цена реализации 1 т. продукции, руб. | 3,9 | 4,2 | 3,0 | 3,5 | 4,5 | 5,0 | 17,5 | 20,0 |
3. себестоимость 1 т. продукции, руб. | 2,0 | 2,1 | 1,5 | 1,75 | 3,75 | 4,0 | 15,2 | 20,0 |
____________________
Задача № 2. Проанализировать состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период предприятия по имеющимся данным:
Показатели, тыс. руб. | Прошлый год | Отчетный год | |
план | факт | ||
1. выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС 2. затраты на производство и реализацию продукции 3. арендная плата 4. налог на имущество 5. доход от продажи излишнего имущества |
_______
____
Задача № 3. Осуществить оценку рентабельности продаж товарной продукции и отразить влияние на ее величину отдельных факторов. Оформить вывод по результатам анализа. Для решения предложенной проблемы использовать исходные данные по вариантам:
Показатели | Вариант | |||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |
1. цена реализации, руб. за 1 Ц. | ||||||||
2. себестоимость, руб. за 1 Ц. |
___
Выводы по модулю
Значение прибыли обусловлено тем, что, она зависит в основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, так как прибыль – основной источник производственного и социального развития предприятия, а с другой стороны – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета.
Прирост прибыли, может быть, достигнут не только благодаря повышению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. В процессе изучения материала модуля студенты ознакомились с анализом формирования, распределения и использования прибыли. Научились определять влияние факторов формирования показателей прибыли и резервов роста прибыли.
Модуль 3.2. Анализ финансового состояния предприятия
Назначение модуля
Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Она зависит от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, целесообразностью их размещения, необходимых для нормального функционирования предприятия. Возможность вступать в финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами (контрагентами), платить по своим обязательствам и быть финансово-устойчивым на финансовом рынке.
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого их анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение ФСП и факторов его формирования с целью обеспечения финансовой стабильности и финансовой безопасности предприятия.
В процессе изучения материала модуля студенты знакомятся с системой показателей, характеризующих ФСП, учатся выполнять расчет, анализ и оценку показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и деловой активности предприятия.
Цели модуля
После изучения модуля студент должен
знать:
• методику горизонтального и вертикального анализа баланса предприятия;
• характеристику основным подходам и показателям определения ликвидности и платежеспособности предприятия;
• методику определения финансовой устойчивости предприятия;
• основные показатели оценки деловой активности предприятия;
• показатели оценки финансового состояния предприятия на примере
конкретного предприятия.
уметь:
• определять экономический потенциал предприятия;
• рассчитывать размер собственного капитала предприятия и анализировать эффективность его использования;
• выполнять комплексный анализ финансового состояния предприятия (ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и др.);
• выявлять резервы повышения ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.
Ключевые слова:
Внешний и внутренний финансовый анализ, горизонтальный и вертикальный анализ, трендовый анализ, анализ относительных показателей, сравнительный и факторный анализ, аналитический баланс-нетто, валюта баланса, дебиторская и кредиторская задолженность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, деловая активность, эффект финансового рычага.
Содержание модуля
УЭ 1. Значение, задачи и источники анализа финансового положения предприятия.
УЭ 2. Анализ экономического потенциала предприятия.
УЭ 3. Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия.
УЭ 4. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
УЭ 5. Анализ деловой активности предприятия.