Теория зависимости от ресурсов
Исходная посылка данной теории – организации не просто играют роль пассивного созерцателя внешних воздействий (что, в частности, подразумевается популяционно-экологической теорией), а пытаются управлять внешней средой для достижения собственных выгод. При этом ни одна организация не способна создать все необходимые ей ресурсы (в качестве таковых могут рассматриваться сырье, финансы, персонал, набор услуг или производственных операций, продуктовые и технологические новации и т.д.). Более того, не каждый вид деятельности можно осуществить внутри организации, чтобы сделать ее самодостаточной.
Организация имеет стратегический выбор. Решение формируется в условиях наличия ряда альтернатив при активном влиянии на окружающую среду. Возникающие изменения, например развитие организации через трансформацию (слияние, поглощение, кооперацию) и другие межорганизационные соглашения, являются результатом сознательных, запланированных реакций на воздействия среды. Так, в автомобильной промышленности начиная с 80-х годов прошлого века многие компании отказались от собственного производства различных деталей и комплектующих и закупают их у внешних источников – субконтракторов. В 90-е годы доля собственного производства по большей части позиций приблизилась к нулю8.
По мнению приверженцев теории зависимости от ресурсов, развитие организаций шло по пути создания интегрированных корпоративных структур, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных отношений. В мировой практике широко используются такие их формы, как концерны, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, консорциумы, стратегические альянсы, сетевые организации. Они являются следствием стратегического выбора в условиях ограниченности ресурсов.
В настоящее время все большую привлекательность приобретают “мягкие” интеграционные образования в виде сетевых организационных форм. Они создаются на базе договорных отношений по взаимовыгодному обмену ресурсами. Организация, участвующая в договоре, специализируется на ключевых для нее видах работ, т.е. тех, которые обеспечивают ей конкурентные преимущества. Остальные функции передаются другим членам сети – тем, которые могут выполнять их наиболее эффективно. При таком ведении бизнеса преимущество в использовании ресурсов достигается за счет того, что организация не содержит все необходимые для производства ресурсы, а задействует активы других фирм, которые могут находиться в различных точках цепочки ценности. Причем основа успеха развития организации – взаимосвязь, взаимозависимость, создание возможностей успеха для других, а также единение интеллекта, информации и идей.
Выводы:
1. Развитие организации в зависимости от ресурсов основано на выделении ключевых для нее видов, а затем разработку стратегии их рационального использования.
2. Развитие организации предполагает следующие варианты:
а) внутренний рост за счет собственных ресурсов;
б) слияние, поглощение как средство увеличения ресурсов;
в) перераспределение внутренних ресурсов, сосредоточение их на приоритетных направлениях;
г) прекращение неприоритетного направления, не обеспеченного ресурсами, посредством продажи акций и активов либо внутренней ликвидации – переориентации;
д) обособление, передача вида деятельности, не обеспеченного ресурсами, другому исполнителю на договорной основе, через продажу или выделение активов.
Цель управления развитием состоит в организации внешних хозяйственных связей.
2. Сотрудничество как фактор повышения инновационной активности.
Ни в одной организации нет и двух людей, которые имели бы абсолютно одинаковые интересы и ценности. А совместная деятельность требует сотрудничества и только в этом случае она может быть успешной. Сотрудничество невозможно без взаимопонимания интересов и ценностей, без компромиссов. Однако в практике часто можно наблюдать возникновение конфликтов, которые нарушают сотрудничество, снижают эффект коммуникаций, усложняют управление.
Рассмотрим далее основные формы развития сотрудничества как фактора повышения конкурентоспособности на разных уровнях экономической деятельности. Хозяйствующие субъекты, имеющие ресурсный потенциал и надеющиеся только на собственные силы без отношений партнерства с субъектами рыночной среды (потребители, посредники, поставщики, государство), не могут сохранять свои рыночные позиции, снижается возможность экономического роста и потенциала конкурентоспособности. Сотрудничество имеет синергетический эффект (объединение ресурсных потенциалов и организационных возможностей)3. Такие фирмы как «Истмэн Кодак», «Дюпон», «Мэрион лэборатриз», имеющие огромный исследовательский потенциал — продолжают вкладывать в его развитие значимые средства, однако, это не мешает им создавать тесные связи с более мелкими инновационными фирмами4.
В результате сотрудничество хозяйствующих субъектов приводит: к снижению степени риска за счет диверсификации продукции, рассредоточения и сокращения постоянных издержек, сокращения общих капитальных затрат, ускорения освоения и окупаемости продукта; к снижению средних издержек в результате увеличения общего объема производства за счет использования преимуществ каждого партнера; к обмену взаимодополняющими технологиями и информацией для оптимизации инновационно-производственного процесса; к блокированию конкуренции путем оборонительных соглашений с реальными и потенциальными конкурентами и наступательных соглашений, направленных на увеличение затрат или снижение рынка конкурента; использование «ноу-хау» фирм-участниц из других стран ведет к сокращению затрат на создание глобальной организации путем экономии времени и средств5; к оздоровлению корпоративной культуры; к оптимизации и мобилизации инновационных потенциалов различных стран для решения острейших международных проблем (экологических, охрана здоровья) и т.д.
Характерным признаком глобализации стало активное развитие регионального и межрегионального сотрудничества. Например, регионы Северо-Запада России приглашены к совместному развитию по программе Интеррег ЕС с 2001 года. Расширение свободы движения товаров, рабочей силы и капиталов, совместные транспортные и инфраструктурные проекты будут способствовать более полному использованию потенциала региона. Однако, Россия не должна просто ждать роста ВВП, она должна стремиться к повышению качества своего экономического роста. Необходимо заняться модернизацией правового и экономического пространства, чтобы обеспечить бизнесу нормальные условия конкуренции, а гражданам — приближение образа и качества жизни к стандартам развитых европейских стран6.
Международное инновационное сотрудничество — это сотрудничество представителей различных государств, направленное на разработку, внедрение и использование инноваций с целью достижения синергетического эффекта и на этой базе удовлетворение собственных интересов взаимодействующих сторон7.
Международное научно-техническое сотрудничество — важнейшая сторона создания благоприятных условий для инновационного предпринимательства в России. Оно может осуществляться, к примеру, в рамках проведения научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, обмена информацией об опубликованных результатах исследований и разработок в области общих научных интересов, а также в виде различных международных программ развития бизнеса и инновационной активности, основой которых является государственная научно-техническая политика, направленная на содействие развитию мелкого и среднего инновационного предпринимательства.
В Японии большинство фирм объединяют свои усилия в исследовательских ассоциациях. Стратегия сосредоточения на небольших рынках и сотрудничество с западноевропейскими и американскими партнерами позволяют им использовать мировые научные достижения и более эффективно определять пути дальнейших разработок и развития бизнеса с последующим прорывом на мировой рынок. Со своей стороны западноевропейские и американские фирмы в процессе сотрудничества с японскими венчурными предприятиями получают возможность выхода на труднопроницаемый рынок Японии.