Торговый капитал как обособившаяся часть промышленного капитала
Торговля - одна из древнейших форм приложения труда человека и предпринимательского умения. Обмен возник с первым крупным общественным разделением труда, и его границы расширялись по мере выделения в относительно обособленные все новых и новых видов деятельности. Посте-пенно в прямую связь производителя - продавца с потребителем-покупателем вклинивается посредник и продажа продук-ции становится его основным занятием.
Торговый капитал возник задолго до зарождения капиталистического способа производства и исторически предшествовал промышленному капиталу. В период разложения феодализма он активно содействовал становлению капиталистического способа производства, ускоряя разорение мелких товаропроизводителей, вовлекая натуральное хозяйство феодалов в рыночные отношения, подчинял его целям наживы и обогащения. Торговому капиталу принадлежала важная роль в развитии экономических связей между районами и странами, в формировании национального и мирового рынка.
Источником прибыли на торговый капитал служила часть стоимости, создаваемой трудом мелких товаропроизводителей-ремесленников и крестьян, а также часть прибавочного труда подневольных работников в рабовладельческих латифундиях и помещичьих хозяйствах, в сбыте продукции которых принимал участие купец. Основным методом извлечения прибыли служил внеэквивалентный обмен: товар покупался по ценам ниже стоимости, а продавался по ценам, превышающим стоимость.
Концентрация денежных средств в руках купцов была необходимой предпосылкой для формирования крупного машинного производства. Купеческий капитал явился и своеобразной предпосылкой для образования и утверждения всевластия промышленного капитала эпохи капитализма. Можно с полным основанием утверждать, что купец послужил прообразом в становлении крупного предпринимателя и столь же крупного хищника - промышленного капиталиста.
При всем этом, по всем законам эволюции в новых условиях торговый капитал потерял свое самостоятельное значение и из великого властелина в экономической жизни общества превратился в слугу промышленного капитала, а точнее, в его обособившуюся часть. Кругооборот промышленного капитала, проходя в своем движении три стадии и соответственно этому изменяя свою форму, служит своеобразной материальной основой для разделения труда между предпринимателями. Одни из них специализируются на реализации готовой продукции и осуществляют торговое обслуживание промышленного капитала, другие концентрируют в своем распоряжении капитал в денежной форме и представляют его взаймы промышленникам и торговцам под определенный процент.
Предприниматели, вложившие свои деньги в материальное производство, как правило, сами не организуют продажу выпускаемой продукции. Для этого им пришлось бы часть капитала изъять из производства и разместить в сфере обращения, что неизбежно привело бы к частичной потере прибыли от производства. Большими оптовыми партиями они продают их на товарных биржах или непосредственно торговым посредникам, имеющим сеть розничных магазинов.
Товарная биржа сосредотачивает оптовую торговлю массовыми, главным образом, сырьевыми и продовольственными товарами (цветные металлы, хлопок, зерно, сахар и т.д.). Товары продаются по образцам или стандартам (содержащим перечень необходимых признаков - качество, сортность), причем устанавливаются размеры партий продаваемых товаров.
Обособление торгового бизнеса во многом способствовало быстрому развитию и совершенствованию торгового обслуживания населения, улучшению организации учета покупательского спроса, что с неизбежностью вело к увеличению расходов в сфере обращения.
В эпоху свободной конкуренции обособление торгового капитала было ярко выраженным. Купец оставался ключевой фигурой в экономике и нередко ставил свои условия промышленнику. В дальнейшем, по мере распространения монополистических отношений, все заметнее начинает проявляться противоположная тенденция. Крупные промышленные компании нередко создают собственную сбытовую сеть и стараются держать под контролем реализацию и потребление своих товаров. Это особенно характерно для предприятий, выпускающих средства производства и товары длительного пользования для сферы личного потребления - автомобили, телевизоры, видеоаппаратуру, холодильники и т.д. Фирмы-изготовители берут на себя сервисное обслуживание сложной бытовой и производственной техники в местах их применения и тем самым создают уверенность у потребителя в эффективном ее использовании. В порядке обратной связи производство получает информацию о конструктивных и эксплуатационных недостатках в выпускаемой технике.
С другой стороны, мощные торговые компании нередко открывают собственные производства. Реальностью стало "встречное движение" промышленного и торгового капитала.
Издержки обращения
Кроме расходов, связанных с производством товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Нередко по своей величине они превосходят затраты на производство. Произведенный товар надо перевозить, в процессе транспортировки погружать и разгружать, хранить на оптовых или перевалочных базах, доводить до розничной сети, подрабатывать, подсортировывать, рекламировать, упаковывать, наконец, продавать. Это так называемые расходы в сфере обращения товаров, т.е. издержки обращения. Как и производственные издержки они состоят из материальных затрат и расходов на оплату труда разной категории работников. Здесь есть свои организаторы сбыта, умелые управленцы, специалисты по качеству товаров и по рекламе, обученные продавцы.
По своей экономической сущности, источникам возме-щения, влияния на стоимость и цену товара издержки обращения подразделяются на чистые и дополнительные. Сущность этого деления состоит в следующем: затраты на рекламу товаров, оплату труда продавцов, на содержание торговых помещений и ведение кассовых операций относятся к категории непроизводительных затрат. Труд людей, занятых на этих операциях, несмотря на его общественную полезность, также является непроизводительным трудом. Им не создается новая стоимость. Следовательно, такие расходы компенсируются за счет части прибавочной стоимости, которая передается торговцу промышленником за оказываемую услугу.
Что касается расходов на транспортировку товаров, хранение нормальных их запасов на складах, подработку, подсортировку, упаковку, то они связаны с продолжением процесса производства, но уже в сфере обращения. Это производительные затраты и труд данной категории работников тоже является производительным. Им создается новая стоимость, которая присоединяется к производственным затратам, увеличивая тем самым стоимость товаров. Эти издержки возмещаются, таким образом, за счет вновь создаваемой стоимости. Одна ее часть принимает форму заработной платы данной категории работников, другая образует прибыль предпринимателя.
Деление издержек обращения на чистые и дополнительные было произведено К. Марксом применительно к капита-листическому способу производства. Оно имеет чисто теоретическое значение и в этом плане применимо ко всем экономическим системам. Но К. Маркс данным анализом показал, что одна группа торговых работников не создает ни новой стоимости, ни прибавочной стоимости. Их эксплуатация заключается в том, что своим трудом они реализуют для торгового капиталиста ту прибыль, которая передана ему промышленником как плата за посредничество в торговых операциях. Другая же группа торговых работников своим трудом не только создает для себя необходимый продукт в форме заработной платы, но и производит для хозяина прибавочную стоимость. Следовательно, рабочий день наемных работников в торговле как и в производстве делится на необходимое и прибавочное рабочее время. Они подвергаются такой же эксплуатации как и промышленный пролетариат и объективно являются союзником рабочего класса в борьбе за свержение буржуазии. Как и в анализе других экономических явлений К. Маркс при рассмотрении торгового капитала и, в частности, капиталистических издержек обращения выходит на обоснование непримиримости классовых интересов буржуазного общества.