Методы повышения квалификации
Повышение квалификации руководящих кадров может проводиться как внутри фирмы, так и на специальных курсах повышения квалификации. Однако подобные курсы становятся все менее популярными, поскольку обучение на них не учитывает специфику компании, систему ее организации, традиции или сложившийся управленческий стиль. Одновременно все большую популярность приоб
22. Методы профессионального обучения437
ретают внутрифирменные программы, особенно программы, в которых задействована группа сотрудников, работающих совместно, или весь штат подразделения. Хотя на практике одновременное привлечение всего штата подразделения для участия в программе трудно осуществимо, разве что обучение по программе проводится
в нерабочее время.
Методы, традиционно используемые для развития управленческих навыков, делятся на три категории.
(а) Приобретение знаний. Как и при профессиональном обучении, это представляет наименьшие трудности. Изучение специфики компании осуществляется путем стажировок, наставничества или самообразования; посещение внешних курсов дает возможность осваивать специальные управленческие методики и изучать общую среду бизнеса.
(б) Умение планировать, способности к творческой и аналитической работе. Эта категория представляет наибольшие трудности. Приобретение знаний до некоторой степени помогает менеджерам совершенствовать эти навыки, поскольку знания позволяют менеджерам выделить факторы, которые следует учитывать, знакомит с используемыми технологиями, Однако способности к аналитической и творческой деятельности можно развить только практикой, как в реальной рабочей среде, так и в условиях моделированных рабочих ситуаций.
В первом случае менеджер ощущает полную ответственность, принимает настоящие решения, осознания, что их последствия также лежат на его ответственности, хотя в этом случае велика опасность того, что неверные решения, принятые неопытным или неумным руководителем, могут нанести непоправимый ущерб компании.
Во втором случае (в случае моделирования) менеджер может проявить большую предприимчивость, но при этом притупляется его чувство ответственности за принятые решения; в реальной обстановке его поведение может кардинально отличаться от поведения в смоделированной ситуации. Последняя, как бы точно она ни воспроизводила бы реальность, никогда не сможет отразить, например, особенности характеров работников и моральный климат в организации, которые не менее важны для процесса принятия управленческих решений, нежели факторы внешней среды. К числу методов, используемых для развития этих способностей можно отнести:
• изучение ситуационных примеров и ролевые игры;
• упражнения по баскет-методу;
• деловые игры, в которых принимают участие две и более команд; например, на основе предоставленной информации осуществить маркетинг воображаемого продукта. Последствия принятых в ходе игры решений оцениваются (как правило, при
438 Практические аспекты управления человеческими ресурсами
помощи компьютерной программы) и доводятся до сведения играющих. Команда, которой удалось обеспечить максимальную прибыль, объявляется победителем.
К числу методов, используемых в реальной рабочей среде, относятся следующие:
• Проекты, т.е. специальные предписания, выдаваемые менеджерам, которые должны вникнуть в проблему компании, представить свои рекомендации и иногда даже осуществить их на практике.
• Советы молодых специалистов — совет директоров компании делегирует группе молодых менеджеров полномочия принимать решения по ряду второстепенных вопросов.
• Обучение в процессе работы, когда менеджер приступает к выполнению незнакомой ему работы и в процессе ее выполнения осваивает новый набор управленческих навыков. При этом менеджер должен анализировать проблемы, связанные с новой работой, формулировать решения, проводить их в жизнь (естественно, под руководством опытного старшего руководителя) и осуществлять мониторинг их последствий.
• Учебные компании, как правило, представляющие собой отделения или дочерние фирмы крупной материнской компании, которые стремятся к прибыльной деятельности, но при этом предоставляют молодым специалистам возможность развивать свои управленческие навыки в защищенной безопасной деловой среде.
• Наставничество используется часто и не менее часто приносит желаемый успех. Но иногда выполняющий роль наставника опытный менеджер принимает некоторые решения настолько автоматически, что впоследствии сам не может не только объяснить, почему он решил именно так, но даже не замечает, что вообще принял решение.
(в) Навыки общения. В последние годы именно этой категории методов повышения квалификации уделяется повышенное внимание, развитие этих навыков осуществляется на специальных курсах. Основными методами развития навыков общения являются следующие.
• Корректировка отношения, например, путем участия в Т-группах или ролевых играх.
• Курсы освоения навыков работы в команде и управленческих стилей, как правило, проводимые консультантами; формируются группы, призванные совместно выполнять относительно несложные задачи, затем следует коллективное обсуждение поведения членов команды и уроков, которые можно извлечь из их совместного опыта работы. Примерами являются:
22. Методы профессионального обучения
обучение в процессе работы — это метод применения принципов обучения в процессе работы в условиях группового тренинга; опытный специалист, исполняющий роль инструктора, руководит выполнением членами группы простой однозначной задачи, а после ее завершения проводит обсуждение хода ее выполнения;
групповые обсуждения стандартного поведения во время работы, например применения управленческой матрицы.
• Анализ индивидуального поведения на основе формальной системы, иногда даже с теоретической базой, например операционный анализ.
• Обучение технологиям общения. Это зеркальное отражение метода корректировки отношения, в основе которого лежит предположение, что изменение (или корректировка) отношения приведет к изменению поведения работника. Вместо попыток изменить отношение менеджеров обучают непринужденному рукопожатию, искренней улыбке, поддержанию зрительного контакта в ситуациях, наиболее приближенных к реальным, например при моделировании аттестационного собеседования. Обучаемый сам понимает преимущество владения технологиями общения и под влиянием этого постепенно меняет свое отношение.
• Лекции по психологии восприятия, мотивации, группам, как правило, в сочетании с одним из перечисленных методов.
• Выездные курсы по совершенствованию управленческого стиля. Этот метод предполагает, что качества, необходимые для успешной работы по управлению, можно приобрести на кратких выездных курсах менеджмента, на которых освоение премудростей науки сочетается с физической активностью, например, небольшими восхождениями на невысокую гору, спортивным ориентированием, рафтингом. Считается, что подобные виды деятельности активизируют организационные способности, способствуют управлению командами, совершенствуют способность контролировать других и действовать в условиях неопределенности.