Методы повышения квалификации

Повышение квалификации руководящих кадров может проводиться как внутри фирмы, так и на специальных курсах повышения ква­лификации. Однако подобные курсы становятся все менее попу­лярными, поскольку обучение на них не учитывает специфику ком­пании, систему ее организации, традиции или сложившийся управ­ленческий стиль. Одновременно все большую популярность приоб­

22. Методы профессионального обучения437

ретают внутрифирменные программы, особенно программы, в ко­торых задействована группа сотрудников, работающих совместно, или весь штат подразделения. Хотя на практике одновременное привлечение всего штата подразделения для участия в программе трудно осуществимо, разве что обучение по программе проводится

в нерабочее время.

Методы, традиционно используемые для развития управленче­ских навыков, делятся на три категории.

(а) Приобретение знаний. Как и при профессиональном обучении, это представляет наименьшие трудности. Изучение специфики компании осуществляется путем стажировок, наставничества или самообразо­вания; посещение внешних курсов дает возможность осваивать спе­циальные управленческие методики и изучать общую среду бизнеса.

(б) Умение планировать, способности к творческой и аналитической работе. Эта категория представляет наибольшие трудности. Приобре­тение знаний до некоторой степени помогает менеджерам совершен­ствовать эти навыки, поскольку знания позволяют менеджерам вы­делить факторы, которые следует учитывать, знакомит с используе­мыми технологиями, Однако способности к аналитической и творче­ской деятельности можно развить только практикой, как в реальной рабочей среде, так и в условиях моделированных рабочих ситуаций.

В первом случае менеджер ощущает полную ответственность, принимает настоящие решения, осознания, что их последствия также лежат на его ответственности, хотя в этом случае велика опасность того, что неверные решения, принятые неопытным или неумным руководителем, могут нанести непоправимый ущерб компании.

Во втором случае (в случае моделирования) менеджер может про­явить большую предприимчивость, но при этом притупляется его чувство ответственности за принятые решения; в реальной обстанов­ке его поведение может кардинально отличаться от поведения в смо­делированной ситуации. Последняя, как бы точно она ни воспроиз­водила бы реальность, никогда не сможет отразить, например, осо­бенности характеров работников и моральный климат в организации, которые не менее важны для процесса принятия управленческих ре­шений, нежели факторы внешней среды. К числу методов, исполь­зуемых для развития этих способностей можно отнести:

• изучение ситуационных примеров и ролевые игры;

• упражнения по баскет-методу;

• деловые игры, в которых принимают участие две и более ко­манд; например, на основе предоставленной информации осу­ществить маркетинг воображаемого продукта. Последствия при­нятых в ходе игры решений оцениваются (как правило, при

438 Практические аспекты управления человеческими ресурсами

помощи компьютерной программы) и доводятся до сведения играющих. Команда, которой удалось обеспечить максимальную прибыль, объявляется победителем.

К числу методов, используемых в реальной рабочей среде, относят­ся следующие:

• Проекты, т.е. специальные предписания, выдаваемые менед­жерам, которые должны вникнуть в проблему компании, представить свои рекомендации и иногда даже осуществить их на практике.

• Советы молодых специалистов — совет директоров компании делегирует группе молодых менеджеров полномочия прини­мать решения по ряду второстепенных вопросов.

• Обучение в процессе работы, когда менеджер приступает к вы­полнению незнакомой ему работы и в процессе ее выполне­ния осваивает новый набор управленческих навыков. При этом менеджер должен анализировать проблемы, связанные с новой работой, формулировать решения, проводить их в жизнь (естественно, под руководством опытного старшего руководи­теля) и осуществлять мониторинг их последствий.

• Учебные компании, как правило, представляющие собой отделе­ния или дочерние фирмы крупной материнской компании, кото­рые стремятся к прибыльной деятельности, но при этом предос­тавляют молодым специалистам возможность развивать свои управленческие навыки в защищенной безопасной деловой среде.

• Наставничество используется часто и не менее часто прино­сит желаемый успех. Но иногда выполняющий роль настав­ника опытный менеджер принимает некоторые решения на­столько автоматически, что впоследствии сам не может не только объяснить, почему он решил именно так, но даже не замечает, что вообще принял решение.

(в) Навыки общения. В последние годы именно этой категории мето­дов повышения квалификации уделяется повышенное внимание, развитие этих навыков осуществляется на специальных курсах. Ос­новными методами развития навыков общения являются следующие.

• Корректировка отношения, например, путем участия в Т-группах или ролевых играх.

• Курсы освоения навыков работы в команде и управленческих стилей, как правило, проводимые консультантами; формиру­ются группы, призванные совместно выполнять относительно несложные задачи, затем следует коллективное обсуждение по­ведения членов команды и уроков, которые можно извлечь из их совместного опыта работы. Примерами являются:



22. Методы профессионального обучения



обучение в процессе работы — это метод применения принципов обучения в процессе работы в условиях группо­вого тренинга; опытный специалист, исполняющий роль инструктора, руководит выполнением членами группы про­стой однозначной задачи, а после ее завершения проводит обсуждение хода ее выполнения;

групповые обсуждения стандартного поведения во время работы, например применения управленческой матрицы.

• Анализ индивидуального поведения на основе формальной системы, иногда даже с теоретической базой, например опе­рационный анализ.

• Обучение технологиям общения. Это зеркальное отражение метода корректировки отношения, в основе которого лежит предположение, что изменение (или корректировка) отноше­ния приведет к изменению поведения работника. Вместо по­пыток изменить отношение менеджеров обучают непринуж­денному рукопожатию, искренней улыбке, поддержанию зри­тельного контакта в ситуациях, наиболее приближенных к ре­альным, например при моделировании аттестационного собе­седования. Обучаемый сам понимает преимущество владения технологиями общения и под влиянием этого постепенно ме­няет свое отношение.

• Лекции по психологии восприятия, мотивации, группам, как правило, в сочетании с одним из перечисленных методов.

• Выездные курсы по совершенствованию управленческого сти­ля. Этот метод предполагает, что качества, необходимые для успешной работы по управлению, можно приобрести на крат­ких выездных курсах менеджмента, на которых освоение премудростей науки сочетается с физической активностью, например, небольшими восхождениями на невысокую гору, спортивным ориентированием, рафтингом. Считается, что по­добные виды деятельности активизируют организационные способности, способствуют управлению командами, совершенствуют способность контролировать других и действовать в условиях неопределенности.

Наши рекомендации