Потребительский бюджет. Бюджетная линия. Равновесие потребителя
Потребительский бюджет состоит из двух частей: доходов и расходов. Основными видами (статьями) дохода являются: заработная плата; предпринимательский доход; доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды); государственные трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия); доходы из прочих источников (выигрыш, наследство и т.д.). Именно первые две статьи составляют наибольший удельный вес в доходной части россиян и определяют благополучие семей, уровень образования, социально-экономический статус.
Бюджетная линия – это геометрическое место точек, характеризующих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат. Это множество доступных потребителю наборов товаров. Соотношение цен товаров определяет наклон бюджетной линии, а отношение указывает на точку пересечения бюджетной линией оси (максимальное количество товара , которое потребитель может приобрести) (рис. 7.8).
Рис. 7.8. Бюджетная линия.
Точка , расположенная внутри бюджетной линии отражает недоиспользование бюджета. Товарные наборы, расположенные выше бюджетной линии, будут недоступны для потребителя в силу ограниченности его бюджета.
Выбор оптимального набора товаров в экономике иллюстрируется с помощью. Кривых безразличия.
Кривая безразличия- линия, каждая точка которой представляет такую комбинацию двух товаров, что потребителю безразлично, какую из них выбрать в силу того, что совокупная полезность каждой единицы товара одинакова. Совокупность кривых безразличия образует карту безразличия: чем дальше от начала координат, тем больше величина полезности, соответствующая каждой кривой.
Потребитель стремится оказаться на более высокой кривой безразличия, т.к. в этом случае общая полезность приобретаемого им набора увеличится. Но этому препятствует ограничение его дохода (бюджета).
Т. О. Кривые безразличия используют для анализа желаний и предпочтений потребителя, а для анализа возможности- бюджетные линии.
Объединив на одном графике бюджетную линию и карту безразличия, мы получим график потребительского выбора.
Бюджетная линия при этом будет касательной к одной из линий безразличия, и эта точка касания называется точкой потребительного оптимума. Она означает , что набор товаров А и В , соответствующий этой точке, принесет потребителю наивысшую полезность при его доходе. Говорят, что в данной точке потребитель максимизирует полезность.
Правило максимизации полезности: MUb/Pb=MUa/Pa
Потребитель максимизирует полезность тогда, когда последняя денежная единица расходов, направленная на приобретение благ, приносит одинаковый уровень предельной полезности.
Поведение потребителя на рынке объясняется с помощью «эффекта дохода» и «эффекта замещения».
Эффект дохода- изменение реального дохода потребителя при изменении цен на товары и услуги. Если цена товара снижается, то покупательная способность дохода потребителя увеличивается, т.е. другими словами, снижение цены товара делает потребителя реально богаче, позволяя ему расширить объем покупок при той же величине дохода.
Эффект замещения- состоит в том, что снижение цены на один вид товара приводит к относительному удорожанию других товаров. Люди стремятся заменить подешевевшим товаром другие, относительно другие товары.
Эффект дохода и эффект замещения взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, вызывая расширение объемов потребления товаров и услуг при снижении цен.
Их отличие в том, что если эффект дохода является выигрышным результатом внешних по отношению к потребителю обстоятельств, то второй зависит от сознательного изменения приоритетов личных потребностей.
Для анализа потребительского поведения используется графическая модель «доходы - расходы» ( Кривая Энгеля), которая показывает зависимость между величиной дохода потребителя и расходов на определенный товар.
Исследуя динамику изменения расходов на различные продукты в зависимости от изменения доходов, Энгель вывел закон, согласно которому с ростом денежных доходов населения происходит относительное сокращение расходов на продукты питания за счет роста расходов на другие виды товаров (т.е. доля расходов на продукты питания в общей величине расходов снижается, а на другие товары увеличивается)