Вопрос 2. Понятие организации. Виды организаций

Наука менеджмента возникла в начале ХХ века, когда обществом была осознана объективная потребность в применении научных методов в управлении деятельностью предприятий для обеспечения роста прибыли. Стало ясно, что дальнейшее развитие экономики зависит от организации управления. Менеджмент превратился в самостоятельный вид деятельности, а сформировавшийся слой менеджеров представляет собой влиятельную силу в обществе. Успешность предприятия все в большей степени зависит от того, как организовано управление, какие методы воздействия на людей используются.

В 1926 году в своей книге «Сегодня и завтра» Генри Форд с гор-достью говорил, что создал на своих предприятиях производственную систему будущего, он создал систему управления, которая максимально соответствовала технологии, состоянию рынка и общества того времени. Вместе с тем он создал такую производственную систему, которая послужила базой для формирования и развития бюрократической системы управления, основанной на жестком разделении функций, иерархических структурах, формализованных процедурах принятия решений и т.д. Сегодня такой менеджмент вступает в конфликт с новыми условиями бизнеса.

Формирование рыночной экономики предполагает ее структурную перестройку, преобразование всего комплекса отношений собственности, интеграцию отечественной экономики в систему международных хозяйственных связей. Однако первая и наиболее сложная проблема – это формирование качественно новой системы управления. Такая система должна соответствовать имеющимся условиям, обеспечивать решение как текущих, так и перспективных задач. Необходимо учитывать и международный опыт по формированию и совершенствованию системы управления, ее кадровому обеспечению. Опыт показывает, что те компании, которые создаются или перестраиваются с учетом новых взглядов на организацию управления, находятся в постоянном поиске новых технических и организационных решений, добиваются больших успехов, чем те, которые пользуются устаревшими методами, структурами. Соперничество не только между отдельными компаниями, фирмами, но и национальными экономиками в значительной степени проявляется в разных системах управления. Мирового лидерства достигают те страны, которые осознают необходимость приспособления систем управления к уровню и тенденциям развития общества, обществен-ных потребностей, социально-культурного развития общества. Современ-ную экономику можно назвать экономикой «новых возможностей». Свежая мысль, оригинальная идея могут стать основой успеха. Но для их реализации нужна соответствующая система управления и профессионально подготовленные кадры.

Менеджмент – это наука об организации эффективной деятельности коллективов людей. В экономически развитых странах подготовка дипло-мированных специалистов-менеджеров – одно из наиболее важнейших на-правлений высшего образования. Особенно это характерно для США. Здесь каждый четвертый из всех магистров, подготавливаемых в университетах, специализируется в области делового администрирования (менеджмента). В России также увеличивается число высших учебных заведений и бизнес-школ, осуществляющих подготовку менеджеров. Профессия «менеджер» одна из самых популярных и, что не менее важно, одна из наиболее востребованных.

Время, которое мы переживаем, – это время серьезных перемен в обществе. Чтобы не только выжить, но и добиться успеха в совершенно новых социально-экономических условиях, надо преодолеть внутренние препятствия – измениться самим: приобрести новые знания и, главное, сформировать устойчивую потребность в постоянном обновлении знаний, изменить собственную психологию. Одна из важнейших областей знания, которая сегодня необходима для успеха, – это менеджмент. По мере роста организации содержание менеджмента разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Обычно выделяют функциональных, генеральных, линейных и аппаратных ме-неджеров.

Генеральные менеджеры обычно возглавляют организацию или крупные подразделения организации, такие как региональные отделения или дочерние компании. Генеральный менеджер несет ответственность за общую деятельность организации или подразделения, следовательно, полагается на управленцев, ответственных за выполнение отдельных функций. В небольшой организации обычно работают один – два генеральных менеджера, которые одновременно управляют и специфическими функциями.

Линейные менеджеры несут ответственность за выполнение функции, напрямую связанной с производством. В зависимости от уровня они могут управлять работой организации в целом: магазина, торговой компании, производственной деятельностью предприятия.

Функциональные менеджеры, как правило, заместители руково-дителя или функциональные директора (коммерческий директор, директор по персоналу и т.д.) возглавляют отдельные функциональные области деятельности организации, такие как, управление персоналом, исследованиями, маркетингом или финансами.

Аппаратные менеджеры входят в состав соответствующего функционального аппарата, подчиняются функциональным менеджерам, отвечают за исполнение непроизводственных функций деятельности предприятия, таких как финансы, персонал, закупки или правовые вопросы. Исполнение данных функций не приносит непосредственной прибыли, и ответственные за их реализацию сотрудники не вступают в прямые контакты с внешними потребителями. Их клиентами являются линейные отделы организации. При управлении подчиненными аппа-ратные менеджеры обычно действуют так же, как линейные менеджеры.

Управлением бизнесом занимается относительно небольшая группа высших менеджеров, несущих ответственность за общее управление и ре-зультаты деятельности организации. Высшие менеджеры определяют политику и несут ответственность за управление отношениями с представителями и институтами внешнего мира, такими как акционеры, средства массовой информации, органы государственной власти. Они должны иметь полную информацию о состоянии дел в организации, направляя основные усилия на определение перспектив ее развития или взаимодействие с внешними агентами. Выполнение прямых операций такими менеджерами занимает минимум времени (в небольших компаниях руководители непосредственно вовлечены в рабочий процесс). Менеджмент как универсальная деятельность менеджера в различной степени обособлен от остальных видов деятельности организации. Однако отделение управленцев от других работников не является постоянным и неизменным. В трудах современных исследователей значительное внимание уделяется необходимости устранения некоторых аспектов иерархии менеджмента.

Менеджмент не является ни исключительной привилегией, ни определенной ответственностью главы или руководящего звена компании; это деятельность, распределенная, как и прочие виды деятельности, между руководством компании и ее сотрудниками. По мере увеличения степени специализации руководители не только выполняют функцию управления в сфере своей ответственности, но и вовлекаются в исполнительскую работу, особенно в небольших организациях.

Менеджер – это индивид, выполняющий работу с помощью других людей. Причем определение «другие люди» относится не только к подчиненным, но и к вышестоящим руководителям, знания и навыки которых могут быть полезны для выполнения работы. Для реализации проекта, возможно, потребуется изменение отношений с по-ставщиками или потребителями. Менеджеру нередко требуется поддержка коллег из других отделений. У некоторых управляющих подчиненные вообще отсутствуют, но для исполнения своей работы они имеют возможность использовать другие ресурсы.

Организации различных типов нуждаются в разных типах менеджмента. В некоторых из них деятельность сотрудников регламентируется множеством правил и предписаний, что находит отражение и в задачах управления. Очевидно, что когда организация оперирует в условиях повышенной неопределенности внешней среды, большинство формальных правил и процедур быстро устаревают, поэтому задачи управления в ней будут отличаться от задач компании, работающей в относительно стабильных условиях.

Вопрос 2. Понятие организации. Виды организаций.

Под организацией в юридическом аспекте понимается любой хозяйствующий объект, осуществляющий деятельность по производству товаров или услуг. С позиций менеджмента организация – это группа людей, объединенных для совместной работы, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Вопрос 2. Понятие организации. Виды организаций - student2.ru

Вопрос 2. Понятие организации. Виды организаций - student2.ru

Вопрос 2. Понятие организации. Виды организаций - student2.ru

Вопрос 3. Классификация организаций:

Форма собственности:

частная; государственная; муниципальная; общественная;

Целевое назначение:

производство продукции; выполнение работ; оказание услуг;

Широта производственного профиля:

специализированные; диверсифицированные;

Число стадий производства: одностадийные; многостадийные

Классификация организаций по принадлежности капитала

Национальное предприятие — предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны.

Иностранное предприятие — предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.

Смешанные предприятия — предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран.


Наши рекомендации