Некооперированные модели олигополии
1. Модель Курно.
Согласно модели на рынке - две конкурирующие фирмы (дуополия) X и Y производят однородную продукцию и самостоятельно принимают решения относительно цены и объема выпуска. Они должны постоянно корректировать свои объемы, исходя из предполагаемых объемов производства у конкурента.
20. Антимонопольная политика в рыночной экономике: цели, методы и модели.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными законами: Законом Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности” и Законом Украины ”Об антимонопольном комитете”, о которых уже говорилось выше.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение использования монопольной власти.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.
На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачах которого уже было сказано выше.
Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.
Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.
21. Спрос и предложение на рынке труда, их факторы.
В условиях рынка потребности в благах могут быть удовлетворены на условиях эквивалентности, через куплю-продажу. Поэтому решения потребителей о приобретении блага определяется:
¨ во-первых, настоятельной необходимостью удовлетворения потребностей, т. е. желанием иметь благо.
¨ во-вторых, возможностью (наличие дохода) заплатить за данное благо в пределах доступных цен для потребителя.
Следовательно, в условиях рынка размер оплаты (уровень цены) влияет и на выбор приобретаемого товара, и на его количество, поэтому:
¨ Отношения “потребитель-производитель” принимает форму взаимодействия “покупатель-продавец”
¨ Решения и действия потребителя проявляются опосредованно в форме спроса.
Спрос - желание и возможность купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене и за определенный период.
Спрос выражает субъективные представления потребителя о рыночной ситуации. Через спрос потребитель дает сигналы рынку о своих предпочтениях и вкусах и тех жертвах (альтернативных издержках), на которые он готов пойти в обмен на необходимые ему товары и услуги.
Двойственность подхода потребителя к покупке товара проявляется в двойственной характеристике спроса. Важнейшими характеристиками спроса являются цена спроса и величина спроса.
Цена спроса - максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара (все доступные цены для потребителя ниже ее).
Величина спроса - количество товара или услуги, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
При определении цены спроса потребитель учитывает: свои предпочтения, степень доступности товара (чем менее доступен товар, тем выше цена спроса). Потребитель при выборе товара будет получать предельную (дополнительную) выгоду, если цена спроса будет выше цены продавца.
Необходимо отметить, что, во-первых, величина спроса всегда относится к определенному периоду времени (день, месяц, неделя). Во-вторых, величина спроса - изменчивое понятие, поэтому в экономическом анализе мы должны учитывать условия, в которых потребитель принимает свои решения.
Содержание данного закона можно объяснить с помощью:
Эффекта дохода
Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор.
Под реальным доходом подразумевается количество товаров и услуг, которое может купить потребитель на свой денежный доход.
Эффект дохода показывает, что при более низкой цене потребитель может купить больше данного товара, не отказываясь от потребления альтернативных товаров. Повышение цен на товар приводит к уменьшению числа покупок данного товара и, возможно, отказ от других. Например, повышение цен на бензин на 30% в июле 1999 г. в России снизило его потребление.
Эффекта замещения
Эффект замещения - изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящий в потребительский набор.
Если цены на товар снижаются, потребитель начинает замещать более дорогие товары аналогичными, но более дешевыми. Стимул - купить более дешевый товар.
Так, например, в результате финансового кризиса в России в августе 1998 г. уровень цен повысился на 35,7%, что привело к уменьшению потребления импортных товаров и замещению их отечественными, относительно более дешевыми из-за повышения курса рубля.