Модели рыночного поведения олигополии

Ценовая воина — цикл последовательных уменьшении цены соперни­чающими на олигополистическом рынке фирмами. Это приводит к объёму вы­пуска. для которогоР =АС = МС.

Тайный сговор — форма олигополистического поведения, ведущая к об­разованию картелей.

Картель — группа фирм, согласующая решения по поводу объёмов вы­пуска и цен так, как если бы они были единой монополией (речь идет о соглашении кон­курирующих производителей об установлении еди­ной цены, а также совместного сбыта, квот на объем выпуска для отдельных производителей)

Ломаная кривая спроса

Модель объясняет негибкость цен. Форма кривой олигополиста зави­сит от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы будет эластичным, если они поднимут свои цены, потому что их конкурен­ты не будут повышать цены в ответ. Если же фирма понизит свои цены, то спрос станет неэластичным, так как конкуренты скорее всего тоже понизят цены. Результат — ломаная кривая спроса у фирмы.

Р — установленная цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D1. Если фирма понизит цену, то спрос не изменится. Кривая спроса будет иметь форму ломаной кривой D1PD2. Кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв. Из-за разрыва в величинах МР на цену товара и объём выпуска не будет оказывать воздействие изменение предельных из­держек.

Лидерство в ценах

В зависимости от конкретного проявления факторов и целей фирмы применяются разные ме­тоды ценообразования с ориентацией на конкуренцию:

· ориентация на цену отрасли. Такой подход к опреде­лению цен прежде всего осуществляется на рынках гомогенных продуктов, преобладает при олигополистической и совершенной конкуренции, находит при­менение на продукты международного характера;

· ориентация на ценового лидера. Различают доми­нирующее и барометрическое ценовые лидерства. Доминирующее ценовое лидерство имеет место когда в отрасли есть фирма, обладающая низкими затратами, а значит, ценовыми преимуществами пе­ред своими конкурентами. В такой ситуации осталь­ные фирмы ориентируют свою политику цен на политику цен господствующего на рынке произво­дителя и устанавливают цены на свои товары, как правило, на уровне ценового лидера. Барометри­ческий ценовой лидер — это фирма, чьи ценовые изменения поддерживаются другими производите­лями, признающими способность лидера адаптиро­ваться при установлении цены в полном соответ­ствии с изменяющимися рыночными условиями. Остальные фирмы добровольно приспосабливают­ся к ценовому лидеру. На практике такое ценооб­разование встречается в автомобилестроении, тор­говле топливом и др.

Модель ценообразования «издержки плюс»

Р = АТС + накидка.

АТС берутся для некоторого типичного объёма производства.

Накидка = % прибыли на капитал.

Модель совместима с тайным сговором и лидерством в ценах.

Характерные черты несовершенной конкуренции Монополисти­ческая конку­ренция Олигополия Чистая моно­полия
Число фирм в отрасли Много Несколько Одна
Концентрация Низкая Высокая Очень высокая
Вид продукта Дифференци­рованный И дифференцированный, и од­нородный Уникален
Рыночная власть В пределах ры­ночной ниши Ограничена взаимной зави­симостью, значительна при сговоре Диктует цену
Рыночные барьеры Отсутствуют Значительны Вхождение блокировано
Неценовая конкуренция Существенна Значительна Нет нужды в ней
Ценовая дискриминация Используется, эффективность растет с ростом рыночной власти

Основным показателем рыночной концентрации в настоящее время признан Индекс Херфиндаля-Хиршмана(Герфиндаля-Гиршмана)

Критика индекса концентрации при его использовании в антимонопольной политике привела к официальному отказу Департамента юстиции США от него и принятию с июня 1982 года в качестве главной характеристики структуры рынка индекса Херфиндаля-Хиршмана, который определяется как сумма квадратов долей реализации товара каждым субъектом рынка, выраженных в процентах.


Индекс характеризует рынок в целом, концентрацию на нем рыночной власти. Максимальное значение, которое он может принимать HH1 = 100² = 10000, что характерно для чистой монополии.

Если на рынке действует более 100 продавцов однородного товара и рыночные доли всех 100 равны (каждая менее 1% общего объема рынка), то HH1 ≤ 100*1² ≤ 100.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана с конца 20-го века используется в аналитике рынков всех развитых стран, рассчитывается и в отечественной практике обоснования антимонопольного регулирования рыночной деятельности субъектов, слияний и поглощений фирм.

.

Наши рекомендации