Динамика объемов продаж антимикробных препаратов в мире в 2005-2010 гг. (прогноз) в стоимостном исчислении, млрд. USD
В последние годы резкое увеличение расходов на здравоохранение поставило новые задачи – определение фармакоэкономических преимуществ различных методов диагностики и лечения. Появились альтернативные методы терапии, большое количество новых дорогостоящих медицинских технологий, лекарственных препаратов, повысилась стоимость медицинских услуг, однако количество денежных средств, выделяемых на здравоохранение, по–прежнему ограничено. Поэтому и среди организаторов здравоохранения, и среди практических врачей возрос интерес к проблемам экономической оценки эффективности лечения различных заболеваний.
Экономическая оценка эффективности определенной медицинской программы или метода лечения в целом представляет собой соотношение затрат на их проведение и их эффективности, включая в себя прямые и непрямые "затраты". Прямые затраты состоят из прямых медицинских и прямых немедицинских затрат. Прямые медицинские затраты включают стоимость оборудования и лекарственных средств, стационарного лечения, визитов к врачам, вызовов скорой медицинской помощи, затраты на коррекцию побочных эффектов и лечение сопутствующих заболеваний. Прямые немедицинские затраты объединяют расходы на транспортировку, питание, обслуживающий персонал и др.
Более сложным представляется учет непрямых затрат, таких как потеря дохода для семьи, снижение производительности для общества, ухудшение качества жизни (КЖ) и др. Выделяют три вида непрямых затрат. Первый непрямые затраты, связанные с заболеванием (morbidity costs), включает товары и услуги, не произведенные и не оказанные пациентом вследствие заболевания. Второй затраты, связанные со смертью (mortality costs) включает товары и услуги, которые пациент мог произвести и оказать, если бы болезнь была излечена и пациент не умер преждевременно. Третий вид непрямых затрат обусловлен потерей продуктивности работающего человека, вынужденного покинуть рабочее место для оказания поддержки больного, обычно члена своей семьи.
Существуют различные подходы к определению критериев эффективности того или иного вида лечения экономия денежных средств, увеличение продолжительности жизни и улучшение ее качества, а также получение прямой экономической прибыли. Наиболее часто экономическая эффективность лечения выражается стоимостью одного продленного года жизни (cost per lifeyear gained) или стоимостью года лечения, включая госпитализацию, диализ и т.д.
Используют несколько методов экономического анализа эффективности медицинских вмешательств: анализ минимизации стоимости (cost miniminization analisis), анализ эффективности затрат или стоимостной анализ эффективности (cost effectiveness analisis), стоимостноутилитарный анализ или анализ эффективности затрат в утилитарных единицах (cost utiliti analisis), стоимостный анализ прибыли (cost benefit analisis).
Из существующих 4-х методов экономического анализа эффективности медицинских вмешательств (анализ минимизации стоимости, анализ эффективности затрат, стоимостной анализ прибыли, анализ эффективности затрат в утилитарных единицах) в связи с рядом преимуществ наиболее предпочтителен анализ эффективности затрат в утилитарных единицах. В качестве общей единицы измерения в данном случае используют годы качественной жизни (QALY).
Выделена группа факторов, определяющих экономическую эффективность лечения:
Кратность приема препарата очень важный фактор, влияющий на приверженность. Установлено, что при двухкратном режиме дозирования (утро-вечер) приверженность к лечению уменьшается в 5 раз по сравнению с однократным приемом.
Фармакоэкономические преимущества того, либо иного препарата сильно зависят от его безопасности – т.е. частоты побочных эффектов. Во–первых, затраты на коррекцию побочных эффектов (в том числе и стоимость госпитализаций, связанных с обострением сопутствующих заболеваний) входят в общую стоимость лечения и увеличивают ее в 1,89 раза, т.е. почти вдвое. Во–вторых, появление побочных эффектов резко снижает приверженность больных к лечению.
Одним из основных факторов, обусловливающих рентабельность применения конкретного препарата, является его цена. Хотя определение стоимости медикаментов является достаточно простой задачей, она осложняется тем, что в каждой группе препаратов имеется значительный диапазон цен.
Бурное развитие фармацевтического рынка привело к появлению на нем большого числа воспроизведенных, или так называемых дженерических препаратов, обладающих биоэквивалентностью и меньшей стоимостью по отношению к оригинальному препарату. Зачастую существенные отличия у этих препаратов могут выявляться в терапевтической эффективности и в выраженности побочных эффектов. Поэтому проблема выбора наиболее оптимального препарата, как с позиции клинической эффективности и безопасности, так и с позиции стоимости, является весьма актуальной. Осведомленность врачей и пациентов о дженериках, как правило хуже, чем об эссенциальных препаратах. Представляется важным и то обстоятельство, что фирмы-производители дженерических препаратов могут наделять их особыми, отличающимися от оригинала и других аналогичных препаратов, органолептическими свойствами. Кроме того, некоторые оригинальные препараты не имеют дженерических аналогов, что может быть связано с трудностями синтеза вещества, лежащего в основе препарата, не истекшим сроком лицензии и другими причинами.
Формулярная система представляет собой информационно-методологическую доктрину, целью которой является развитие социально-ориентированного здравоохранения в условиях рыночной экономики.
Основные функции:
Ј гарантия обеспечения больных качественным лечением;
Ј определение и разработка проблемно-ориентированных и совершенных методов рациональной фармакотерапии распространенных заболеваний;
Ј определение наиболее клинически и экономически эффективных и безопасных лекарственных препаратов;
Ј обеспечение контроля правильности использования препаратов и принятия мер по предотвращению и исправлению ошибок фармакотерапии;
Ј широкое распространение объективной доказательно обоснованной медико-фармацевтической информации среди всех участников процесса здравоохранения;
Ј ведение системного профессионального образования.
Процесс внедрения формулярной системы может рассматриваться как оптимизация фармакотерапии при рационализации процесса отбора лекарственных средств с целью увеличения терапевтической отдачи от затрат на их закупку.
Формуляр определяется как один из основных инструментов внедрения и успешного функционирования формулярной системы – как справочное руководство, включающее в себя основные положения системы обеспечения эффективной и безопасной лекарственной терапии.
В основе формуляра лежатсогласованные и принятые на международном или/и государственном уровне практические рекомендации (стандарты) лечения, доказательно обоснованный подход к ведению рациональной фармакотерапии, тщательный анализ структуры заболеваемости, доказательно обоснованные сведения по наиболее клинически и экономически эффективным и безопасным лекарственным препаратам, данные исследований уровня их потребления и стоимости курса лечения каждого заболевания.
Формуляр является динамически развивающимся документом, с постоянно уточняющимся и пополняющимся содержанием отдельных разделов и статей.
Формуляр носит ограничительный характер и поощряет использование только тех лекарственных средств, которые включены в него. Этим достигается значительное сокращение номенклатуры используемых лекарств, повышается терапевтическая отдача и упрощается процесс лекарственного обеспечения.
Формуляр не аналогичен перечню жизненно важных лекарственных средств, имеющему рекомендательный характер.
± Сырье крушины было приобретено аптекой у заготовителя. Каким образом должна быть произведена оплата сырья и к какому виду хозяйственных операций она относится. Перечислите остальные подобные хозяйственные операции и порядок их оперативного и бухгалтерского учета.
Оплату можно произвести наличным или безналичным путем по согласованию с заготовителем. Если заготовитель – физическое лицо, оплата будет произведена наличными.
Данную хозяйственную операцию можно отнести к хозяйственным операциям, связанным со сбытом и продажей.
Сфера продажи и финансовые результаты организации представляют собой совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также определением финансовых результатов (прибыль или убыток) деятельности.
В рыночных условиях огромное значение уделяется вопросам продажи готовой продукции, в объем которой включается отгруженная и отпущенная продукция по договорным ценам. При продаже продукции возникают также расходы по сбыту продукции (упаковка, транспортировка, комиссионные сборы, содержание помещений для хранения продукции, оплата труда продавцам, рекламные расходы и др.). Для организации огромное значение имеет определение полной фактической себестоимости проданной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и расходов по сбыту продукции. При этом разница между выручкой (продажная стоимость) и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат (прибыль или убыток).
Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. В частности, по основным средствам – из суммы выручки вычитается первоначальная остаточная стоимость основных средств и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам – как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов, связанных с их продажей.
Учет продажи и финансовых результатов ведется на счетах 90 Продажи, 91 Прочие доходы и расходы, 43 Готовая продукция, 99 Прибыли и убытки и других и обеспечивает:
· контроль за ходом выполнения договоров поставок по объему и ассортименту реализованной продукции;
· своевременное и полное исчисление сумм, полученных за реализованную продукцию;
· выявление конечных финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убыток).
В предпринимательской торговой деятельности такими хозяйственными операциями являются покупка товаров и их продажа. Здесь возникают многочисленные операции, связанные между собой, а именно: расчетные, транспортные, складские, денежные и товарные.
Сфера продажи и финансовые результаты завершают кругооборот имущества и обязательства организации.