Сценарии борьбы с незаконными рубками
На федеральном уровне проблема незаконных рубок признается и прилагаются усилия по борьбе с ними. Российская Федерация активно участвует в Министерском процессе по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе в Европе и Северной Азии (ENA FLEG), который призван содействовать решению проблемы нелегального использования лесов. В рамках взятых на себя обязательств Россия предпринимает ряд мер по обеспечению легальности заготовок. К ним, в частности, относятся: (1) принятие Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2009–2011 годы; (2) создание Комиссии и рабочей группы по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины; (3) активизация работ Рослесхоза по дистанционному мониторингу лесов с применением аэрокосмических методов; (4) проведение проверок состояния земель лесного фонда и использования лесов в субъектах Российской Федерации; (5) разработка новых нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с незаконными рубками и теневым оборотом древесины.
Судя по практическим результатам, эта деятельность пока не приносит значительного эффекта и не может переломить ситуацию с распространением в стране незаконных рубок и теневого оборота древесины. На уровне региональных органов государственной власти и управления в отдельных субъектах Российской Федерации (например, Архангельская обл., Забайкальский край) предпринимаются усилия по борьбе с нелегальными рубками в рамках государственного лесного надзора. Например, в 2009 году в Архангельской области принят закон «О регулировании отдельных отношений в сфере оборота древесины». Закон определяет наличие необходимых документов у продавца и покупателя при отгрузке и транспортировке древесины.
Важными фактором борьбы с незаконными рубками являются инициативы лесного бизнеса, связанные с добровольной сертификацией и системами отслеживания происхождения древесины. В первую очередь в этом заинтересованы предприятия международных брендов и холдингов с преобладанием иностранного капитала.
Сценарии развития
Приходится признать, что проблема незаконных рубок в Российской Федерации приняла системный, устойчивый характер, обусловленный многочисленными социально-экономическими, нормативно-правовыми и политическими факторами. При любом сценарии объемы незаконного использования лесов будут сокращаться. Вероятная динамика реальных объемов незаконных рубок к 2030 году представляется следующей.
Инерционный сценарий. В среднесрочной перспективе ситуация может значительно измениться. Наибольшую роль в борьбе с незаконными рубками и теневым оборотом древесины будут играть следующие факторы: (1) экологизация внешних рынков, прежде всего Евросоюза, США и, постепенно, Китая; (2) законодательные меры по обеспечению легальности древесины на рынках США и Евросоюза; (3) дальнейшее становление среднего класса в Российской Федерации, экологизация внутреннего рынка и развитие добровольной лесной сертификации.
В 2008 году Конгресс США принял поправки к закону Лейси относительно происхождения и легальности импорта древесной продукции в США. В 2010 году Евросоюз утвердил новый регламент, запрещающий ввоз на территорию ЕС древесины, заготовленной в других странах с нарушением законодательства этих стран. Импортеры теперь обязаны требовать от своих поставщиков документального подтверждения того, что покупаемая ими продукция соответствует законам страны, в которой была заготовлена древесина.
В Российской Федерации также развиваются новые законодательные инициативы по обеспечению легальности древесины. В конце 2011 года на общественное обсуждение был представлен проект Федерального закона «О государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов», направленный на обеспечение прозрачности и легальности древесной продукции. Закон предполагает, что все организации и индивидуальные предприниматели, торгующие любыми круглыми лесоматериалами на внутреннем и внешнем рынках, должны будут подавать соответствующие декларации и регистрировать сделки в Единой государственной автоматизированной информационной системе в сети Интернет.
Эксперты опасаются, что введение закона может негативно сказаться на малом лесном бизнесе и обеспечении сельского населения дровами. При решении этих вопросов данный закон может оказать серьезное положительное воздействие на решение проблемы незаконных рубок.
Внутренний потребительский рынок Российской Федерации серьезно отстает от рынков постиндустриальных стран по степени своей экологизации. Недавнее исследование ВВФ показывает весьма низкий уровень значимости законности древесины для потребителей. Около 50% опрошенных заявили о безразличии к легальности происхождения древесной продукции. В то же время отмечается рост экологического сознания растущего среднего класса. Рост ответственного потребления на внутреннем рынке позволит сократить реальные объемы незаконного использования лесов к 2030 году дополнительно на 5%.
Таким образом, инерционный сценарий предполагает, что значительного роста площадей сертифицированных лесов не произойдет. Отечественные инициативы по борьбе с незаконными рубками не приведут к значительному усилению эффективности государственного контроля использования лесов. Зарубежные инициативы не смогут создать достаточных экономических стимулов для поощрения легальности. Будет наблюдаться медленное сокращение реальных объемов незаконного использования лесов. К 2030 году незаконные лесозаготовки в Российской Федерации сократятся на 5–10% за счет постепенной экологизации внутреннего рынка, развития добровольной лесной сертификации при сохранении существующей эффективности государственного контроля легальности использования лесов.
Умеренный сценарий. Если декларируемые меры будут на практике эффективно применены Евросоюзом и США, российские производители должны будут доказать легальность происхождения не менее 1/3 объема экспорта. В Российской Федерации уже имеется целый ряд механизмов обеспечения легальности происхождения древесной продукции: корпоративные системы отслеживания, добровольная лесная сертификация, законодательные инициативы федеральных и региональных органов власти. Около 15% рынка уже приходится на сертифицированную продукцию и продукцию, отслеживаемую корпоративными системами. Вероятно, что значительной части крупных производителей придется исключить нелегальную древесину из своих поставок. В среднесрочной перспективе это может на 20–30% снизить реальные объемы нелегального использования лесов в стране.
Умеренный сценарий с эффективным международным законодательством предполагает невозможность реализации лесоматериалов и продукции из древесины незаконного и сомнительного происхождения на рынках США и Европы. Исключается возможность поставки лесопродукции на рынки США и Европы через третьи страны. Предполагается, что закон об обороте круглых лесоматериалов и другие российские инициативы по легализации древесины станут максимально эффективны к 2030 году. Все эти условия приведут к сокращению незаконного лесопользования на 30–40%.
Инновационный сценарий. Наиболее оптимистичный сценарий предусматривает восстановление эффективной государственной лесной охраны в России и успех международных инициатив по борьбе с нелегальными рубками. В этом случае к 2030 году можно ожидать резкого сокращения реальных объемов незаконных рубок до 70–80%. Ни при одном сценарии не реалистично ожидать сокращения объемов незаконного лесопользования к 2030 году свыше 80%.