Классификация промышленных районов
В городские промышленные районы группируют предприятия с учетом однородности их производственного профиля, требований специализации производства, величины и характера грузооборота, степени выделения производственных вредностей. Смежные производства, связанные общностью производственного процесса, также могут размещаться в едином промышленном районе.
В зависимости от характера производства, степени выделения производственных вредностей, транспортных связей и величины грузооборота все многообразие промышленных районов можно свести к трем основным группам.
Первую группу в классификации промышленных районов составляют районы, предназначаемые для размещения предприятий, выделяющих большое количество производственных вредностей и имеющих большой грузооборот по железнодорожному транспорту. Это производства, относящиеся в основном к I и II классу вредностей и требующие больших санитарных разрывов между предприятиями и жилой застройкой; они располагаются в удалении от селитебной территории (вне города). Сюда же можно отнести и предприятия, для которых близкое соседство с городскими районами вредно, например для предприятий с особо точным производством.
Вторая группа — промышленные районы, предназначаемые для размещения менее вредных предприятий (III и IV классов), требующих по действующим санитарным нормам разрывов до 300—500 м, а также предприятий I класса, связанных с перевозкой грузов по железной дороге (с грузооборотом более 10 условных вагонов в сутки). Такие промышленные районы целесообразно располагать вблизи границ жилых районов города (на периферии селитебной территории).
Третья группа — промышленные районы, предназначаемые для размещения предприятий, не выделяющих производственных вредностей, или предприятий, относимых к V классу с неогнеопасными и невзрывоопасными процессами производства, не производящими шума, с небольшим грузооборотом, не требующим железнодорожного транспорта (менее 10 условных вагонов в сутки). Эти предприятия требуют санитарно-защитной зоны 100— 50 м (или совсем ее не требуют). При определенных условиях они могут быть размещены в пределах городской территории.
Размещение промышленных районов в значительной степени зависит от особенностей отраслей промышленности.
Промышленный районы первой группы могут включать металлургические, химические, нефтеперерабатывающие комбинаты, предприятия добывающей промышленности, связанные с разработкой земных недр, крупные цементные заводы производительностью более 150000 т в год. Удаленность их от жилых районов города устанавливается в каждом конкретном случае, в зависимости от технологии, степени улавливания вредностей, пожаро- и взрывоопасности производства. В отдельных случаях эти расстояния могут составлять 10—15 км.
Промышленные районы второй группы могут включать различные машиностроительные заводы, текстильные предприятия, заводы легкой и пищевой промышленности.
В промышленных районах третьей группы могут размещаться заводы оптики, приборостроения, часовые заводы, типографии, швейные фабрики, безвредные предприятия пищевой промышленности, предприятия местной промышленности, комбинаты бытового обслуживания и т. п. Санитарно-защитная зона может иметь вид озелененной магистрали или бульвара, проходящего между промышленным районом и жилыми кварталами.
Для первой группы промышленных районов характерен явно выраженный производственный профиль. Это объясняется тем, что предприятия этой группы, будь то металлургический комбинат, химический или нефтеперерабатывающий завод, являются, как правило, крупными предприятиями по размерам своих территорий и по грузообороту. Они имеют развитую железнодорожную и другие транспортные сети. Например, территория металлургических комбинатов достигает 600—800 и даже 1000 га, а площади нефтеперерабатывающих заводов — 1000—1800 га. Поэтому каждый крупный металлургический комбинат или нефтеперерабатывающий завод с сопутствующими им заводами обычно и представляет собой отдельный промышленный район или промышленный узел.
Промышленные районы второй группы могут быть также образованы, например, одними лишь машиностроительными заводами или же одними предприятиями легкой индустрии. Однако они могут иметь и смешанный профиль производства (текстильные, машиностроительные и другие предприятия среднего и малого размеров). При этом следует обращать особое внимание на устранение возможности влияния производственных вредностей одного предприятия на другое.
Промышленные районы третьей группы, подобно промышленным районам второй группы, могут иметь как смешанный, так и специализированный производственный профиль.
Размеры территории промышленного района города должны быть достаточными для удобного размещения в них различных промышленных предприятий и обслуживающего их хозяйства (транспортные пути, сортировочные станции, оклады, энергетические устройства и т. п.).
Однако совокупность разнообразных условий накладывает ограничения на размеры территории отдельных промышленных районов. При определении размеров территория промышленного района следует учитывать общую численность работающих в нем, что важно для организации транспорта, который должен доставлять работающих от дома до предприятия не более чем за 30—45 мин. Практика показывает, что для машиностроительной и текстильной промышленности ориентировочно можно принимать 50—80 человек, работающих на 1 га территории промышленного района, а для металлургических предприятий — 23—35 человек.
Оптимальное число трудящихся в одном промышленном районе обычно должно быть не более 25—30 тыс. человек, кроме особых случаев, когда само количество работающих на этих предприятиях многочисленно (например, металлургические, химические комбинаты, крупные машиностроительные заводы).
С развитием автоматизации и механизации производства допустимые размеры территории промышленных районов, очевидно, возрастут, так как среднее число работающих на 1 га территории промышленного района может снизиться.
В последнее время в результате сильного переуплотнения промышленности в существующих городах, развития новых отраслей промышленности и быстроте развития транспорта, совершенствования средств складирования и перевозок наблюдается тенденция вынесения промышленных районов второй, а иногда и третьей группы на удаленные от города территории.