Тема 2. Предпосылки применения стратегического управления в организациях
Каждое предприятие или организация является уникальным, «открытой» системой , которая имеет особенности, отличающие одно предприятие от другого. Однако, каждое из них является социально-экономической системой, и следовательно, имеют общие черты. К таким общим характеристиках относят:
- использование основных элементов производства (предмета, средств производства и рабочая сила) и основные функции управления;
- изменение отдельных параметров и систем в общем на протяжении периода существования;
- способность к формированию собственного поведения, уникальность, нередко - непредсказуемость его в конкретной ситуации;
- способность адаптироваться к изменениям в обществе, устанавливать эффективные связи;
- способность к противодействиям тенденциям, которые могут разрушить систему;
- способность изменять структуру и механизмы функционирования по своему усмотрению;
- способность и направленность на целенаправленность и целереализацию.
Не смотря на отличие характеристик предприятий как социально-экономических систем, каждое предприятие самостоятельно решает проблемы, связанные с налаживанием связей в системе «предприятие – государство», учитывая существующих и возможных «технологических прорывов», со структурой на макро- и микроуровне с социальными процессами в обществе и т.д.
Определение сущности предприятия, его основных направлений деятельности по Томпсону, можно определить по 8 различным характеристикам, зависящих от следующих факторов:
1) основной продукции или услуги;
2) основной деятельности предприятия;
3) основной технологии по производству продукции (производство химической продукции из нефти или газа, производство деталей с помощью порошковой металлургии);
4) основные группы потребителей, которые обслуживаются предприятием (автомобили – для различных социальных групп, компьютеры – для производства или обучения);
5) степени удовлетворения потребностей потребителя в продукции или услуги, которая уже знакома покупателю (комплексное оборудование для кухни) и имеют разное качество;
6) масштаб деятельности в отрасли: охват всего производственного комплекса – от заготовки сырья для производства конечного продукта или услуги, или специализация на одном этапе в производственной цепочке (изготовление пряжи, упаковка и продажа);
7) степени диверсификации предприятия: использование основного сырья, технологии, каналов распределения или сбыта; обслуживание одной (или разных) групп потребителей и т.д.;
8) ступени ориентации предприятия на достижения высоких финансово-экономических результатов деятельности, которые делают его менее ранимым к подъемам или спадам общей конъюнктуры рынка, благодаря отказу от ориентирования на какой – либо один (или связанных между собой) направлений деятельности, интенсификации операций с активами, участие в любой деятельности, приносящая прибыль. Наиболее часто такая ориентация появляется в последствии конгломератной диверсификации, требующая специализированные общие программы, в которых разные виды деятельности связаны через финансово-экономические показатели.
В приведенном перечне характеристик предприятий предоставлено одну из квалификаций, которая применяется для анализа их сущности.
Отличия предприятий можно описать сотнями параметров, характеризующих их макро- и микросвязи, структуры и процессы. Наиболее важные среди них являются следующие.
Юридический статус и форма собственности, которая определяет типы предприятия: частные индивидуальные, которые имеют статус юридического лица, общества, при этом различают объединения лиц, капиталов (коммерческие общества), гражданские и кооперативные общества, ассоциации, концерны и консорциумы, государственные и муниципальные предприятия и организации, совместные предприятия с иностранным капиталом, акционерные общества (разного типа). Юридический статус и форма собственности существенно влияют на особенности функционирования предприятия и механизмы принятия решений, контроля, распорядка и отчетности. Особенно это отпечатывается на системе стратегического управления, поскольку накладывает определенные ограничения (или нет) на реагирования предприятия на требования внешней и внутренней среды.
Отраслевая принадлежность и профиль предприятия определяются производимой продукцией или оказываемыми услугами. Структура отрасли и предприятие, которые к ней принадлежат, зависят от классификации, применяемой в той или иной стране в определенные период. Экономическая деятельность стран со временем изменяется, происходит постоянный процесс структурной перестройки, размеры и взаимосвязь отраслей между собой становятся другими, развиваются (или наоборот) направления деятельности отраслей, хотя названия могут и не изменятся (автомобиле- или самолетостроение). Предприятии предлагают на продажу наиболее часто неоднородную продукцию; различаются моно-производители (предприятия с широким ассортиментом). Параметры предприятий и особенности их функционирования будут различными, как и стратегии развития.
Множество рынков, обслуживающие предприятие, уровень и особенности конкуренции является главным внешним фактором, влияющим на формирование специфических признаков предприятия или организации. Характеристика рынка или рынков, обслуживающиеся предприятием (объемность, уровень сегментации, динамика развития/ уменьшения, характеристика спроса и т.д.), а также количество предприятий, которые обслуживают рынок предоставляют систему внешних координат, относительно которых предприятие строит свою стратегию. Ситуация на рынке характеризуется динамическими изменениями, поэтому значение той или другой фирмы, возможность ее влияния также меняются: некоторые предприятия становятся монополистическими, другие – исчезают. На разных рынках и в различных отраслях создаются различные ситуации, требующие от предприятия адекватных реакций на изменение форм, механизмов функционирования и конкуренции. Появление новых конкурентов может изменить характеристики действующих предприятий.
Объемы предприятий и производственный потенциал создаются на основе показателей, характеризующих отраслевую принадлежность (применение тех или иных технологий материалов, работников определенной квалификации и т.д.), и рыночных факторов, которые «задают» масштабы эффективности использования производственного потенциала конкретного предприятия. Проблема определения оптимального размера предприятия достаточно сложная. Можно отметить, что не существует одинаковых предприятий, даже одной отрасли, действующие на одном рынке, даже по размерам, не говоря же о том, что другие показатели, характеризующие производственный потенциал, а также выбранной стратегии.
Типы организаций организационно-экономического механизма функционирования и управления зависят от рассмотренных характеристик. Тип организации предприятия наиболее четко проявляется в ее организационных структурах производства и технологии принятия управленческих решений. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективную деятельность предприятия, мера обеспечения стоимости освоенных ресурсов, то есть уровень добавочной стоимости. Достигнуть «оптимальные» размеры затрат времени и ресурсов можно стимулировать увеличение предприятия, разнообразия ассортимента их продукции и увеличение рынков сбыта, поскольку требуют дополнительных усилий и координаций деятельности и радикальных изменений. Каждое предприятие выбирает и усовершенствует по своему усмотрению из достаточно большого арсенала организационную форму и механизм управления предприятием, создавая в конце концов социально-экономическую систему, не похожую на другие. В свою очередь, тип предприятия и механизм функционирования являются той «отравной точкой», с которой начинается любое движение, которое определяется вместе с целями содержание ее «стратегического набора». Большую роль тут играет руководство предприятия, которые либо способствуют, либо препятствуют (иногда не специально) развитию предприятия.
Зарубежные теории менеджмента за последние 30 лет прошли достаточно сложный путь, где возникали и вымирали различные концепции и подходы, обусловленные изменениями в понимании сущности и роль менеджмента в развитии отдельных предприятий и общества в целом. Как определяют выдающиеся специалисты – теоретики и практики, одной из наиболее плодотворных идей в менеджменте за этот период стало важной тенденцией для процветающих предприятий мира, однако все еще доминирующее и эффективное – стратегическое мышление. Содержание этого явления основывается на понимании цели развития предприятия и способов ее достижения, в утверждении необходимости наблюдения за внешней и внутренней средой (для определения цели и способов достижения), формирование стратегий и решений, вытекающие из них, а также налаживание деятельности с целью их осуществления.
Стратегическое мышление предусматривает:
а) осведомление управленческой иерархии и последовательности установление приоритетов при ответе на вопрос: «Чего мы хотим достигнуть и каким способом?»:
б) ориентацию на распознание и адекватное реагирование на изменения среды – новые возможности и потенциальные угрозы:
в) логическое обоснование норм и методов привлечения и направлений использования инвестиций, а также персонала соответствующей квалификации для обеспечения решения проблемы долгосрочного развития фирма:
г) координация стратегических текущих, функциональных и производственных, аналитическо-плановых и исполнительных направлений деятельности в организации:
д) осмысление возможностей, а не только реагирование на изменения:
е) ориентация на руководство процессами развития предприятия в долгосрочном периоде формирования соответствующей системы стратегического управления, которые оказываются в наставлении и инициировании и возглавление, а не защита и наследование.
Менеджеры процветающих организаций ориентируются на стратегическое мышление, которое предусматривает изучение нужд потребителя, новых возможностей и рисков, конкурентных позиций, изучая это такой же самой обычной деятельностью, как и анализ и оценка ситуации внутри предприятия. Стратегическое мышление базируется на понимание, в первую очередь, руководством и всем персоналом собственной ответственности за долгосрочное существование и развитие предприятие, необходимость соответствующего управления этим процессом и обеспечение ориентации всех видов деятельности на создание и повышение конкурентоспособности, финансового успеха на протяжении продолжительного периода.
Стратегическое мышление управленческого персонала какого-либо предприятия закреплено с понятием «стратегический уровень предприятия».
«Стратегический уровень» - это система знаний про возможность и ограничения в развитии предприятия, которые реализуются в соответствии стратегических решений и действий.
Стратегический уровень предприятия можно определить, получив соответствие ответы на эти вопросам:
1. Каким является уровень знаний и существенный объем информации о ситуацию в экономике, на рынке, в отрасли, у конкурентов, у партнеров, у разработчиков новых продуктов и технологий?
2. Отвечает или нет на настоящее состояние предприятие требованием развития в обществе, которое сложилось?
3. Есть ли на предприятии надежная обоснованная система целей развития в кратко- и долгосрочном периоде?
4. Как разрабатывается стратегия предприятия, с помощью каких методов?
5. Сформирована ли общая, целостная стратегия предприятия?
6. Как структуризированные цели/стратегии по отдельным подсистемам предприятия (производственными, функциональными, ресурсными), а также по отдельным рынкам, потребителями и др., то есть ли обоснованный «стратегический набор»?
7. Учитывается ли в «стратегическом наборе» ограничения по ресурсам (прежде всего финансовыми), а также взаимозависимость отельных составных?
8. Какой уровень стратегического планирования на предприятии (по содержанию планов, их перечнем и формой)?
9. Установлено ли в стратегических планах ответственность за проведение стратегических действий, а также последовательность и термины выполнения отельных плановых заданий?
10. Какие происходят стратегические мероприятия в текущих планах и бюджетах?
11. Отвечает или нет система организации управления, принятие решений, учета и контроля требованиям стратегии так как они будут развиваться?
12. Готовы ли к стратегическим переменам работниками предприятия?
13. Как будут разъясняться стратегические действия предприятия клиентам, партнерам, социальным организациям, собственным производителям?
14. Как построена система мотивации стратегической деятельности?
Позитивный или негативный ответ на эти вопросы, требующие глубоких разносторонних действий, дает возможность оценить уровень стратегической направленности (ориентации) предприятия. На рис. 2.1 приведен основной перечень факторов, которые формируют стратегический уровень предприятия, а в табл. 2.1 – анкету для предварительного определения направленности предприятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.2.1 Факторы, формирующие стратегический уровень предприятия
Стратегически ориентированное предприятие – это предприятие, на котором стратегическое мышление является основой, принципиальным наставлением в деятельности персонала предприятия и прежде всего высшего начальства, где существует (формируется) система стратегического управления; применяется рациональный процесс стратегического планирования, который дает возможность зарабатывать и использовать интегральную систему стратегических решений, и текущая, повседневная деятельность связанная с достижениями стратегических ориентиров. Такое предприятие должно достигнуть существенного преимущества в сравнении с «нестратегическими организациями».
Таблица 2.1