Миссия и цели организации
Миссия - это основная цель организации (организации) или четко выраженная причина ее существования. Практически все преуспевающие организации имеют формально выраженную формулировку своей миссии, которая в современных условиях дополняется концепцией видения бизнеса, представленной на рисунке 3.1.1.
Рис. 3.1.1. Видение бизнеса
Стержневые ценности – стабильные непреложные принципы организации.
Основные намерения – миссия, причина существования организации в данный момент.
БАЦ (большие амбициозные цели) – однозначное непреодолимое стремление организации.
Сформулируйте элементы видения миссии организации, выбранной Вами в первом разделе.
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
Цели организации формулируются на основе миссии. Цели представляют из себя результаты, которых стремится добиться организация в перспективе. Цели могут быть поставлены перед организацией в целом, перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями. Цели отличаются ясностью, измеримостью, достижимостью, соотнесенностью с миссией, а также должны иметь временные рамки их достижения. Цели должны соответствовать определенным характеристикам, которые носят название SMART-характеристики:
1) S (Specific – определенность, точность) - цели должны быть ясными и точными, чтобы не оставалось место для их неясного толкования;
2) М (Measurable - измеримость) – выражать качественно все что можно и даже субъективные ожидания, фиксируя то, каким может быть результат, если цель достигнута;
3) А (Achievable - достижимость) – и начальник и подчиненный должны быть уверены, что поставленная цель достижима;
4) R (Related - взаимосвязь) - соотносится со стратегией, хозяйствующими целями организации, интересами исполнителей;
5) Т (Time-bound – временная определенность) – определена по шкале времени и срокам их достижения.
Проанализировав основные характеристики задаваемых организацией целей, сформулируйте три основные цели Вашей организации.
1. ____________________
___
___
2. ____________________
___
___
3. ____________________
___
___
Оценка и анализ внешней среды
Параметры внешней среды удобно анализировать и соответственно проектировать будущую стратегию организации, если адекватно оценить воздействие на организацию комплекса факторов макросреды: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э), политические (П). Начальные буквы названий этих факторов и составили аббревиатуру метода анализа внешнего окружения организации известного как STEP-factors analyzing (СТЭП-анализ), или PEST-анализ.
Проведите анализ внешней среды, в которой работает Ваша организация с использованием методологии PEST.
Таблица 3.2.1
PEST-анализ
Факторы макросреды | Состояние фактора | Характер влияния (+ / -) | Степень влияния (от -5 до + 5) | Возможные действия предприятия | Степень влияния фактора после принятия мер | Вероятность возникновения (высокая, средняя, низкая) |
1.Политические: | ||||||
Итого | ||||||
2.Экономические: | ||||||
Итого | ||||||
3.Социальные: | ||||||
Итого | ||||||
4.Технологические: | ||||||
Итого | ||||||
ВСЕГО |
Иллюстрация воздействия внешних факторов
Фирма BPS была организацией, которая в конце 80-х годов оказалась под воздействием комбинации внешних факторов. BPS British Gypsum владел 92% рынка гипсового сырья для производства гипсовых панелей. Поскольку правительство Великобритании стремилось повысить конкуренцию, представитель организации был приглашен в комиссию по делам монополий и конгломератов (ММС). Но ни это, ни даже появление двух других конкурентов не сказалось заметным образом на ситуации.
Однако организация подверглась и более серьезному воздействию внешних факторов.
Ужесточение требований экологической безопасности привело к тому, что при производстве энергии на теплоэлектростанциях стало необходимым удаление серы из продуктов сгорания. При удалении же серы получается в больших объемах побочный продукт - гипс, способный конкурировать с гипсом, добываемым подземным способом.
Кроме того, организация столкнулась с проблемой спада в строительной промышленности.