Сущность, направление и показатели инноваций
РЕФЕРАТ
Курсовой работы
«Планирование и стимулирование инноваций»
Объем работы 45 с., в том числе 3 рис., 6 табл., 20 наим. лит., 2 прил.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс плаинирование инновационной деятельности, управление, нововведение, предприятие, инновационный менеджмент оценка эффективности, экономическая эффективность, ЧДД, срок окупаемости.
Объектом исследования курсовой работы является предприятие ЧПУП «Амкодор-Логойск». Предметом исследования курсовой работы является выработка предложений по совершенствованию планированию и стимулированию инноваций на ЧПУП «Амкодор-Логойск».
Курсовая работа посвящена исследованию проблем организации инновационной деятельности на отечественных предприятиях.
Целью курсовой работы является оценка планирования и стимулирования инноваций на ЧПУП «Амкодор-Логойск» и разработка предложений по совершенствованию инновационной деятельности на ЧПУП «Амкодор-Логойск».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрено понятие планирования и стимулирования инноваций;
- проанализирована хозяйственная деятельность предприятия ЧПУП «Амкодор-Логойск», проведен анализ планирования и стимулирования инновационной деятельности ЧПУП «Амкодор-Логойск»;
- составлены предложения по совершенствованию планированию и стимулированию инноваций на предприятии и произведен расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 5
1. Понятие и классификация инноваций.. 6
1.1. Сущность, направление и показатели инноваций. 6
1.2. Подходы к планированию и стимулированию инноваций. 10
2. Исследование практики планирования и стимулирование инноваций в ЧПУП «Амкодор-Логойск». 16
2.1. Система планирования и экономическая эффективность инноваций 16
2.2. Материальное поощрение персонала за инновации. 32
3. Основные направления совершенствования планирования и стимулирования инноваций в ЧПУП «Амкодор-Логойск» 36
3.1. Обоснование системы планирования инноваций. 36
3.2. Разработка предложений о стимулировании инноваций. 39
Заключение.. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 47
ВВЕДЕНИЕ
Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Целью курсовой работы является оценка планирования и стимулирования инноваций на ЧПУП «Амкодор-Логойск» и разработка предложений по совершенствованию инновационной деятельности на ЧПУП «Амкодор-Логойск».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие планирования и стимулирования инноваций;
- проанализировать хозяйственную деятельность предприятия ЧПУП «Амкодор-Логойск», провести анализ планирования и стимулирования инновационной деятельности ЧПУП «Амкодор-Логойск»;
- составить предложения по совершенствованию планированию и стимулированию инноваций на предприятии и произвести расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий.
Объектом исследования курсовой работы является предприятие ЧПУП «Амкодор-Логойск». Предметом исследования курсовой работы является выработка предложений по совершенствованию планированию и стимулированию инноваций на ЧПУП «Амкодор-Логойск».
Исследование базируется на трудах отечественных и зарубежных авторов, материалах предприятия, законодательных актах Республики Беларусь.
Понятие и классификация инноваций
Сущность, направление и показатели инноваций
Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия (корпорации) на рынке в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.
Инновации (нововведения) представляют собой количественные и качественные изменения технической базы производства и механизма управления предприятием, направленные на производство новой или улучшенной продукции, на внедрение и использование новых видов оборудования, новых форм организации производства, сбыта и новых методов управления [2, с. 90]. Это не только технический, но и экономический и социальный термин. Новые знания не равнозначны инновации, они предшествуют ей, и только будучи примененными на практике они превращаются в инновации. Предприятие, внедряющее инновацию, всегда рискует. В случае успешного внедрения инновации оно получает вознаграждение за риск в виде возросшей прибыли. По мере процесса распространения инновации прибыли предприятия, первым внедрившего её, начинают сокращаться.
Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах деятельности предприятия, а также к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.
К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли. В этом случае их можно классифицировать как базовые и прикладные нововведения, нововведения по улучшению продуктов, технологий или услуг и модификационные нововведения. Наиболее радикальное влияние на успех предприятия и экономики в целом носят базовые нововведения, связанные с развитием научно-технического прогресса. Наибольший удельный вес в практике промышленных предприятий имеют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий и наименьший — модификационные нововведения.
Основными объективными предпосылками (первопричинами) возникновения технических нововведений являются новые технические возможности и новые потребности, на которых базируются две известные модели инновационного процесса. Статистика результатов анализа первопричин различных нововведений в различных отраслях и в различных странах указывает на то, что потребность играет более важную роль, чем новые технические возможности в развитии инновационных процессов. В то же время практика показывает, что для достижения успеха необходимо учитывать и своевременно использовать обе первопричины и соответствующие инновационные модели.
Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и другие нововведения.
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает [12, c.27]:
- поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;
- научные исследования и разработка новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разработки;
- создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.
Инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха на рынке предприятия (корпорации) в целом. В силу этого управление инновационный деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.
Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс (НТП), на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ (стратегического плана) предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений (инновационной политики) и конкретных мер по их реализации [1, 348 с.].
Нововведением называют:
- неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);
- неизвестный метод производства продукции или услуг;
- разработка новых материалов и элементов;
- получение нового источника сырья и энергии;
- организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).
Под нововведением (инновацией) принято понимать конкретный объект или мероприятие, внедренные в производство по результатам проведенного научного исследования или сделанного открытия (изобретения), качественно отличный от предшествующего аналога.
Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.
Понятие “инновация” применяется ко всем новшествам, как в производстве, так и в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат или даже создающих условия для такой экономии. Инновации можно разделить на два основных вида: технические и организационные.
К техническим нововведениям относятся: новые продукты, новые технологии или новые услуги. Часто успех предприятия определяется совместным эффектом, получаемым при внедрении нового продукта, новой технологии и новых услуг. Технические нововведения могут также классифицироваться по их наукоемкости, по сумме капитальных затрат, по срокам окупаемости и по их влиянию на развитие конкретного предприятия или отрасли.
Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристик и сегментации рынка и др. [1, 349 с.].
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации:
1) поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;
2) научные исследования и разработка новых изделий, новой технологии и новых форм и методов организации производства, включая опытно-конструкторские и технологические разработки;
3) создание и проведение необходимых испытаний опытных и головных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.
Управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение общих целей фирмы, составляет суть и содержание инновационного менеджмента.
Научно-техническая политика подчинена достижению главной цели предприятия: максимально полное удовлетворение требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство.
При разработке научно-технической политики цели инновационного менеджмента должны отражать следующие особенности инновационной деятельности:
1) Причину инновации.
2) Предмет и сферу нововведений.
3) Требуемую глубину инновационного процесса;
4) Глубину интеграции инновационного процесса;
Особенностью современного этапа развития и обеспечения эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. [1, 262 с.]
1.2. Подходы к планированию и стимулированию инноваций
Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью предприятия. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, нацеленных на подготовку и обеспечение выполнения планов.
Планирование инноваций - это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития предприятия и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения [10, с. 223].
В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций.
1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или предприятия в целом.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития.
3. Координация деятельности всех участников инноваций. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.
4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения. Планирование вносит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности в систему менеджмента на предприятии.
5. Создание объективной базы для эффективного контроля. Планы устанавливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу "факт-план". Тогда контроль становится предметным, направленным на обеспечение целевого состояния системы.
6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.
7. Мотивация участников. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников [6, с. 301].
Значимость отмеченных частных функций подсистемы планирования делает ее важнейшей составляющей системы менеджмента на предприятии. При планировании осуществляются обоснованный выбор основных направлений инновационной деятельности для предприятия и каждой структурной единицы; формирование программ исследований, разработок и производства инновационной продукции; распределение программ и отдельных заданий по отдельным отрезкам времени и закрепление за исполнителями; установление календарных сроков проведения работ по проектам; расчет потребности в ресурсах и распределение их по исполнителям на основе бюджетных расчетов.
Планированию инноваций на предприятии присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте: единство научно-технических, социальных и экономических задач развития; научной обоснованности и оптимальности решений; доминирования стратегических аспектов; комплексности, непрерывности, гибкости и эластичности; бюджетной сбалансированности [10, с. 225].
Осуществление инновационной деятельности предприятия направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития. При этом как социально-экономическая система предприятия должно обеспечить комфортные социальные и психологические условия в коллективе для эффективной творческой деятельности. Поэтому планирование инноваций на предприятии должно быть направлено на обеспечение единства и гармонии в научно-техническом, производственном, экономическом и социальном развитии. Это требование находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности предприятия, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений.
Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного ИП.
Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов. Система планирования инноваций имеет сложную структуру и включает подготовку различных по целевой направленности, уровню разработки и содержанию планов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций следующих аспектов единства и полноты: этапов инновационных процессов; охвата функциональных элементов проектируемых комплексов; учета всех сфер и направлений инновационной деятельности.
Реальное воплощение принцип комплексности в планировании инноваций на предприятии находит в составе разрабатываемых планов и методах их взаимного согласования.
Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений.
Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов
Реализация принципа непрерывности находит свое наиболее полное выражение в концепции скользящего планирования, в которой благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием. Тем самым преимущества долгосрочного планирования дополняются достоинствами детальных краткосрочных планов. Перечисленные принципы, составляя методическую основу формирования системы планирования инноваций, находят выражение в составе, содержании, порядке и методах разработки планов на предприятии.
Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от того, в какой степени персонал предприятия заинтересован в поиске новаций, быстром проведении НИР и ОКР, а также продвижении товара на рынок. Решающее значение приобретает трудовая мотивация работников и стимулирование их высокопроизводительного труда со стороны высшего управленческого персонала. Работники предприятия, занятые в инновационном процессе, отличаются высоким уровнем образования и профессиональной подготовки.
Стимулирование такой категории работников предприятия требует как общих подходов, так и нестандартных управленческих решений для максимального учета побудительных мотивов и особенностей работника. Эффективным методом повышения отдачи является самомотивация труда.
Стимулирование персонала на предприятии представляет собой систему способов воздействия высшего управленческого персонала на работников с целью повышения производительности их труда и эффективности субъекта хозяйствования. Основные направления стимулирования - моральное, экономическое, материальное, организационное, техническое, психологическое, социальное [7, с. 192].
Экономическое стимулирование инноваций касается субъектов хозяйствования. Так, под экономическим стимулированием предприятия подразумеваются правила экономического поведения, разрабатываемые в государстве посредством законов и нормативных актов. Если налог на прибыль снижается, то появляется стимул для поиска инноваций и их коммерческой реализации [15, с. 96].
Исходя из приведенных рассуждений под экономическим стимулированием инноваций можно понимать создание в государстве научно обоснованных правил экономического поведения для субъектов хозяйствования, которые способствуют инновационному процессу, росту прибыли предприятий и платежей в государственный и местный бюджеты.
Налоговое стимулирование инновационной деятельности, играя ведущую роль в создании для субъектов хозяйствования финансовых стимулов ее осуществления, и, как следствие этого, будучи одним из главных элементов инновационной политики [15, с. 205].
В настоящий момент в Республике Беларусь достаточно слабо используется зарубежный опыт осуществления амортизационного стимулирования инновационной активности. Так, в частности, в республике не предусмотрена возможность применения используемых за ее пределами следующих составляющих указанного стимулирования:
1) равномерной линейной ускоренной амортизации;
2) списания на себестоимость всей стоимости объектов основных средств в течение одного года;
3) метода дегрессивной амортизации;
4) метода системы границ [15, с. 206].
В то же время можно говорить об определенном задействовании в Беларуси некоторых элементов метода системы границ, так как субъектам хозяйствования предоставляется возможность самостоятельного выбора сроков полезного использования объектов основных фондов в пределах установленного диапазона в зависимости от их принадлежности к той или иной группе основных средств.
К сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день в Беларуси амортизационное стимулирование инновационной деятельности практически исчерпывается возможностью ускоренного обновления отечественными предприятиями используемого ими оборудования за счет применения таких методов ускоренной амортизации, как метод уменьшаемого остатка и метод суммы чисел.
Материальное стимулирование инноваций рассматривается применительно к персоналу. Оно представляет собой систему денежного поощрения работников за проявление творческой инициативы, обеспечивающей социальный, экономический или экологический эффект.
Основные виды премирования персонала за инновации:
- вознаграждение за открытия и изобретения;
- премия за выполнение особо важных заданий;
- разовое поощрение за создание, освоение и реализацию новой продукции;
- премия за освоение новой техники, технологии;
- поощрение за экономию материалов, топлива и энергии;
- индивидуальное поощрение за рационализацию;
- разовое вознаграждение за достижения в области качества и сертификации продукции;
- разовое вознаграждение за инновации в области экологии и утилизации отходов производства;
- разовое поощрение за содействие инновациям [6, с. 307].
Источниками денежных выплат являются прибыль и себестоимость продукции. Если поддается прямому расчету прибыль, полученная от продажи интеллектуальной собственности, то размер вознаграждения в индивидуальном порядке устанавливается собственником и администрацией предприятия. При значительной сумме вознаграждения этот порядок поощрения стимулирует изобретательскую деятельность. Разовое поощрение из прибыли возможно за выполнение крупных инновационных проектов по созданию новой продукции, применению новой технологии и достижения в области качества.
Второй источник премирования - себестоимость. Если инновации, включая рационализаторские предложения, обеспечивают реальное уменьшение издержек, которое подтверждается снижением норм материальных и трудовых затрат, то размер премии определяется в процентах от годовой экономии. Шкала и размер премирования устанавливаются в коллективном договоре или используются рекомендуемые органами государственного управления для соблюдения налогового законодательства.
Одним из возможных вариантов определения размера премии за рационализаторские предложения, обеспечивающих уменьшение расхода материальных и трудовых затрат, является следующий:
- премия авторам (соавторам) рассчитывается в размере 15% от годовой экономии за счет внедрения рационализаторского предложения;
- премия содействующим лицам - в размере 5% от годовой экономии.
При творческом подходе к выполнению должностных обязанностей у персонала предприятия, как правило, возникает много рационализаторских предложений, которые содержат элементы инноваций. Зачастую прямого влияния на снижение себестоимости продукции они не оказывают, что затрудняет расчет экономии. В таком случае в соответствии с коллективным договором подобные инновации могут поощряться как разовое вознаграждение фиксированной суммой премии без расчета показателей экономической эффективности [7, с. 89].
2. Исследование практики планирования и стимулирование инноваций в ЧПУП «Амкодор-Логойск»
2.1. Система планирования и экономическая эффективность инноваций
Завод «Эпос» основан в январе 1987 года и был предназначен для производства спецтехнологического оборудования по изготовлению и контролю СБИС (сверхбольших интегральных схем).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 июня 2011 года № 274 «О некоторых мерах по развитию открытого акционерного общества «Амкодор» ПРУП «ЗАВОД ЭПОС» продан как имущественный комплекс ОАО «Амкодор».
10 октября 2011 года Логойским райисполкомом зарегистрирован как Частное производственное унитарное предприятие «Амкодор-Логойск» (Частное предприятие «Амкодор-Логойск»).
Частное предприятие «Амкодор-Логойск» осуществляет свою деятельность в продолжение деятельности производственного республиканского унитарного предприятия «ЗАВОД ЭПОС», зарегистрированного решением Минского областного исполнительного комитета от 30.03.2007 № 296 и переименованного решением Совета директоров открытого акционерного общества «АМКОДОР» от 04.10.2011 г., протокол № 310.
Логойский райисполком 10 октября 2011 года зарегистрировал Частное производственное унитарное предприятие «Амкодор-Логойск» (Частное предприятие «Амкодор-Логойск») в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 600019156.
Основная задача предприятия в 2014 году – увеличение объема производства товарной продукции не менее, чем на 150 % по сравнению с 2012 годом за счет расширения номенклатуры производимой продукции для ОАО «Амкодор» - управляющая компания холдинга» и заказов от стабильно работающих предприятий Республики Беларусь. Удельный вес объема производства для других организаций должен быть не менее 15% от общего объема производства предприятия.
За счет собственных средств инвестировано в основной капитал 15 139 млн.руб.
Частное предприятие «Амкодор-Логойск» располагает современной производственной базой и в состоянии выполнять виды работ, требующие точной металлообработки, резку металла, сварку, гальванопокрытие, координатно-расточные, фрезерные, токарные, шлифовальные на основе имеющегося современного станочного парка.
В 2013 году основными видами продукции были части подъемно-транспортного, погрузочно-разгрузочного оборудования и машин для лесного и сельского хозяйства, для ОАО «Амкодор»- управляющая компания холдинга», машины для лесного хозяйства (3 харвестера «А-2541») , механическая обработка корпусных деталей для УП «Солигорский институт проблем энергосбережения», ДУП «Белгидравлика», УП «КБТЭМ-СО», ООО «АРКАДА-ИНЖИНИРИНГ» (Россия) и др.
Удельный вес в общем объеме производимой продукции:
- части подъемно-транспортного и погрузочно-разгрузочного оборудования – 53,8 % ( 15 782 млн.руб.) в т.ч. для ОАО «Амкодор» - 45,1 %,( 13 239 млн.руб.), для дилеров - 8,7 % (2 543 млн.руб.)
- узлы и детали для предприятий РБ по кооперации 802 млн.руб.- 2,7 %,
- услуги по мех. обработке 446 млн.руб. - 1,5 %.
- части машин для лесного и сельского хозяйства – 6 396 млн.руб. – 21,8 %.
Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определились предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управление необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям.
Организационная структура управления Частное производственное унитарное предприятие «Амкодор-Логойск». (см. приложение 1).
Эффективная работа указанной структуры управления полностью зависит от взаимодействия ее элементов между собой, что в итоге позволит достичь общих поставленных целей.
Исполнительным органом предприятия ЧПУП «Амкодор-Логойск» является его директор. Директор организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Далее произведем анализ финансово-экономического состояния ЧПУП «Амкодор-Логойск» на 01.01.14 г. Финансово-экономическое состояние организации представлено в нижеприведенной таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности, ЧПУП «Амкодор-Логойск», млн. руб.
Наименование показателей | Значение показателей по годам | Изменение 2013 г. к 2012 г. | |||
в млн. руб. | в % | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) | 189,95 | ||||
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг с управленческими расходами | 24833,81 | 11716,81 | 189,33 | ||
Прибыль (убыток) от реализации | 1316,2 | 666,2 | 202,49 | ||
Прочие доходы по текущей деятельности | -1194 | 9,13 | |||
Прочие расходы по текущей деятельности | -528 | -380 | -1630 | -30,40 | |
Прибыль(убыток) от текущей деятельности | 1056,2 | 470,2 | 180,24 | ||
Доходы по инвестиционной деятельности | -274 | 35,38 | |||
Расходы по инвестиционной деятельности | -224 | -30 | -376 | -8,67 | |
Доходы по финансовой деятельности | 100,00 | ||||
Расходы по финансовой деятельности | -70 | -180 | -295 | -156,52 | |
Иные расходы и доходы | -231 | -500 | -940 | -113,64 | |
Прибыль(убыток) от финансовой, инвестиционной и прочей деятельности | -76 | -457 | -540 | -83 | 118,16 |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 516,1918 | 387,1918 | 400,15 | ||
Налоги и сборы из прибыли | 230,00 | ||||
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) | 601,69 |
Как видно из таблицы 2.1 выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2013 г. составила 26150 млн. руб., что на 12383 млн. руб. больше чем в 2012 году или 189,95% от объема 2012 года.
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг составила 24833,81 млн. руб., что на 11716,81 млн. руб. или 189,33% больше чем в 2012 году. Видно, что себестоимость растет меньшими темпами чем выручка от реализации, следовательно эффективность работы предприятия растет.
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 1316,2 млн. руб., что на 666,2 млн. руб. меньше чем в 2012 году.
Итоговая чистая прибыль за 2013 год составила 355 млн. руб., что на 296 млн. руб. больше чем в 2012 году.
Как видно из анализа в 2013 году предприятие повысило объемы выручки, чистая прибыль увеличилась, что является положительной тенденцией. Однако это также может быть связано с резким скачком инфляции.
В таблице 2.2 представим расчет активов и пассивов предприятия ЧПУП «Амкодор-Логойск».
Таблица 2.2 – Расчет активов и пассивов ЧПУП «Амкодор-Логойск», млн. руб.
Наименование показателей | Значение показателей по годам | Изменение 2013 г. к 2012 г. | ||
в млн. руб. | в % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
АКТИВ | ||||
Долгосрочные активы | -273,0 | 98,18 | ||
Итого по разделу I | -273,0 | 98,18 | ||
Краткосрочные активы | ||||
Запасы и затраты | 571,0 | 132,13 | ||
В том числе: сырье, материалы и другие активы | 573,0 | 142,54 | ||
незавершенное производство и полуфабрикаты | 115,0 | 143,73 | ||
готовая продукция и товары для реализации | -117,0 | 29,94 | ||
расходы будущих периодов | 10,0 | 140,00 | ||
Дебиторская задолженность | -115,0 | 90,49 | ||
Денежные средства | -479,0 | 20,30 | ||
Финансовые вложения | ||||
Итого по разделу II | -14,0 | 99,62 | ||
БАЛАНС | -287,0 | 98,46 | ||
ПАССИВ | ||||
Уставный фонд | 0,0 | 100,00 | ||
Добавочный фонд | 0,0 | 100,00 | ||
Прибыль (убыток) отчетного периода | ||||
Итого по разделу III | 59,0 | 100,36 | ||
Краткосрочные обязательства | ||||
Краткосрочные кредиты и займы | 133,0 | 179,64 |
Продолжение таблицы 2.2.