Показатели экономической эффективности внедрения инноваций.

Для оценки общей экономической эффективности инноваций используют систему показателей: интегральный эффект; индекс рентабельности инноваций; норма рентабельности; период окупаемости.

Интегральный эффект - это разность результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному году (как правило, начальному), т. е. с учетом дисконтирования результатов и затрат.

Индекс рентабельности - это отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам

Норма рентабельности представляет собой ту норму дисконта, при которой дисконтированные доходы за определенный промежуток времени становятся равными инновационным вложениям.

Период окупаемости (ТО) - один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций.

22. Экономическая сущность инвестиций. Классификация инвестиций по признакам. Инвестиции - вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибы­ли или достижения положительного социального эффекта.

В условиях рыночной экономики сущность инвести­ций заключается в сочетании двух аспектов инвестиционного процесса: затрат капитала и результатов, соизмерение этих элементов лежит в ос­нове теории экономической оценки инвестиций. Инвестиции осуще­ствляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.

По объектам инвестирования:Финансовые - это вложение денежных средств в ценные бумаги, акции, облигации, долговые права, на депозитные счета в банке под определенные проценты. Реальные - вложение капитала в производство, на его создание и развитие.Инвестиции в нематериальные активы - это вложение средств в научные исследования, подготовку кадров, рекламу, приобретение ли­цензий на использование новых технологий.

По продолжительности инвестирования: краткосрочные ; долгосрочные. По формам воспроизводства в реальном секторе:на создание объекта предпринимательской деятельности;на расширение производства;на реконструкцию, техническое перевооружение.

В зависимости от конечных результатов:на рост объемов производства;на повышение качества производимой продукции;на экономию ресурсов (на снижение себестои­мости);на увеличение количества рабочих мест.По формам собственности:частные;государственные.

По источникам финансирования:собственные (амортизация, прибыль);заемные (кредиты);привлеченные (посредством эмиссии акций).

23. Инвестиционный проект: содержание, этапы разработки и внедрения.

Инвестиционный проект - это проект, в котором все мероприятия и свя­занные с ними действия описываются с позиций инвестирования денежных средств и ресурсов и полученных в связи с этим результатов.

С помощью инвестиционного проекта решается важная задача по выяснению и обоснованию технической возможности и экономической целесообразности создания объекта предпринимательской деятельнос­ти избранной целевой направленности. Осознанное решение об инвес­тировании в объекты предпринимательской деятельности может быть принято лишь на основе тщательно проработанного инвестиционного проекта.

Подготовка инвестиционного проекта проводится чаще всего в двустадийном цикле (или в два этапа): на первой стадии разрабатывается предварительное технико-экономическое обоснование проекта, а на второй — окончательное (в литературе их так и называют: предваритель­ное ТЭО и окончательное ТЭО). Возможны и промежуточные варианты ТЭО. На прединвестиционной фазе обычно проводятся необходимые для разработки и реализации проекта исследования, связанные с конструированием намеченной к производству продукции, технологией ее изготовления, маркетинговые и т. п.

Вторая фаза разработки инвестиционного проекта - инвестицион­ная. На данном этапе осуществляется процесс формирования производ­ственных активов.

Третья фаза инвестиционного проекта - эксплуатационная. Про­блемы, возникающие в эксплуатационной фазе, необходимо рассмат­ривать в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

24.Оценка Эффективности инвестиционного проекта.
Эффективность инвестиционного проекта (ИП) - это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Осуществление эффективных проектов увеличивает поступающий в распоряжение общества внутренний валовой продукт (ВВП), который затем делится между участвующими в проекте субъектами (фирмами, акционерами и работниками, банками, бюджетами разных уровней и пр.). Поступлениями и затратами этих субъектов определяются различные виды эффективности ИП.
Рекомендуется оценивать следующие виды эффективности:
-эффективность проекта в целом;

-эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:общественную (социально - экономическую) эффективность проекта; коммерческую эффективность проекта, учитывающую финансовые последствия его осуществления для единственного участника, реализующего ИП.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости ИП и заинтересованности в нём всех его участников и включает в себя:

а) эффективность для предприятий - участников;

б) эффективность инвестирования в акции предприятия (для акционеров);

в) эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям - участникам ИП, в том числе:

1) региональную и народнохозяйственную эффективность - для отдельных регионов и народного хозяйства РБ;

2) отраслевую эффективность - для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово - промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;

3) бюджетную эффективность ИП (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Дисконтированный период окупаемости (DPP) является одним из наиболее распространенных и понятных показателей оценки эффективности инвестиционного проекта. Дисконтирование, по сути, характеризует изменение покупательной способности денег, то есть их стоимости, с течением времени. На его основе производят сопоставление текущих цен и цен будущих лет.

Основные показатели эфф-тиинвест. проекта:

- ЧДД

- Рентабельность инвест

- Срок окупаемости

- Нормы рентабельности

- Коэфф-т эфф-ти инвестиций.

Срок окупаемости увеличивается по сравнению с расчетом его без дисконтирования (РР). Расчет РР осуществляется аналогичным способом, но при этом за те периоды, в течение которых приток денежных поступлений, покрывающий использованные инвестиции, суммируется еще не дисконтированный доход: Очевидно, что в случае дисконтирования срок окупаемости увеличивается, т. е. всегда DPP > PP.

25. Оценка предприятия в сис-меинвес-ия. Доходный подход к оценке предприятия.
Инвестиционная привлекательность предприятия (ИПП) – это комплексный показатель характеризующий целесообразность инвестирования средств в данное предприятие.инвестиционная привлекательность предприятия зависит от множества факторов таких как политическая, экономическая ситуация в стране, регионе, совершенство законодательной и судебной власти, уровень коррупции в регионе, экономическая ситуация в отрасли, квалификация персонала, финансовые показатели и т.д.

В настоящее время предприятия используют множество инструментов по привлечению финансирования. Самые распространенные способы привлечения инвестиций это: Займы в кредитных организациях.

Привлечение инвестиций на фондовом рынке: выпуск облигаций проведение IPO и SPO. Привлечение стратегического инвестора.

Доходный подход к оценке предполагает следующие принципы:

1- собственник не продаёт предприятие по цене ниже стоимости прогнозных показателей;
2- стоимость инвес-ций в предп-ие зависят от будующих выгод.
3- потенциальный покупатель не заплптит за долю в уставном фонде больше, чем она принесёт в будующем.

Доходный подход включает в себя 2 метода:

- метод дисконтирования денежных источников

- капитализация дохода

Сущность и основные принципы планирования. Система планирования на предприятии.

ПЛАНИРОВАНИЕ - Это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Принципы планирования:

1. Принцип единства. Поскольку организация это целостная система, то составные её части должны развиваться в едином направлении. Это означает, что планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.
2. Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется "парситипативным".
3. Принцип непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.
4. Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности какая только возможна.

Система планирования на предприятии зависит от многих факторов. Важным фактором явлется то, какое это предприятие: малое, среднее, крупное. Неизменными остаются принципы планирования и на основе этих принципов можно определить основные этапы, которые должны быть характерны для всех производственных предприятий: определение планового объема реализации или перемещения со склада производства. Это отправная точка любого планирования.

Определение необходимого запаса продукции на конец планируемого периода. Это относится к серийной продукции, так как при работе под заказ, продукции на складе, как правило, нет.

Планирование производства. План производства делается с учетом остатков на начало планового периода, планируемых остатков на конец периода, и планируемых объемов реализации.

Определение производственной мощности участков и сравнение с планом производства. Корректировка плана производства по этому критерию
Расчет потребности в материалах на производство продукции и расчет потребности в производственном персонале.

27. Финансовое планирование. Финансовый план предприятия.
Финансовое планирование — это определение целей организации в денежном их эквиваленте путем формирования и контроля выполнения планов доходов и расходов, которые основываются на существующих финансовых ресурсах и учитывают внешние условия деятельности организации.

Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной конкретной цели.

Основные задачи, которые решает финансовое планирование:
определить пути эффективного вложения капитала, оценить степени рационального его использования; устанавливать рациональные финансовые отношения с инвесторами, государством, банками и другими контрагентами; контролировать финансовое состояние, платежеспособность и кредитоспособность предприятия.

Выделяют несколько основных методов финансового планирования: метод экономико-математического моделирования применяют при необходимости количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, которые их определяют; Нормативный метод - заключается в планировании финансов на основе определенных норм: как внешних (налоги, инвестиции, амортизационные отчисления), так и внутренних (фонд заработной платы, закупки и т.д.);
балансовый метод - основывается на расчете поступления ожидаемых средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе.
Кроме этого, известны также: метод коэффициентов, метод экстраполяции, метод экономического анализа и т.д. Все они в равной степени эффективны и применяются в зависимости от поставленной цели, вида деятельности предприятия и иных параметров.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. для планирования, так и для контроля.

28. Экономическая сущность и виды рыночных цен. Ценовая политика предприятия.
Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т. д. Распределительная функция предусматривает учет в цене эакциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т. д.
В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен – свободные, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.

Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать фиксированные цены на отдельные виды товаров и продукции. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

Суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары (услуги) такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.

Цена на продукт для предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Дело в том, что цена в данном случае, как тактическое средство дает предприятию целый ряд преимуществ: во-первых, в отличие от большинства методов, применяемых по стимулированию спроса, использование цены не требует дополнительных денежных расходов, как это имеет место при проведении рекламных мероприятий, индивидуализации продукта, продвижении и т.д.; во-вторых, потребители находят для себя привлекательность товаров, выраженную в цене, легче, чем на основе рекламы, индивидуализации продукта и т.п.; в-третьих, даже когда такие методы стимулирования, как организация персональных продаж и рекламы, являются основными, цена может использоваться как мощное средство их поддержания.

Наши рекомендации