Место предприятия в системе внешнеэкономических связей
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия – это сфера производственно-хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, с экспортом и импортом товаров и услуг.
В современных условиях предприятие является основным звеном внешнеэкономической деятельности. Выход предприятия на международный рынок приводит к целому ряду положительных моментов как для самого предприятия, так и для экономики страны в целом. Во-первых, внешнеэкономическая деятельность является существенным фактором дополнительного стимулирования стабилизации национальной экономики. Одним из направлений преодоления кризисных явлений в период перехода к рынку является использование внешнеэкономических связей. Во-вторых, предприятия могут гибко и оперативно реагировать на изменения внешнеэкономических факторов, оптимально мобилизовать определенные производственные ресурсы в целях рационального использования преимуществ мирохозяйственных связей. В-третьих, существует обратная связь: партнеры из разных стран в рамках экономического сотрудничества с Республикой Беларусь существенно влияют на развитие предпринимательства, повышение его технического и технологического уровня, что в конечном итоге ведет к экономическому росту. И, наконец, в-четвертых, предпринимательство, замкнутое лишь в национальный хозяйственный комплекс, лишенное конкуренции извне, развивается не столь эффективно.
Преимущественным видом внешнеэкономической деятельности предприятий Республики Беларусь является внешнеторговая деятельность. Внешнеторговая деятельность – это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительными правами на них (интеллектуальная собственность). Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают все субъекты хозяйствования Республики Беларусь за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Им предоставлено право и возможность вступать в переговоры с зарубежными партнерами, открывать счета в уполномоченных банках, заключать от своего имени экспортные и импортные контракты, за которые они несут полную материальную ответственность и принимают на себя внешнеторговые риски. Внешнеторговая деятельность осуществляется с полной самостоятельностью в выборе партнера, номенклатуры товара (работ, услуг) для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объеме поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности.
Обязательными операциями, сопутствующими выходу предприятия на мировой рынок, являются следующие:
– по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю;
– своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг – транспортных, экспедиторских, страховых, банковских;
– осуществлению платежно-расчетных операций;
– сбору и анализу коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.
При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятие должно решать широкий круг вопросов, связанных с экспортно-импортной деятельностью. Это изучение мирового рынка в целом, его сегментов, деятельности зарубежных фирм и маркетинга, современных форм реализации товара и послепродажного обслуживания, а также вопросы делового общения и делового протокола, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, основными функциями предприятия во внешнеторговой деятельности являются следующие:
– производственно-хозяйственные (выбор экспортной стратегии, производство экспортной продукции (работ, услуг), производственные связи с внутренними партнерами);
– организационно-экономические (выбор форм и методов работы на внешнем рынке, процесс выхода на внешний рынок, планирование внешнеторговой операции, организация рекламы);
– коммерческие (внешнеторговые сделки – экспортные и импортные, а также вспомогательные операции – транспортные, страховые, валютные и финансово-кредитные).
Исходным принципом как внешнеторговой, так и внешнеэкономической в целом деятельности предприятия является коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самоокупаемости с учетом собственных финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты ВЭД лежит на предприятии.
12.2 Основные формы расчетов
при осуществлении внешнеторговой деятельности
Платежный режим на мировом рынке включает различные способы платежа по торговым сделкам между экспортерами и импортерами. Они сводятся к следующим основным видам: платеж за наличный расчет, авансовый платеж, платеж в кредит, расчеты по сделке эквивалентной поставкой товаров (работ, услуг). Способ платежа влияет на уровень цены.
Основными формами расчетов по международным торговым сделкам являются аккредитивная и инкассо различных видов. Аккредитивная форма расчетов основывается на открытии импортером в банке аккредитива, представляющего собой документ, содержащий распоряжение банку об оплате отгруженного товара (выполненных работ, услуг) за счет специально забронированных средств. Инкассовая форма расчетов заключается в перечислении банком денежных средств за отгруженный товар (выполненные работы, услуги) со счета импортера на счет экспортера на основе товарно-транспортных документов либо актов выполненных работ, услуг.
Формы расчетов отражают различную степень риска сторон при совершении торговой сделки, которая оказывает влияние на уровень цены. При аккредитивной форме расчетов наибольший риск несет импортер, так как он еще до отгрузки товара выделяет денежные средства на открытие аккредитива. При этом у импортера нет полной уверенности в том, что после открытия и пролонгации аккредитива товар будет отгружен. Поэтому при прочих равных условиях импортер заинтересован в снижении цены получаемого товара для компенсации возможных дополнительных расходов и потерь.
При инкассовой форме расчетов значительную долю риска несет экспортер. Отгружая товар (выполняя работы, услуги), он в течение определенного периода времени ожидает поступление денег от импортера. При этом экспортер как бы предоставляет импортеру своеобразный беспроцентный кредит или рискует недополучить указанную в контракте сумму и поэтому заинтересован в увеличении цены товара для компенсации возможных дополнительных расходов или потерь.