Зависимость совокупного спроса от общего уровня цен

Совокупный спрос (AD – от англ. aggregate demand) – это коли- чество товаров и услуг, которое готовы приобретать все субъекты эко- номики (домашние хозяйства, фирмы, государство и заграница) при оп- ределенном уровне цен. Зависимость объема совокупного спроса от общего уровня цен обратная. Поэтому кривая совокупного спроса по- хожа на кривую спроса на однотоварных рынках, она имеет отрицатель- ный наклон (рис. 74).



Зависимость совокупного спроса от общего уровня цен - student2.ru Зависимость совокупного спроса от общего уровня цен - student2.ru AP

AD

0 AQ

Рис. 74.Кривая совокупного спроса

Однако спрос на одно- товарных рынках отличается от совокупного спроса тем, что он может иметь разные степени ценовой эластично- сти, а совокупный спрос име- ет только одну степень эла- стичности – он неэластичен. Ценовая неэластичность агре- гированного спроса объясня- ется следующими обстоятель- ствами.

Реакция агрегированно- го спроса на изменение общего уровня цен не связана с дейст- вием «эффекта замещения»,

как это имеет место на однотоварном рынке. Агрегированный спрос – это спрос на все товары и услуги одновременно. Изменение общего уровня цен означает одновременное изменение цен всех товаров. По-

этому, например, в случае повышения уровня цен сокращение агрегиро-

ванного спроса за счет его переключения на относительно подешевев-

шие субституты невозможно: у всех товаров их нет.

На агрегированный спрос при изменении уровня цен значитель- но меньше, чем на однотоварный влияет «эффект дохода». Реакция агрегированного спроса на изменение общего уровня цен ослабляется

тем, что это изменение сопровождается адекватным изменением де-

нежных доходов покупателей. Цены и доходы тесно взаимосвязаны и постоянно превращаются друг в друга. Совокупная цена уплачивается из доходов покупателей. После уплаты она сначала образует доходы продавцов товаров, а потом – доходы их производителей, то есть в основном тех же покупателей. Более высокие цены, уплачиваемые по- купателями, увеличивают доходы фирм-поставщиков товаров. Поэто- му они могут повышать оплату труда своих работников, которые и составляют основную массу покупателей. Изменение общего уровня цен может сопровождаться изменением доходов покупателей в том же направлении. А если доход меняется адекватно ценам, то на него вовсе не обязательно подорожавшие товары покупать в меньшем количест- ве, а подешевевшие – в большем.

Обратная зависимость агрегированного спроса от изменения общего уровня цен объясняется действием следующих эффектов, от-

личных от эффектов, действующих на однотоварных рынках.

При повышении уровня цен для покупки подорожавших това- ров денег потребуется больше прежнего, что повысит спрос на заем- ные деньги. При постоянном объеме денежной массы спрос на деньги превысит их предложение. Повышение спроса на заемные деньги при повышении общего уровня цен повышает процентную ставку (плату за пользование заемными деньгами). Из-за этого часть общих расходов, осуществляемая за счет кредита, сократится. Соответственно умень- шится и агрегированный спрос. Эта причина, обусловливающая об- ратную зависимость совокупного спроса от общего уровня цен, назы- вается «эффектом процентной ставки».

Повышение общего уровня цен понижает ценность активов с фиксированными доходами (срочных вкладов, облигаций) и сбереже- ний, и понижает их покупательную способность. Предвидя получение в будущем частично обесцененных доходов, люди сокращают свои текущие расходы, отказываются от ряда запланированных покупок. Приходится также отказываться от покупок, запланированных за счет сбережений, так как их суммы оказываются недостаточными для при- обретения подорожавших товаров, а сами сбережения приходится уве- личивать для осуществления таких покупок в будущем. Это явление называется «эффектом реального богатства».

Если цены на отечественные товары вырастут, а за рубежом ос-

танутся на прежнем уровне, часть своих расходов покупатели пере- ключат с отечественных товаров на зарубежные. Сократится спрос на товары данной страны и со стороны зарубежных покупателей. Агреги-

рованный спрос на отечественные товары соответственно упадет. Это результат действия «эффекта импортных закупок» при изменении общего уровня цен.

При снижении общего уровня цен все эти причины будут дейст-

вовать на агрегированный спрос в сторону его повышения.

При постоянстве общего уровня цен сам агрегированный спрос

меняется с изменением в планах покупательских расходов. А эти пла- ны корректируются под влиянием изменений следующих неценовых факторов.

Изменение благополучия населения. Оно может произойти вследствие изменения ценности материальных и финансовых активов в его собственности: земли, строений, облигаций, акций. Повышение кур-

са акций или цен на землю улучшит благополучие владельцев и побудит их уменьшить сбережения из текущих доходов и увеличить расходы.

Наши рекомендации