Домашнее задание (к каждому семинару)
Изучить и законспектировать рекомендуемую литературу.
По каждому вопросу плана занятий подготовиться к устному сообщению (5-10 мин.), быть готовым принять участие в обсуждении и дополнении докладов и сообщений (до 5 мин.).
Выступление на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагаются теоретические подходы к рассматриваемому вопросу, дается анализ принципов, законов, понятий и категорий; теоретические положения подкрепляются фактами, примерами, выступление должно быть аргументированным.
Готовиться к семинарским занятиям надо не накануне, а заблаговременно. Самостоятельная работа студентов должна начинаться с ознакомления с планом семинарского занятия, который включает в себя вопросы, выносимые на обсуждение, рекомендации по подготовке к семинару, рекомендуемую литературу к теме. Изучение материала к семинару следует начать с просмотра конспектов лекций. Восстановив в памяти материал, студент приводит в систему основные положения темы, вопросы темы, выделяя в ней главное и новое, на что обращалось внимание в лекции. Затем следует внимательно прочитать соответствующую главу учебника. Для более углубленного изучения вопросов рекомендуется конспектирование основной и дополнительной литературы.
Подобрав, отработав материал и усвоив его, студент должен начать непосредственную подготовку своего выступления на семинарском занятии для чего следует продумать, как ответить на каждый вопрос темы.
Уметь читать рекомендованную литературу не значит пассивно принимать к сведению все написанное, следует анализировать текст, думать над ним, этому способствуют записи по ходу чтения, которые превращают чтение в процесс. Записи могут вестись в различной форме: развернутых и простых планов, выписок (тезисов), аннотаций и конспектов.
План – это перечень вопросов, рассмотренных в источнике.
Выписки (тезисы) – это, как правило, письменное цитирование важных мест монографий, статей (другое) или краткое изложение мыслей автора.
Аннотация – краткое обобщение содержания работы (узловых, простых вопросов работы).
Конспект – наиболее сложная по форме запись, при составлении которой у студентов возникают наибольшие трудности. Составление конспекта вырабатывает навыки письменного изложения рассматриваемых вопросов, четко формулировать мысли и четко их излагать. Конспект произведения это его развернутые тезисы, которые содержат доказательства. Конспекты могут быть текстуальными и тематическими. В первом случае прослеживается план изложения материала, во втором – содержание темы.
Для конспектирования существуют следующие правила:
Прежде всего, обязательно указываются выходные данные источника или наименование произведения, год и место его издания, количество страниц.
Обязательно оставляется место для последующих уточнений и дополнений широкие поля конспекта.
Конспект структурно подразделяется на составные части в соответствии с планом.
Записывается только самое главное, ясным и четким почерком, сокращения слов следует избегать.
Необходимо выделять отдельные, наиболее важные положения (подчеркивать цветными карандашами, маркерами, выделять печатными буквами и т.п.).
В тематический конспект включаются выписки и тезисы из одного или нескольких произведений, посвященные одной и той же проблеме.
Самостоятельность студентов в овладении учебным материалом проявляется в творческом обсуждении этих вопросов во время аудиторных занятий высказывая свое мнение, анализируя прочитанное, подкрепляя учебный материал примерами из жизни, судебной практики, студенты глубже осмысливают и закрепляют его в памяти.
Проверка усвоения изученного материала также осуществляется в ходе семинаров. С этой целью преподаватели периодически проводят 10-15 мин. письменные контрольные работы. Они проводятся, как правило, по вопросам изучаемой на семинаре темы и студенты о них заранее не предупреждаются. Результаты контрольных работ учитываются в журнале успеваемости. По итогам изучения крупных разделов программы обязательно проводится рубежный контроль в форме письменных контрольных работ по всем темам раздела с обязательной их оценкой, оценка рубежного контроля обязательно учитывается при устном экзамене по итогам курса.
Рекомендации по темам:
подготовьте выступления по вопросам, указанным после наименования темы и при наличии интерактивного задания подготовьтесь принять участие в его выполнении.
Тема 1. Предмет, система, источники гражданского процессуального права.
1. Право на судебную защиту. Формы защиты прав и законных интересов граждан.
2. Гражданская процессуальная форма.
3. Предмет, метод и система гражданского процессуального права.
4. Источники гражданского процессуального права.
5. Виды гражданского судопроизводства.
6. Стадии гражданского судопроизводства
Интерактивная форма.
Занятие проводится в форме дискуссии по проблемным вопросам с целью создания профессионального контекста, приобретения коммуникативных умений, развития исследовательских умений; формирования жизненных и профессиональных навыков; развития теоретического и практического мышления в профессиональной среде; формирования познавательной мотивации, обеспечения развития профессиональной мотивации; формирования у обучающегося целостного представления о профессиональной деятельности и её динамике.
Студенты работают индивидуально. Оценка успешности учебной деятельности студента производится на соответствующем практическом (семинарском) занятии путем присвоения баллов. Форма представления студентами конечного результата – выступление с докладом и тезисами по теме.
На семинарском занятии № 2проводится дискуссия по проблемным вопросам:
- являются ли акты Европейского Суда по правам человека источником гражданского процессуального права?
- являются ли Постановления Конституционного Суда Российской Федерации источником гражданского процессуального права?
- постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации - источник гражданского процессуального права или акт толкования права?
Дискуссия по каждому вопросу начинается с чтения подготовленного студентом доклада (распределение докладов производится преподавателем с учетом мнений студентов на предыдущем семинаре). Затем остальные студенты высказывают своё мнение. Преподаватель следит за ходом дискуссии и управляет обсуждением вопроса. В конце семинара преподаватель резюмирует итоги дискуссии, дает оценку работе участников.