Спрос.Закон спроса.величина спроса.Неценовые факторы спроса. Индивидуальный и рын спрос
Спрос – форма выражения потребности, представленная на рынке и обеспеченная деньгами. Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, т. е. меньше спрос. Каждая точка на кривой Д показывает количество продукции, которое могут купить потребители по данной цене. Главный фактор, влияющий на уровень спроса – цена. Обратная зависимость между спросом и ценой: цена снижается – увеличивается число покупателей; по мере удовлетворения потребности потребители будут приобретать дополнительные единицы продукции только в том случае, если цена на него снижается; если цена на один товар снижается при постоянстве цен на другие товары и постоянстве дохода потребителя, то подешевевший товар будет приобретаться чаще, причем потребитель не будет отказывать себе в приобретении другого товара; покупатель будет стремиться приобретать подешевевший товар вместо аналогичного, цена на который остается прежней. Индивидуальный спрос – спрос отдельного покупателя, индивида. Кривая спроса – выпуклая. Рыночный спрос – общий спрос потребителей предъявленный на рынке на определенный товар. Кривая спроса – вогнутая. Неценовые факторы спроса: вкусы потребителей, доход потребителя, число потребителей на рынке, цены на сопряженные товары, инфляционные ожидания, ожидание изменения дохода потребителя. Равновесная цена – цена такого уровня, при котором достигается соответствие спроса и предложения, а объем производства при этой цене - равновесный объем. Если на рынке не совпадают интересы покупателей и производителей, то образуется либо дефицит продукции (заниженная цена), либо излищек продукции (завышенная цена).Рыночное равновесие – явление временное, т. к. под действием неценовых факторов постоянно происходит либо увеличение, либо уменьшение объемов спроса и предложения. Нарушения рыночного равновесия:1.Предложение прежнее, спрос либо растет, либо снижается. 2.Спрос прежний: предложение либо растет, либо снижается
Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы.
Предложение — количество товаров, представленных на рынке, иными словами, готовность производителей поставить на рынок некоторое количество того или иного товара. Величина предложения — количество товара, представленного при данной цене в течение определенного периода времени. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов или детерминант называется функцией предложения. На предложение влияют: 1цена . Кривая предложения отражает закон предложения: с увеличением цены при неизменных условиях увеличивается объем предложения и наоборот. Изменение предложения: При изменении цены — смещение по кривой предложения. 2неценовые факторы ИЗМЕНЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА, РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, НАЛОГИ, цены на экономические ресурсы, цены на альтернативные товары, число продавцов на рынке, ожидания в изменении цен, технологии, налоги и дотации. Изменение ВЕЛИЧИНЫ предложения: При изменении неценовых факторов — смещение самой кривой предложения. Вверх и влево — величина предложения уменьшается, Вниз и вправо — увеличивается.
Отраслевое рыночное равновесие.
Рыночное равновесие - это когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение) совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине спроса. Равновесная цена и равновесное количество устанавливаются в ходе взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения и определяются точкой пересечения кривых S и D. Соотношение рыночного спроса и предложения корректирует цену до той точки,где величина спроса и предложения совпадут. Способность рыночных сил таким образом синхронизировать решения о продажах и покупках, чтобы исключались потенциальные излишки и нехватки продукта, называется уравновешивающей функцией цен. Изменение либо спроса либо предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного количества продукта. Рост/снижение спроса увеличивает/снидает одновременно и равновесную цену и количество. Рост предложения снижает равновесную цену и повышает равновесное количество продукта.Снижение предложения ведет к повышению равновесной цены и снижению равновесного количества Одновременное изменение спроса и предложения вызывает изменения равновесной цены и равновесного количества по-разному: конечные результаты этих изменений зависят от направления и масштабов происходящих изменений.
Выигрыш от обмена:излишки потребителя и производителя
При купле-продаже могут получать выгоду и покупатели, и продавцы, и производители. Излишек потребителя — выгода, которую получает в процессе покупки товаров. Выигрыш имеет место, если покупатель готов был заплатить за товар больше, чем фактическая цена. Цена спроса — цена, по которой покупатель готов был купить товар. Р1-РеQ1 + Р2-РеQ2 + …. Излишек производителя — выгода, которую получает в процессе продажи товара. Pe-P1Q1+Pe-P2Q2+….
Эластичность спроса.
Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам. Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент. ПР. 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар. Классический пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. ПР. 2. (следствие 1). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса. Агрегирование—это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы. ПР. 3. (следствие 1). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, произв. во всей совокупности. Так, спрос на сигареты в целом менее эластичен, чем спрос на конкретный их сорт. ПР. 4. (следствие 1). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов. С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо. ПР. 5. (следствие 1). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. ПР. 6. (следствие 1). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен—падает. Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится. ПР. 7. (следствие 1). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители. ПР. 8. (следствие 1). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке. Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных. Причина 1. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Причина 2. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно. Причина 3. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей.