Тема. Правовые основы предупреждения экономической несостоятельности (банкротства) субъектов хозяйственной деятельности

Ныне действует закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" в редакции от 08 июля 2007 г. (далее – закон о банкротстве). Отдельные вопросы, связанные с банкротством регулируются ГК и другими нормативно-правовыми актами. Следует упомянуть Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 декабря 2003 г. № 11 О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с законом о банкротстве или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями закона о банкротстве (далее - банкротство).

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами согласно нормам Хозяйственного Процессуального Кодекса Республики Беларусь 1998 г. (ХПК) с учетом особенностей, установленных Законом «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Дела о банкротстве возбуждаются на основе письменного заявления, подаваемого в суд. Правом на подачу заявления о банкротстве должника в связи с неисполнением денежного обязательства обладают должник, кредитор, прокурор, орган государственного управления по делам о банкротстве, иные уполномоченные органы, а также юридические и физические лица, в порядке, предусмотренном законодательством.

Закон устанавливает разные основания и требования для заявления должника (ст. 23 Закона) и заявления кредитора (ст. 25 Закона). Хозяйственный суд выносит определение о возбуждении дела о банкротстве должника и это влечет:

- приостановление любого производства по делу, связанному с взысканием с должника его имущества, по ходатайству руководителя должника, временного управляющего или иных лиц;

- приостановление исполнения по исполнительным документам, выданным на основании судебных решений, вступивших в законную силу до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении производства по делу о банкротстве должника, по имущественным взысканиям, за исключением исполнения по исполнительным документам по взысканию задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, и морального вреда, а также задолженности по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов;

- запрещение удовлетворения требований учредителя (участника) должника – юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава учредителей (участников).

В рамках дела о банкротстве применяются следующие процедуры: защитный период, конкурсное производство (санация, ликвидационное производство). На любом этапе производства по делу о банкротстве может быть заключено мировое соглашение.

Защитный период. С момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника хозяйственным судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения хозяйственным судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. Если при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, хозяйственный суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления.

Защитный период не назначается в отношении индивидуального предпринимателя, ликвидируемого юридического лица, отсутствующего должника, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

В процессе защитного периода проводится анализ финансового состояния и платежеспособности должника в целях определения наличия оснований для возбуждения конкурсного производства. При необходимости для проведения анализа финансового состояния и платежеспособности должника хозяйственный суд по предложению управляющего назначает экспертизу финансово-хозяйственной деятельности должника.

По окончании защитного периода временный управляющий представляет хозяйственному суду отчет о своей деятельности, который должен содержать заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. Хозяйственный суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства или прекращает производство по делу ввиду платежеспособности должника.

Определение суда об открытии конкурсного производства освобождает временного управляющего от его обязанностей и назначает управляющего. Оно публикуется в течение 5 дней с момента вынесения в журнале «Вестник Высшего Хозяйственного Суда», а также республиканских СМИ за счет должника либо при отсутствии у него средств за счет кредитора, предъявившего иск.

Конкурсное производство. Эта процедура осуществляется с целью максимально возможного удовлетворения требований кредиторов установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц. Хозяйственный суд возбуждает конкурсное производство:

- если неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

- при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что должник будет не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду своей неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер (в предвидении банкротства).

Общий срок конкурсного производства составляет при проведении ликвидационного производства шестнадцать месяцев, а при проведении санации - двадцать два месяца. Срок конкурсного производства может быть сокращен или продлен хозяйственным судом в соответствии с Законом о банкротстве.

При открытии конкурсного производства срок исполнения всех денежных обязательств считается наступившим, прекращается начисление неустоек, финансовых санкций и процентов по всем вида задолженности. Интересы кредиторов в конкурсном производстве представляют собрание и комитет кредиторов. Каждый конкурсный кредитор обладает количеством голосов пропорциональным сумме его требований.

Санация (оздоровление) - процедура конкурсного производства, предусматривающая переход права собственности, изменение договорных и иных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику, осуществляемая для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки.

Ликвидационное производство - процедура конкурсного производства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов, продажи имущества должника и соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Указанные требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или в хозяйственный суд, осуществляющий производство по делу о банкротстве. Требования кредиторов, размер которых признается установленным, направляются управляющему вместе с документами, позволяющими признать размер указанных требований установленным. Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения и по результатам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов. О результатах рассмотрения требования кредитора управляющий уведомляет этого кредитора в срок, не превышающий семи дней со дня получения данного требования.

Если требование кредитора не оформлено надлежащим образом, или не представлены все необходимые документы, или не заверены в установленном порядке их копии, то для устранения выявленных погрешностей управляющий предоставляет кредитору срок не менее семи рабочих дней со дня получения кредитором сообщения управляющего о необходимости устранения выявленных погрешностей. По устранении указанных погрешностей датой предъявления требования считается первоначальный день его предъявления. Если по истечении срока, установленного управляющим, кредитором не устранены или не полностью устранены выявленные погрешности, то требование считается непредъявленным, за исключением случая, когда хозяйственный суд признает причину не устранения погрешностей в срок, установленный управляющим, уважительной. Возражения по требованиям кредиторов, признаваемым установленными, могут быть направлены управляющим кредиторам в течение семи рабочих дней со дня получения указанных требований при условии, если:

- имеется решение общего или хозяйственного суда, отменяющее или изменяющее соответственно решение общего или хозяйственного суда, на основании которого заявлено требование кредитора;

- после вынесения решения общего или хозяйственного суда либо до заявления кредитором своего требования произведено полное или частичное погашение указанного требования.

Требования кредиторов, по которым управляющим не выдвинуты возражения в установленный срок, признаются установленными в размере и очередности удовлетворения, установленных управляющим, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

В процессе конкурсного производства управляющий производит опись (инвентаризацию) и оценку всего имущества должника. Для проведения описи (инвентаризации) и оценки имущества должника управляющий вправе привлекать в установленном порядке специалистов по оценке и иных специалистов, предварительно уведомив об этом хозяйственный суд и собрание кредиторов или комитет кредиторов. Оплата услуг лиц, привлеченных управляющим для осуществления указанной деятельности, производится за счет имущества должника в той же очередности, что и выплаты вознаграждения управляющему, если иное не предусмотрено собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в размере, определяемом хозяйственным судом.

Если имущество должника, подлежащее продаже в процессе конкурсного производства, является недвижимое имущество, оно оценивается до продажи с привлечением в установленном порядке независимого специалиста по оценке, если иное не установлено законодательными актами.

При наличии оснований для проведения санации управляющий на основании анализа финансового состояния и платежеспособности должника должен разработать план санации и представить его на утверждение собранию кредиторов не позднее семидесяти дней со дня своего назначения. В плане санации должны предусматриваться меры по восстановлению платежеспособности должника и срок ее восстановления. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии оснований для возбуждения конкурсного производства.

В случае отсутствия оснований для проведения санации должника управляющий разрабатывает план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов (далее - план ликвидации) в установленный срок. Управляющий может разработать как альтернативные план санации и план ликвидации. В план санации и план ликвидации включается заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника. План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов, которое созывается управляющим не позднее восьмидесяти дней со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации и (или) планом ликвидации не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания. Собрание кредиторов вправе принять решение об:

- утверждении плана санации;

- утверждении плана ликвидации при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;

- отклонении плана санации и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения;

- отклонении плана санации и (или) плана ликвидации, отстранении управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего и заявлении соответствующего ходатайства в хозяйственный суд. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации и (или) плана ликвидации, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов.

Утвержденный собранием кредиторов план санации или план ликвидации, а также протокол собрания кредиторов представляются управляющим в хозяйственный суд не позднее пяти дней с даты проведения собрания кредиторов. Управляющему запрещается до принятия решения собранием кредиторов приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до возбуждения конкурсного производства. Управляющий может начать санацию сразу же после открытия конкурсного производства.

Санация вводится хозяйственным судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. Решение хозяйственного суда о санации подлежит немедленному исполнению. Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении, если иное не предусмотрено законом о банкротстве. По ходатайству собрания кредиторов или управляющего срок санации может быть сокращен или продлен хозяйственным судом, но не более чем на двенадцать месяцев, если иное не предусмотрено законом о банкротстве.

По окончании санации проценты, неустойка (штраф, пеня) и иные экономические (финансовые) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных обязательств, а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по платежным обязательствам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на дату открытия конкурсного производства, за вычетом сумм, уплаченных в процессе проведения санации, если иное не предусмотрено законом о банкротстве. Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

- ликвидация дебиторской задолженности;

- исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

- предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при органе государственного управления по делам о банкротстве;

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- продажа части имущества должника;

- уступка требования должника;

- предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций;

- продажа предприятия должника (далее - предприятие);

- применение иных способов.

В процессе санации управляющий ежеквартально представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия - собранию кредиторов отчет о своей деятельности, включающий копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований, информацию о финансовом состоянии и платежеспособности должника и информацию о его имуществе на дату введения санации и на дату соответствующего отчетного периода санации, а также по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов - иную необходимую информацию. Управляющий обязан по требованию хозяйственного суда представлять в хозяйственный суд все сведения, касающиеся санации.

Управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет управляющего по итогам санации не позднее пятнадцати дней до истечения установленного срока санации, а также при наличии оснований для ее досрочного прекращения. Собрание кредиторов, созываемое не позднее десяти дней по истечении установленного срока санации или не позднее одного месяца после возникновения оснований для ее досрочного прекращения, рассматривает отчет управляющего по итогам санации. По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации собрание кредиторов вправе принять решение о:

- прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

- заключении мирового соглашения;

- заявлении в хозяйственный суд ходатайства о продлении установленного срока санации;

- заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

В случаях, если собранием кредиторов не принято ни одно из этих решений, либо такое решение не представлено в хозяйственный суд в течение пятнадцати дней по истечении предусмотренных сроков, хозяйственный суд выносит определение об отстранении управляющего и назначении по представлению органа государственного управления по делам о банкротстве нового управляющего. Рассмотренный на собрании кредиторов отчет управляющего по итогам санации и протокол этого собрания направляются в хозяйственный суд не позднее пяти дней после проведения собрания. По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и жалоб кредиторов хозяйственный суд выносит определение об (о):

- утверждении отчета управляющего по итогам санации;

- отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации;

- продлении срока санации;

- утверждении мирового соглашения.

Определение, вынесенное хозяйственным судом, может быть обжаловано в порядке, установленном законодательными актами.

Хозяйственный суд при установлении невозможности продолжения деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при наличии ходатайства собрания кредиторов об открытии ликвидационного производства, а также в случаях отказа хозяйственного суда в утверждении отчета управляющего по итогам санации либо непредставления указанного отчета в течение одного месяца по окончании установленного срока санации. Утверждение хозяйственным судом отчета управляющего по итогам санации является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Ликвидационное производство открывается после принятия хозяйственным судом решения об открытии ликвидационного производства в отношении должника, а также в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. Решение хозяйственного суда об открытии ликвидационного производства подлежит немедленному исполнению. Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Хозяйственный суд вправе продлить срок ликвидационного производства на шесть месяцев, если иное не предусмотрено законом о банкротстве. После открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, если хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов в соответствии с законодательством не установлен иной порядок продажи имущества должника.

Порядок и срок продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется управляющим в соответствии с законодательством без проведения торгов на основании заключенного договора купли-продажи. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена ст. 144 Закона о банкротстве:

- вне очереди покрываются судебные расходы и расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляющему, производятся текущие платежи должника в процессе конкурсного производства за коммунальные, эксплуатационные и иные услуги, а также удовлетворяются требования кредиторов по денежным обязательствам должника, возникшим в процессе конкурсного производства;

- в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих у должника по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Управляющий ежемесячно представляет комитету кредиторов, а в случае его отсутствия - собранию кредиторов отчет о своей деятельности, включающий копию реестра требований кредиторов с указанием размера погашенных требований и информацию об имуществе должника на дату открытия ликвидационного производства и на дату соответствующего отчетного периода ликвидационного производства, а также по требованию собрания кредиторов или комитета кредиторов - иную необходимую информацию. Управляющий обязан по требованию хозяйственного суда представлять в хозяйственный суд все сведения, касающиеся ликвидационного производства. После завершения расчетов с кредиторами управляющий обязан представить в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства. К отчету управляющего по итогам ликвидационного производства прилагаются:

- документы, подтверждающие продажу имущества должника;

- реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;

- документы, содержащие сведения об оставшемся после погашения требований кредиторов имуществе должника и (или) нереализованном имуществе должника.

Имущество должника, оставшееся после полного погашения всех требований кредиторов и произведения необходимых выплат, передается собственнику этого имущества, учредителям (участникам) должника - юридического лица или лицу, уполномоченному собственником имущества, учредителями (участниками) должника. Если местонахождение собственника имущества, учредителей (участников) должника или уполномоченных ими лиц неизвестно, оставшееся имущество передается соответствующей административно-территориальной единице Республики Беларусь (уполномоченным ею органам).

После рассмотрения хозяйственным судом отчета управляющего по итогам ликвидационного производства и признания его обоснованным, а также при отсутствии оснований для признания недействительными итогов ликвидационного производства хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. Управляющий в течение десяти дней со дня вынесения хозяйственным судом определения о завершении ликвидационного производства должен представить указанное определение в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник - юридическое лицо - ликвидированным, должник - индивидуальный предприниматель - свободным от долгов.

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу о банкротстве на любой его стадии после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, со стороны должника принимается должником - индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим (временным управляющим). Мировое соглашение заключается в письменной форме и подлежит утверждению хозяйственным судом. В случае его утверждения хозяйственный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, в котором указывает об утверждении им мирового соглашения.

Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.

От имени должника мировое соглашение подписывается должником - индивидуальным предпринимателем, руководителем должника или управляющим (временным управляющим). От имени кредиторов мировое соглашение подписывается лицом, уполномоченным собранием кредиторов. Если в мировом соглашении участвуют третьи лица, мировое соглашение с их стороны подписывается ими или их представителями. Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом. Закон предусматривает основания для отказа в утверждении мирового соглашения. В случае непогашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди хозяйственный суд отказывает в утверждении мирового соглашения. Хозяйственный суд также вправе отказать в утверждении мирового соглашения в случаях:

- нарушения порядка заключения мирового соглашения;

- нарушения прав и законных интересов других лиц;

- противоречия условий мирового соглашения законодательству.

Об отказе в утверждении мирового соглашения хозяйственный суд выносит определение. Определение хозяйственного суда об отказе в утверждении мирового соглашения может быть обжаловано в порядке, установленном законодательными актами.

Закон предусматривает особый порядок для банкротства отдельных категорий должников.

Наши рекомендации