Ситуационная теория п. герси и к. бланчарда
Ситуационная теория руководства является развитием описанных нами выше бихевиористских воззрений, которые обобщаются в концепции управленческой сетки (рис. 15.3). Но в отличие от авторов предшествующих концепций П. Герси и К. Бланчард уделяют особое внимание характеристикам подчиненных менеджера, отмечая, что степень готовности сотрудников к выполнению рабочих задач варьируется в широких пределах. Сотрудники с низким уровнем готовности в силу слабых способностей к обучению или ненадежности в сравнении с характеризующимися
480____ Часть 5. Лидерство
высоким уровнем готовности, определенной квалификацией, желанием трудиться уверенными в себе работниками нуждаются в ином стиле руководства18.
Взаимосвязи между стилями лидерства и уровнями готовности подчиненных представлены на рис. 15.6. В верхней части рисунка — различные стили руководства, определяемые как сочетания поведения, ориентированного на взаимоотношения и поведения, ориентированного на выполнение задач. Кривая в форме колокола, указывающая на наиболее адекватные различным обстоятельствам стили руководства называется предписывающей кривой. Выделяют четыре основных стиля руководства — директивный (51), убеждающий (52), участвующий (53) и делегирующий (54).
Глава 15. Лидерство______________ _^^ 481
Применение конкретного стиля зависит от степени готовности подчиненных к выполнению рабочих заданий (см. нижнюю часть рис. 15.6). Ri означает низкую готовность сотрудников, Й4 — высокую. Директивный стиль руководства в наибольшей степени соответствует низкой готовности сотрудников, которые неспособны или не желают брать на себя ответственность за решение рабочих задач. Убеждающий и содействующий стили могут Применяться в тех случаях, когда уровень готовности подчиненных оценивается как средний, делегирующий стиль — для служащих с высокой степенью готовности.
Модель П. Герси и К. Бланчарда представляется более простой для понимания, чем модель Ф. Фидлера, однако в нее включены только характеристики подчиненных и не оговариваются особенности ситуаций. В соответствии с ней руководитель должен оценить своих сотрудников и выбрать необходимый стиль лидерства. Если у одного или нескольких подчиненных низкий уровень готовности, то руководитель должен подходить к ним индивидуально, отдавая четкие распоряжения. Для сотрудников с высокой степенью подготовленности менеджер формулирует основную цель, предоставляя им право самостоятельно выбирать пути ее достижения.
Фил Хаганс — руководитель, который прекрасно понимает, что стиль руководства во многом определяется готовностью подчиненных к труду. Владелец двух закусочных McDonald's (на правах франчайзинга) Ф. Хаганс нанимает на работу молодых людей, которые, как правило, не имеют трудового стажа. Обучение начинается в первый же день с подробного инструктажа о должностных обязанностях и форме одежды. По мере профессионального роста новых сотрудников и роста доверия к ним Ф. Хаганс постепенно переходит к участвующему стилю руководства, но жестко контролирует выполнение заданий, связанных с финансовым планированием. Менеджер должен варьировать применяемые стили руководства в зависимости от того, с кем из сотрудников, подрабатывающим неполный рабочий день студентом или ветераном с сорокалетним стажем, он имеет дело.
ТЕОРИЯ «ПУТЬ-ЦЕЛЬ»
К семейству ситуационных теорий относится и теория «путь—цель»,в соответствии с которой лидер несет непосредственную ответственность за повышение мотивации подчиненных к достижению их личных и организационных целей19. Как показано на рис. 15.7, руководитель воздействует на мотивацию подчиненных: 1) разъясняя им возможные способы достижения доступного вознаграждения, 2) увеличивая гнное, желаемое для сотрудников вознаграждение. Разъяснение способа получения вознаграждения предполагает, что в процессе совместного труда лидер помогает работникам усваивать образцы поведения, которые ведут к успешному выполнению задач и адекватному вознаграждению. Увеличение вознаграждения означает, что руководитель идентифицирует наиболее ценные для сотрудника виды вознаграждения, его систему приоритетов (внутреннее удовлетворение от процесса труда, денежное поощрение, повышение в должности). Задача лидера состоит обеспечении увеличения совокупного персонального вознаграждения сотрудников за выполнение рабочих заданий, совместном определении кратчайших путей его получения и облегчении движения по ним. В отличие от теории Ф. Фидлера,
Часть 5. Лидерство |
которая исходит из необходимости трансформации стиля руководства в зависимости от обстоятельств, модель «путь-цель» предполагает, что усилия лидера и работника приводят к изменению обстановки.
ПОВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ.В соответствии с теорией «путь-цель» поведение руководителя может характеризоваться как поддерживающий, директивно ориентированный на достижение цели стиль участия в управлении.
Поддерживающее руководство означает, что руководитель демонстрирует ту о благополучии и личных потребностях подчиненных, держит себя о и дружелюбно, доступен для сотрудников, создает атмосферу сплоченной относится к работникам как к равным, как к коллегам. Данный тип руково, i напоминает рассмотренный нами ранее стиль «внимание к подчиненным».
Директивное лидерство имеет место в тех случаях, когда лидер дает подчр ным точные указания по исполнению рабочих заданий. Менеджер планирует ты, устанавливает графики их исполнения, цели и стандарты поведения, жес
Глава 15. Лидерство
контролирует соблюдение правил и выполнение распоряжений. Директивное руководство напоминает стиль «инициирование структуры».
Руководители, придерживающиеся стиля участия в управлении, побуждают сотрудников высказывать в процессе принятия решений свои мнения и вносить предложения, советуются с подчиненными по различным рабочим проблемам. Менеджеры приветствуют коллективные обсуждения проблем и внесение письменных предложений по их устранению.
Менеджеры, ориентированные на достижение цели, ставят перед подчиненными четкие перспективные цели, всем своим поведением подчеркивают важность достижения высоких результатов труда. Лидеры этого типа демонстрируют уверенность в своих подчиненных, помогают им осваивать приемы и навыки, необходимые для покорения самых высоких «вершин».
Рассмотренные нами типы поведения руководителей в отличие от теории Ф. Фидлера никак не связываются с характерными чертами лидеров. Скорее, речь идет об образцах поведения, которые в зависимости от ситуации может демонстрировать любой менеджер.
ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СИТУАЦИЮ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.В теории «путь-цель» учитываются два важных ситуационных фактора: 1) личностные особенности членов коллектива и 2) рабочая обстановка. Категория личностных характеристик подчиненных аналогична степени готовности сотрудников в теории П. Герси и К. Бланчарда (способности, квалификация, потребности и мотивация подчиненных). Если работник имеет низкий уровень квалификации, не отличается особыми способностями, менеджер должен обеспечить ему дополнительное обучение, что позволит добиться повышения результатов труда. Если подчиненный сосредоточен в основном на себе, для повышения его мотивации лидеру необходимо использовать поощрительные меры. Если сотрудники нуждаются в четком руководстве и проявлении власти, им требуется руководитель, отдающий конкретные указания, руководитель директивного типа. С другой стороны, специалисты широкого профиля, профессионалы нуждаются в большей свободе и самостоятельности, а наиболее высокую отдачу обеспечивает стиль участия в управлении.
Рабочую обстановку определяют степень структурированности задачи, природа формальной системы власти и сам рабочий коллектив. Под структурированностью задачи (как и в теории Ф. Фидлера) понимается четкость определения задачи, точность описания рабочих заданий и процессов. Под природой официальной системы власти понимается объем законных полномочий менеджеров и уровень регулирования поведения служащих посредством правил и установок организации. Показатели рабочего коллектива — это образовательный уровень подчиненных и качество взаимоотношений между ними.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ.Напомним, что руководитель обязан разъяснять работникам систему вознаграждения, используя ее для повышения мотивации к труду и удовлетворения потребностей сотрудников. В некоторых ситуациях выполнение задания и получение вознаграждения требуют от лидера оказания юдчиненным помощи в приобретении необходимых рабочих навыков, укрепления уверенности. В других случаях для удовлетворения специфических потребностей подчиненных менеджер может ввести новые формы поощрения и вознаграждения.
Часть 5. Лидерство
Глава 15. Лидерство
На рис. 15.8 приведены четыре примера различного поведения руководителя в определенных ситуациях. Когда подчиненный не уверен в себе, необходимую социальную поддержку, стимулирующую сотрудника к усвоению обязательных для выполнения заданий и получения вознаграждения образцов поведения, обеспечивает поддерживающий стиль руководства. Во второй ситуации сотрудник не вполне четко осознает поставленную задачу, да и работает он недостаточно интенсивно. Здесь наиболее целесообразен директивный стиль, когда менеджер отдает работнику четкие распоряжения, разъясняет задачу и пути получения вознаграждения. В третьем случае сотруднику неинтересна поставленная задача, следовательно, менеджер в соответствии с ориентированным на задачи стилем формулирует для него более высокие цели, «освещает» ведущие к получению поощрения «дороги». Когда же некорректным оказался выбор вознаграждения, изменение ситуации предполагает применение стиля участия в управлении. Совместное обсуждение потребностей подчиненного позволяет лидеру идентифицировать наиболее ценный вид вознаграждения. Во всех четырех случаях соответствующий текущей ситуации стиль поведения руководителя способствует повышению показателей труда сотрудника (либо посредством прояснения возможного вознаграждения, либо за счет изменения его вида).
СТИЛИ РУКОВОДСТВА ВЛАДЕЛЬЦЕВ MCARTHURE-GLENGROUP
Шерил Макартур и Алан Глен — соучредители и владельцы сети, в которую входят тринадцать торговых центров. Их деятельность — иллюстрация того, как много могут дать организации менеджеры, придерживающиеся различных стилей руководства. Стиль Ш. Макартур олицетворяет особенности взаимодействий, характерные для женщин-руководителей. Она всегда открыта для общения, ее приоритет — наделение властью. Наличие в компании высококвалифицированных сотрудников позволяет лидеру делиться с каждым из них своим видением перспектив организации, четко разъяснять задачи и осуществлять поддерживающее руководство, способствующее высокопроизводительному труду в жестких временных рамках.
А. Глен, напротив, сосредоточен на конструктивной деятельности. Его опыт дает возможность компании устанавливать реальные сроки и графики работы, избегая многих проблем. А. Глен контролирует общее состояние дел компании, а Шерил Макартур ведет ежедневные организационные дела и контролирует управление человеческими ресурсами. Партнеры признают заслуги друг друга, а их стили руководства дополняют один другой. Служащие, которым весьма импонирует принятое в компании «разделение управленческого труда», говорят: «Они подходят друг другу, как две стороны одной молнии» 20.
Стиль руководства А. Глена ориентирован на достижение целей, а стиль ТТТ Макартур — на поддерживающее поведение лидера, обеспечивающее партнеру возможность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей.
Возможно, теория «путь—цель» более сложна, чем рассмотренные нами ранее концепции. Но идея соответствия четырех типов поведения руководителя различным ситуациям способствует разработке менеджерами новых методов мотивации подчиненных.