Вопрос 45.Техническое обслуживание механических передач
Редукторы и ступицы мотор-колес. В случае повышенного нагрева редукторов необходимо выяснить причину неисправности и устранить ее путем регулировки подшипников, доведения до нормы уровня масла либо ремонта.
Смазку к сальникам подают через одну из масленок до появления свежей смазки из отверстия под вторую (вывернутую) масленку. Масло в редукторах заменяют при ТО-2.
При регулировке конических подшипников ступицы мотор-колеса задние колеса автомобиля вывешивают и устанавливают на подставки и, выпустив воздух из обоих колес, снимают колеса со ступицы. При этом из редуктора мотор-колеса сливают масло, устанавливают его на ровную площадку и снимают первый ряд редуктора. Установив на корпус редуктора на подставке два диаметрально расположенных индикатора, и приложив их головки к торцу наружной обоймы подшипника, вращают ступицу в обе стороны до посадки на нижний подшипник. В этом положении устанавливают индикатор на ноль. Поднимая ступицу и вращая ее в обе стороны, устанавливают на верхний подшипник. Показания индикаторов укажут люфт в конических подшипниках; нормальная величина люфта 0,02—0,1 мм. При увеличенном люфте выворачивают регулировочные втулки 22 (см. рис. 64) и с помощью болтов 21 поджимают прижимное кольцо 23. После проверки величины люфта вворачивают регулировочные втулки до упора в корпусе / редуктора, затягивают болты усилием 15—18 даН и стопорят. После регулировки ступица должна свободно проворачиваться от момента 90 данН∙м.
Редукторы привода вентиляторов и возбудителя. Своевременно доливают масло до уровня контрольной пробки и заменяют его в картере при ТО-2. В случае повышенной шумности разбирают редуктор и регулируют зацепление конических шестерен изменением толщины регулировочных прокладок. Величину контакта зубьев определяют по расположению и размеру отпечатка на зубьях ведущей конической шестерни.
Коробка отбора мощности. Фильтр очистки масла коробки отбора мощности разбирают при ТО-2, промывают детали в дизельном топливе и продувают сжатым воздухом. Смену масла производят при сезонном обслуживании.
Карданные валы. При ТО-2 проверяют и подтягивают болты крепления карданных валов и проверяют люфты в шарнирах, при обнаружении люфта карданный вал ремонтируют. Смазку шлицевого соединения заднего вала и подшипников его шарниров ведут при каждом ТО-2, те же операции переднего карданного вала – при сезонном обслуживании. При замене смазки в шарнирах переднего карданного вала вал разбирают и промывают детали в бензине; при сборке полости подшипников и пространство между игла-
пуском при температуре окружающего воздуха ниже 38° С имеется предпусковой подогреватель.
Дизель снабжен системой защиты, обеспечивающей автоматическую его остановку в аварийной ситуации, в том числе при частоте вращения коленчатого вала выше 1725 об/мин и давлении масла в системе смазки ниже 1,4 даН/см2.
Система пуска дизеля 6ЧН 21/21 обеспечивает автоматический пуск двигателя при повороте ключа замка — включателя по часовой стрелке; при этом стартер включается автоматически после достижения в системе смазки двигателя давления 1,3—1,9 даН/см2 (при температуре масла ниже 40° С) или 0,5 даН/см2 (при температуре масла 40°С и выше). В последнем случае стартер включается через 20 с после включения маслозакачивающего насоса. Дизель снабжен автономными предпусковым подогревателем охлаждающей жидкости и электрическим нагревателем масла, которые используются для облегчения пуска, если температура охлаждающей жидкости и масла ниже 5° С.
Система защиты дизеля 6ЧН 21/21 автоматически останавливает двигатель при частоте вращения коленчатого вала больше 1850 об/мин и при давлении масла в системе смазки ниже 13—19 даН/см2 и исключает пуск его при давлении масла ниже 0,5 даН/см2.
После запуска дизеля давление масла в системе смазки должно быть не ниже: у двигателя 6РАЧ—1,5 даН/см2, у двигателя 6ЧН 21/21—2,5 даН/см2.
При нормальной работе прогретого дизеля показания приборов должны быть следующие (табл. 6).
Параметры | Дизель 6РАЧ | Дизель 6ЧН 21/21 |
Давление масла в главной магистрали при 1500 об/мин коленчатого вала, даН/см2 Температура масла, °С Температура охлаждающей жидкости, °С | 5,5 0,5 90 – 95 | 5 – 7 85 – 95 85 – 90 |
Нельзя останавливать дизель под нагрузкой, a также предварительно не снизив частоту вращения коленчатого вала до 700— 800 об/мин.