Экономическое управление предприятием, его место и роль в системе управления предприятием
Глава 1. Теоретические основы экономического управления предприятием
Экономическое управление предприятием, его место и роль в системе управления предприятием
В настоящее время управление любыми социально-экономическими системами, будь то предприятие, регион или государство, требует максимального внимания к изменениям, происходящим, как во внешней, так и во внутренней среде.
Влияние каждого такого изменения должно быть спрогнозировано или оценено и учтено в дальнейшем функционировании экономического объекта. Можно сказать, что успешное управление социально-экономическим объектом требует его постоянной адаптации к условиям существования[1].
Предприятие является элементом экономической системы страны: зачастую ее будущее и направления развития определяются совокупностью результатов производственной деятельности. Предприятие рассматривается современными экономистами как открытая социально-экономическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов или подсистем. Предприятие взаимодействует с окружающей средой посредством производства продукции и предоставления различного вида услуг. Из внешней среды поступают ресурсы, необходимые для функционирования и выработки результата: сырье, материалы, энергия, информация, трудовые ресурсы. Деятельность по созданию продукции и услуг – это производственная деятельность. Можно выделить четыре основные функции, присущие любому предприятию: производственную, маркетинговую, финансовую и информационную.
Необходимым условием развития предприятий в динамической конкурентной рыночной среде является обеспечение эффективности их деятельности. На современном этапе, с учетом действия кризисных явлений, характерно снижение эффективности функционирования современных предприятий, высокий уровень износа основных средств, дефицит инвестиционных ресурсов, недостаточная емкость внутреннего рынка, а также другие причины финансового и организационно-экономического характера.
В современных кризисных условиях хозяйствования особую актуальность для предприятий приобретает обеспечение эффективности их деятельности на основе совокупности факторов, которые обусловливают рациональное использование каждого вида ресурсов. Традиционно под эффективностью понимают получение максимальных результатов на единицу затрат, связанных с производством и реализацией продукции, или обеспечение минимизации затрат на единицу результата. Исследование теоретических положений позволило определить, что содержание эффективности как сложной экономической категории меняется одновременно с развитием экономических отношений. Эффективность как отражение отношений производства, обмена, распределения и потребления по своей сути является выражением определенных экономических интересов различных субъектов хозяйствования.
Понятие эффективности рассматривалось в трудах отечественных и зарубежных авторов, которые предлагали различные формулировки данной категории. Эффективность происходит от слова «эффект», но при этом, в научной литературе «эффективность» и «эффект» имеют четко выраженные границы в определении. По мнению Синицына Т.А., эффект – это результат, следствие каких-либо причин, действий, хозяйственных мероприятий[2].
Мочерный С.В. предлагает следующую формулировку: «эффект – достигнутый результат в разных формах проявления (материальной, денежной, продвижения по службе, социальной и др.)»[3]. В свою очередь, Осовская Г.В. связывает определение «эффекта» непосредственно с категорией «эффективность»: «эффект – результат реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности производства за счет экономии всех производственных ресурсов»[4].
Итак, эффект – есть результат, при этом он не характеризует деятельность, либо процессы, которые способствовали его достижению. Проводя финансово-экономический анализ деятельности предприятия, важным аспектом изучения информационной базы является анализ мероприятий и процессов, благодаря которым, достигнут тот или иной результат функционирования хозяйствующего субъекта. С этой целью и было введено понятие «эффективность».
Для определения количественной оценки эффективности деятельности предприятий в международной практике применяются показатели эффективности, характеризующие деятельность предприятия с различных сторон:
1. Чистая прибыль, которая остается у предприятия после выплаты всех налогов, процентов и дивидендов акционерам. Этот показатель является определенным запасом надежности и платежеспособности предприятия, резервом самофинансирования, указывает на рентабельность.
Прибыльные предприятия являются более конкурентоспособными и кредитоспособным. Но для оценки перспектив развития продукта, влияния спроса на услуги, влияния конкуренции, важно оценивать не только размер чистой прибыли, но и уровень прибыльности, который оценивается как отношение валовой прибыли к выручке от предоставленных услуг.
2. Вторым показателем является средний объем продаж услуг.
3. Повышение квалификации персонала и обновление кадров является важным показателем для оценки результатов бизнеса и оценки эффективности их работы. Эффективность работы предприятий непосредственно зависит от деятельности работников, направленной на удовлетворение потребностей потребителя, поэтому их профессионализм и личные качества во многом влияют на финансовое состояние предприятия
4. Последним показателем, который влияет на эффективность и финансовую устойчивость предприятий является период оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, а также их соотношение. Этот показатель необходим для планирования денежных потоков, недопущения кассовых разрывов, контроля кредитов и отсрочек платежей по контрактам, установления размеров скидок, выявления внутренних резервов финансирования[5].
Управление предприятием осуществляется на трех взаимосвязанных уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Управленческая деятельность осуществляется посредством реализации функций – планирования, организации, координации, мотивации и контроля.
Управление любой экономической системой реализуется как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям. Знание данных закономерностей помогает определить условия, необходимые и достаточные для осуществления данного процесса.
Методы управления – это совокупность способов и приемов воздействия субъекта управления посредством своей деятельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:
· организационно-распорядительные, основанные на прямых директивных указаниях;
· экономические, обусловленные экономическими стимулами;
· социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников[6] (рис. 1).
Рис.1. Методы управления
Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от знания объективных законов развития производства и управления. В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.
В данной дипломной работе мы рассмотрим экономические методы управления и их развитие в условиях перехода к рыночным отношениям.