Защита интересов России
Оффшоры появились и продолжают эффективно развиваться в экономике вследствие противоречия: процессы глобализуются, при этом сохраняются различия в способах хозяйствования, экономическом и политическом статусе различных оффшорных юрисдикций.
Так, существуют юрисдикции, не имеющие налогообложения или имеющие номинальный уровень налогообложения. Информационная прозрачность юрисдикций может быть недостаточной, или, скажем, полностью отсутствует. Это то, что делает непривлекательным в глазах общественности оффшорный бизнес. Проблемы отсутствия информации о владельцах и их доходах беспокоит и государство и простых граждан.
Подсчеты за 2010 год показали, что оффшорные финансовые институты управляют активами на сумму почти восемь триллионов американских долларов, что составляет почти шесть процентов всего богатства в мире.
В посткризисный период количество оффшоров не уменьшилось, а постепенно стало возрастать. Впрочем, отмечается и параллельная тенденция, связанная с ужесточением норм законодательства в отношении оффшорных зон и компаний. Вследствие того, что деньги в оффшорные зоны из оншорных государств, которые в период кризиса как никогда нуждаются в финансовой подпитке.
Ужесточение норм приводит к тому, что оффшорные компании теряют некоторых льготные налоги. Каналы трансграничной миграции налоговой прибыли и утечки капиталов постепенно сужаются. Со стороны государств оншора звучат требования раскрывать информацию, касающуюся деятельности бенефициаров оффшорных компании.
Классификация экономических угроз национальным интересам России. Проблемы обеспечения экономической безопасности.
Можно выделить такие угрозы экономической безопасности РФ, как:
1.ослабление научно-технического и технологического потенциала страны;
2.дезинтеграция экономики и спад производства; низкая экономическая активность;
3.имущественная дифференциация населения и массовая безработица;
4.рост криминализации хозяйственной деятельности (теневая экономика);
5.обострение дифференциации экономического и социального развития регионов.
Теневая экономика»: структура, масштабы и факторы динамики.
Теневая экономика — это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.
Структура ТЭ
Масштабы и характер деятельности в сфере ненаблюдаемой экономики варьируются в очень широких пределах - от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (вроде наркобизнеса), до бутылки водки, которой “награждают” водопроводчика за починенный кран. Если попытаться типологизировать теневую деятельность, приняв за основной критерий ее отношение к “белой” (официальной) экономике, то вырисовываются три сектора ТЭ :
1. вторая (“беловоротничковая”, фиктивная) теневая экономика
2. серая (неформальная) теневая экономика
3. черная (нелегальная, подпольная) теневая экономика.
Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода:
1. монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов;
2. «палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.);
3. анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;
4. метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.
Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др. В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрошена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.
Динамика объёмов теневого сектора в экономике России характеризуется сложными процессами. Теневая экономика существовала в Российской империи и в СССР, затем получила ещё более широкое распространение в постперестроечное время. Так, в начале 1990-х годов, неформальные и нелегальные виды экономической деятельности получили широкое распространение. Однако учитывая то, что ВВП страны сокращалось, рыночные запросы были скромными, а доступные технологии крайне примитивным, доля неформальной экономики легче поддавалась оценке. По данным на 1997—1998 доля неформальной экономики составляла порядка 20 % от годового объёма ВВП. Размер нелегальных и криминальных видов деятельности достигал дополнительные 24 % ВВП. Таким образом, доля теневого сектора доходила до 44 % ВВП.
С начала 2000-х годов начался массовый выход крупных капиталов из тени, что было связано с быстрым ростом экономики и её увеличивающейся открытостью. Доля неформального сектора снизилась до 16 % в 2012 году. Вместе с тем, технологические структуры экономики усложнилась по мере усложнения потребительского спроса, появления оффшорных зон[4] и др. факторов, а значит снизилась и эффективность расчёта неформального и нелегального секторов.