График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех участков
- Горизонтальный.
- Промежуточный (восходящий).
- Вертикальный.
График.
15 слайд – Кейнсианский участок кривой AS.
Первый участок – горизонтальный или кейнсианский. Он соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей вследствие большого избытка имеющихся свободных ресурсов. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.
Кейнсианский участок отражает совокупное предложение в краткосрочном периоде.
16 слайд – Промежуточный участок кривой AS.
Второй участок – промежуточный или восходящий. Он предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.
17 слайд – Классический участок кривой AS.
Третий участок – вертикальный или классический. Он имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно, т. к. задействованы все ресурсы. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.
Классический участок отражает совокупное предложение в долгосрочном периоде.
18 слайд – Смещение кривой AS.
При постоянном уровне цен объем производства может быт изменен с помощью неценового фактора. Таким фактором является изменение затрат (издержек) на единицу продукции.
В этом случае происходит сдвиг линии совокупного предложения либо вправо при увеличении издержек, либо влево при их уменьшении.
График.
19 слайд – Неценовые факторы совокупного предложения.
Таким образом на изменение издержек влияют три группы факторов:
Первая – изменение цен на ресурсы (при уменьшении цен на ресурсы, в т. ч. зарплаты, - сдвиг вправо).
· Наличие внутренних ресурсов
· Цены на импортные ресурсы
· Господство на рынке
Вторая – изменение производительности факторов (при их увеличении, в т. ч. производительности труда, - сдвиг вправо).
Третья – институционные факторы:
· Законодательно-правовая база (при повышении эффективности – сдвиг вправо);
· Налоги (при уменьшении – сдвиг вправо);
· Вмешательство государства (при чрезмерном вмешательстве – сдвиг влево).
20 слайд – Макроэкономическое равновесие.
Макроэкономическое равновесие – ситуация, при которой экономические агенты или экономические структуры (рынки) не имеют стимул к изменению существующего положения при данных целях и существующих ограничениях.
Т. е. это ситуация, когда все рынки находятся в равновесии (равновесие реального объема производства и уровня цен).
21 слайд – Графическое изображение.
Равновесный уровень цен (Pe) и равновесный реальный объем продукции (Ye) определяются точкой пересечения (E) кривых совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS).
График.
22 слайд – Ситуации макроэкономического равновесия.
Возможны три ситуации макроэкономического равновесия (точки E1, Е2 и Е3).
Точка Е1 отражает ситуацию макроэкономического равновесия при высоком уровне безработицы и негибкости цен. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке приводит к увеличению реального объема национального продукта, но не затрагивает уровня цен, так как экономика, выходя из кризиса, задействует имеющиеся мощности.
Точка Е2 характеризует макроэкономическое равновесие в условиях неполной занятости, наличия «узких мест» в экономике и отставания темпов роста заработной платы от темпов роста товарных цен. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке приводит к увеличению, как реального объема ВНП, так и уровня цен, т.к. экономика приближается к состоянию полной занятости.
Точка Е3 – это равновесие в условиях полной занятости. На классическом отрезке увеличение совокупного спроса приводит к повышению уровня цен, а реальный объем ВНП не может выйти за пределы своего уровня «при полной занятости» – ресурсы исчерпаны.
График.
23 слайд – Изменение совокупного спроса (AD).
Сдвиги линии совокупного спроса называются «шоками спроса». На возникающие шоки экономика должна реагировать, потому что шоки спроса приводят ее в неравновесное состояние. Однако экономика восстанавливает равновесие на различных участках линии совокупного спроса различными способами.
24 слайд – Изменение на кейнсианском участке кривой AS.
На кейнсианском участке кривой AS рост AD ведет к увеличению реального объема выпуска при неизменных ценах. При сокращении AD реальный объем производства сократится, а уровень цен останется неизменным.
График
25 слайд – Изменение на промежуточном участке кривой AS.
На промежуточном участке кривой AS рост AD порождает как увеличение реального объема выпуска, так и определенное повышение цен. При сокращении AD и реальный объем производства, и уровень цен снизятся.
График
26 слайд – Изменение на классическом участке кривой AS.
На классическом участке кривой AS рост AD приводит к повышению цен при неизменном объеме выпуска. При сокращении AD цены упадут, а реальный объем производства останется на уровне полной занятости.
График
27 слайд – Эффект храповика.
Однако существует один важный фактор, который модифицирует последствия снижения AD на классическом и промежуточном отрезках. Обратное движение AD из положения AD 2 в AD 1 может не восстановить первоначальное равновесие, по крайней мере, в короткий период времени. Это связано с тем, что цены на товары и ресурсы в современной экономике являются во многом негибкими в краткосрочном периоде и не проявляют тенденцию к снижению. Это явление получило название эффекта храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад).
28 слайд – Эффект храповика.
Первоначальный рост AD, до состояния привел к установлению нового макроэкономического равновесия в точке , для которой характерен новый равновесный уровень цен и объем производства . Падение совокупного спроса от состояния до , не приведет к возврату в первоначальную точку равновесия , поскольку возросшие цены не имеют тенденции к снижению в краткосрочном периоде и останутся на уровне . В этом случае новая точка равновесия переместится в состояние , а реальный уровень производства снизится до уровня .
Как мы выяснили эффект храповика связан с негибкостью цен в краткосрочном периоде.
График.
29 слайд – Факторы, вызывающие эффект храповика.
- Это связано в первую очередь с неэластичностью заработной платы, которая составляет примерно ¾ расходов фирмы и в значительной мере влияет на цену продукции.
- Многие фирмы обладают существенной монопольной властью, чтобы противостоять снижению цен в период падения спроса.
- Цены на некоторые виды ресурсов (помимо труда) фиксируются условиями долгосрочных контрактов.
30 слайд – Изменение совокупного предложения (AS).
При увеличении совокупного предложения экономика перемещается в новую точку равновесия, для которой будет характерно снижение общего уровня цен при одновременном росте реального объема производства.
График.
31 слайд – Стагфляция.
При увеличении издержек производства происходит сдвиг кривой AS влево и снижение совокупного предложения. При этом произойдет одновременное сокращение производства (стагнация) и рост уровня цен (инфляция).
График.
32 слайд – Задания
· Почему кривая спроса имеет нисходящий характер?
· Какое влияние окажет снижение процентной ставки при любом уровне цен на совокупный спрос и совокупное предложение?