Типовые задания по учебной дисциплине

Ситуация 1

В районном центре есть всего одна юридическая консультация, в которой работают три адвоката, один из которых в отпуске, а другой болеет. Прием ведет один адвокат. К нему на прием в понедельник приходит женщина, которая хочет проконсультироваться насчет раздела имущества с супругом после развода. В четверг на прием к тому же адвокату приходит супруг этой женщины, который тоже хочет получить консультацию по разделу имущества.

Как должен себя вести адвокат в данной ситуации? С какой этической проблемой он столкнулся?

Ситуация 2.

Адвокат X пять лет назад консультировал клиента У и получил от него некоторую информацию о его коммерческой деятельности, В разговоре с коллегой Z адвокат X упомянул об этих фактах биографии У.

Какие правила принципа конфиденциальности нарушил адвокат X? Какой, по вашему мнению, была реакция адвоката Z, когда он услышал данную информацию от своего коллеги? На основе анализа ситуаций примите решение.

Ситуация 3

Вы - помощник юриста (младший юрист) в коммерческой фирме. К вам обратился сотрудник с просьбой помочь решить одну щекотливую проблему. Он стал свидетелем, как его коллега унес с фирмы канцелярские принадлежности, являющиеся собственностью фирмы: пачку бумаги для ксерокса, пачку чистых дискет и моток скотча. Как вы поступите в этой ситуации?

Ситуация 4

Этично ли дать взятку, чтобы фирма могла получить выгодный контракт?.

Примерная тематика рефератов

1. Учитель и ученик (этические концепции Платона и Аристотеля)

2. «Письма к Сенеке» (попробуйте в форме письма опро­вергнуть или развить идеи стоиков).

3. В тисках христианской догматики (духовная оппозиция в эпоху средневековья).

4. Идея и действительность: возможность гармонии (эти­ческие поиски Нового времени).

5. Антиномии свободы в творчестве Н. Бердяева.

6. Этика «всеединства» о смысле жизни.

7. Нравы людей при родовом строе.

8. Простые нормы нравственности и их историческая судьба.

9. Нравственность на пороге XXI века.

10. Рыцарский образец поведения: от средних веков до на­ших дней.

11. История идеи гуманизма.

12. Нравственный конфликт и его разрешение.

13. Существует ли моральная интуиция?

14. Нравственные принципы «Домостроя» как образец па­триархальных нравов.

15. Мечта о «золотом веке» в различные эпохи.

16. Обычаи и традиции моей социальной среды.

17. Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. - Н. Новгород, 1993.

18. Нравственная оценка богатства в различных моральных системах.

19. Половая мораль и ее историческое развитие.

20. Проблема непротивления злу насилием.

21. Проблема трагического зла. М. Ю. Лермонтов и М. А. Врубель: Демон.

22. Нравственный смысл различных социальных актов : смертная казнь, эвтаназия, аборт.

23. Проблема преемственности в истории этических учений.

24. Содержание и классификация моральных норм.

25. Проблема единства морали и права.

26. Научное представление о категории.

27. Функционально-поведенческие категории и их особенности.

28. Соотношение цели и средства как условия добра.

29. Различие практического и этического в истолковании пробле­мы «меньшего зла».

Фонд оценочных средств ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Перечень вопросов к зачету

1. Предмет и основные задачи этики.

2. Этика, нравственность, мораль: соотношение понятий.

3. Структура этики.

4. Прикладная этика: сущность и структура.

5. Понятие и виды профессиональной этики.

6. Происхождение, сущность и специфика морали.

7. Мораль как система принципов, норм и идеалов.

8. Моральное сознание и его структура.

9. Моральные отношения и их виды.

10. Моральное поведение и его структура.

11. Основные функции морали: регулятивная, воспитательная, коммуникативная.

12. История этических учений: этика античности.

13. История этических учений: этика Средневековья

14. Гуманизм эпохи Возрождения.

15. “Автономная мораль “и “категорический “императив И. Канта.

16. Теория морали Гегеля.

17. Основные идей русской этической мысли.

18. Добро и зло – основные категории этики.

19. Свобода и ответственность.

20. Смысл жизни — сердцевина нравственного формиро­вания личности.

21. Счастье как этическая категория.

22. Моральный долг.

23. Совесть как механизм морального самоконтроля.

24. Честь и достоинство — показатели моральной ценно­сти человека.

25. Справедливость как социальная добродетель.

26. Нравственный идеал, его структура и функции.

27. Принцип гуманизма: эволюция взглядов и их характеристика.

28. Патриотизм как важнейший этический принцип.

29. Нравственное содержание уголовно-процессуального законо­дательства.

30. Этикет как внешнее проявление нравственной культуры.

31. Соотношение морали и права

32. Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

33. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора.

34. Кодекс чести судьи Российской Федерации и правила поведения юристов в профессиональной деятельности.

35. Юридическая этика

36. Адвокатская этика

37. Судебный этикет

38. Этикет в деятельности нотариуса

39. Общие нравственные требования к деятельности следователя.

40. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

41. Этика обвинительной речи прокурора.

42. Этика речи защитника.

Наши рекомендации