Тема 8. Спрос и предложение

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Закон спроса
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Неценовые факторы спроса
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Эластичность спроса
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Предложение: понятие, факторы, эластичность

Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо вспомнить некоторые понятия, положения, термины, изученные в предыдущих темах:
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru потребность;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru потребительский выбор;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru номинальные величины;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru реальные величины;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru закон убывающей предельной полезности;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru взаимозаменяемые блага;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru взаимодополняющие блага.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Закон спроса

Спрос (Qd) - то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени .
Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.
Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой ( Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru

Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы или графически.
Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ,

где Qd - величина спроса;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru - цена товара;
a и b - постоянные коэффициенты.

Таблично и графически закон спроса представлен, соответственно, в табл. 8.1 и на рис. 8.1.

Таблица 8.1

Цена товара и величина спроса
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а спрос - как зависимая переменная (эндогенный фактор). Если мы будем рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая. Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса (рис. 8.1а).

Рис. 8.1а. Изменения величины спроса под влиянием изменения цены

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru

Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар. Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кирпич.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Действие закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский экономист ХIХ в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. спрос на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на картофель тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, спрос на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен. (Обратите внимание на динамику спроса на хлеб в России в условиях инфляции 90-х годов).

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Неценовые факторы спроса

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах. Неценовые факторы спроса. Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает. Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Доход покупателя. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает. Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 8.2).

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru
Рис. 8.2. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов:
а) увеличение спроса; б) сокращение спроса


Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru к Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ). Спрос при постоянной цене ( Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ) возрастает от Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru до Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru . Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru к Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ). Спрос при постоянной цене ( Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ) сокращается от Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru до Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru .

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Эластичность спроса

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ценовую,
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru перекрестную,
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru по доходу.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности.


Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ,


где ΔP/P - изменение цены (в %);
ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.

Таблица 8.2

Виды ценовой эластичности спроса
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru

Степень эластичности спроса варьируется в зависимости от типа товара.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Cпрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Cпрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Cпрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на спрос;

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Cпрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Если цена фиксирована, например, установлена государством, а спрос меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса.

В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон.


Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru
Рис. 8.3. Кривые спроса с разной ценовой эластичностью

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов: Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru количества заменителей данного товара. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше; Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru удельного веса товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность; Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен; Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ( Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ).

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ,

где Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru - изменение спроса на товар a (в %);
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru - изменение цены на товар b (в %). Для взаимозаменяемых товаров Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru > 0; для взаимодополняющих - Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru < 0; для независимых (нейтральных) товаров Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru = 0.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода ( Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ).

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ,

где Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru - изменение дохода (в %); Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru - изменение спроса (в %). Для нормальных товаров Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru > 0; для товаров низшей категории Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru < 0.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени. Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении - падает.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru .

Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами. Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ,

где Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru - величина предложения; Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru - цена товара; a и b - постоянные коэффициенты. Таблично и графически закон предложения представлен в табл. 8.3 и на рис. 8.4.


Цена товара и величина предложения

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru


Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru
Рис. 8.4. Кривая предложения


Кривая предложения (S) характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от:
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru применяемой технологии;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru цены ресурсов, используемых в данном производстве.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 8.5).

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru
Рис. 8.5. Влияние изменения неценовых факторов на предложение: а) увеличение предложения; б) уменьшение предложения

Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.

Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:


Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru ,

где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);
ΔP/P - изменение цены (в %).;

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru эластичное (Es > 1);
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru неэластичное (Es < 1);
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru совершенно эластичным (Es = Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru );
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru совершенно неэластичным (Es = 0).

Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru
Рис. 8.6. Кривые предложения с разной степенью эластичности

Характер эластичности предложения зависит от:
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru способности производства к быстрой переналадке;
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
Тема 8. Спрос и предложение - student2.ru фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Наши рекомендации