Условные обозначения терминов и понятий
АТС – средние общие издержки AVC – средние переменные издержки
AFC – средние постоянные издержки
AR – средний доход ANR – средняя прибыль AP – средний продукт
D – спрос
E – равновесие
EI – эффект дохода
ES – эффект замещения
L – труд
K – капитал
MNR – предельная прибыль
MC – предельные издержки
MP – предельный продукт ресурса
MR – предельный доход
MRP – предельная доходность ресурса
AD – совокупный спрос
AS – совокупное предложение
AP – общий уровень цен
C – потребление
C – наличные деньги
d – норма амортизации
D – депозиты
G – государственные расходы
GNP – валовой национальный продукт
GDP – валовой внутренний продукт
i – номинальная ставка процента
I – инвестиции
Ig – валовые инвестиции
LM – ликвидность-деньги
m – мультипликатор автономных расходов (мультипликатор Кейнса) mm – денежный мультипликатор
mв – депозитный мультипликатор
mT – налоговый мультипликатор
M – деньги
MRS – предельная норма замещения
MRTS – предельная норма технологического замещения MU – предельная полезность NR – чистый доход, прибыль Р – цена
C – издержки
TC – валовые издержки
TVC – переменные издержки TFC – постоянные издержки TR – общий (валовой) доход S – предложение
TP – общий продукт ресурса
TU – общая полезность
FR – будущий доход
I – доход
r – ставка процента
R – рента
PDV – сегодняшняя (дисконтиро- ванная) ценность будущей суммы денег
NDV – чистая дисконтированная ценность
CRC – внутренняя норма доход-
ности
U – полезность
W – номинальная заработная плата W/P – реальная заработная плата Ia – реновационные инвестиции (амортизация)
IM – импорт
In – чистые инвестиции
IS – инвестиции-сбережения
L – утечки, изъятия
MPC – предельная склонность к потреблению
MPM – предельная склонность к импортированию
MPS – предельная склонность к сбережениям
NI – национальный доход
NNP – чистый национальный продукт
NX – чистый экспорт
OR – обязательные резервы коммерче-
ских банков
r – реальная ставка процента
ROR – норма обязательных резервов коммерческих банков
SR – избыточные резервы коммерче-
ских банков
t – налоговая ставка
T – налоги
ТЕ – общие расходы
U – безработица
RU – уровень безработицы RUn – естественный уровень безработицы
k – коэффициент предельной капиталоемкости, акселератор V – скорость обращения денег Y – выпуск, доход
ЕX – экспорт
КЛЮЧИ К КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Тема 1.1
I. 1.а; 2.в; 3.б; 4.а.
Тема 1.2
I. 1.в; 2.в; 3.б; 4.в; 5.б; 6.б.
II. Заполнить таблицу.
Q (ед.) | Виды благ | |||||||||
А | В | С D | ||||||||
TU | MU | TU | MU | TU | MU | TU | MU | |||
- 5 | ||||||||||
-3 | - 7 |
Тема 1.3
I.а) можно; б) уменьшить, на 1 единицу; в) меньше; г) повышается;
д) не может; е) 4 танкам.
II. 1.в; 2.б; 3.в.
III.Сначала рассчитать альтернативную стоимость единицы зерна и тка-
ни в США и в Японии. В США единица зерна стоит 1,5 единицы ткани, а едини-
ца ткани – 2/3 единицы зерна. В Японии единица зерна стоит 2 единицы ткани, а единица ткани – 0,5 единицы зерна. Так как альтернативная стоимость единицы зерна ниже в США, а единицы ткани – в Японии, то в производстве зерна срав-
нительным преимуществом обладают США, а в производстве ткани – Япония.
Тема 2.1
I.1) Рх=10; Ру=15; 2) MRSxy в точке А равна
∆Qx = 2 ;
3) в точке В
∆Qy 3
MRSxy не может быть равна 2, так как при движении пор кривой безразличия вниз предельная норма замещения уменьшается.
II.б.
III.При снижении цены товара с 1000 до 800 сумма расходов покупа-
телей увеличивается, значит, спрос эластичный, при снижении цены с 800 до
600 сумма расходов покупателей не изменяется, значит, спрос единичной эла- стичности. При снижении цены с 600 до 4400 и с 400 до 200 сумма расходов покупателей уменьшается, значит, спрос неэластичный.
IV.Первый вариант – товары А и В находятся в отношении субститу- ции, так как при повышении цены товара А повышается спрос на товар В, цена которого не изменилась
Второй вариант – товары А и В находятся в отношениях комплемен-
тарности, так как при повышении цены товара А спрос на товар В понижается
Третий вариант – товары А и В нейтральны в процессе потребления,
так как при повышении цены товара А спрос на товар В не изменяется.
V.
Товары | Эластичность спроса по цене товаров | ||
А | В | С | |
А | – 1,71 (Р) | – 1,05 (ПК) | 0,76 (ПС) |
В | – 0,9 (ПК) | – 0,43 (Р) | 1,24 (ПС) |
С | 0,55 (ПС) | 0,81 (ПС) | – 1,0 (Р) |
VI. ∆Q=∆Q (I)+∆Q (P)=1,5·10%+(–0,6·15%)=15%–9%=6%.
VII.∆Q=Q1–Q=(15–6)–(15–4)=–2; ∆Q(ES)=∆Q–∆Q(EI)=–2–(–0,8)=–1,2.
Тема 2.2
I. 1.Так как MPL меньше APL, то при увеличении количества труда
APL уменьшится.
∆L ∆L
2. MRTSLK=– = =–0,5. ∆L=–0,5·4=–2.
∆K 4
3.Данная комбинация труда и капитала оптимальна, так как отноше-
ния предельных продуктов труда и капитала к их ценам равны:
1 = 0,5 .
II. 1.б; 2.а; 3.а; 4.б; 5.б.
Тема 2.3
I.Ре=3; Qе=4.
II. 1.г; 2.б; 3.б; 4.б; 5.в.
Тема 2.4
I. 1. в; 2.б; 3.в; 4.б; 5.в.
II.
20 10
Q (ед.) | |||||
TC | |||||
TFC | |||||
TVC | |||||
ATC | - | 113,3 | |||
AFC | - | 33,3 | |||
AVC | - | ||||
MC | - |
III.
Q (ед.) | Р(руб.) | TR | AR | MR |
-40 | ||||
-80 | ||||
-120 |
IV.
Ситуации | Решения | ||
работать | не работать | не хватает информации | |
TR>TFC | + | ||
P=minMC | + | ||
TR<TC | + | ||
Р =min ATC | + |
TR=TVC | + | + | |
TR>TC | + | ||
P=AFC | + | ||
MR=min MC | + | ||
Р > min AVC | + | ||
MR>minMC | + | ||
P >min ATC | + | ||
TR>TVC | + | ||
Р <min ATC | + | ||
P<min MC | + |
V.Р2 =120.
Тема 2.5
I.L=20; Q=400.
II.We =22; L=24. W=28 DL=21; SL=36. На рынке труда будет избыток его предложения.
III.Срок полезной службы компьютера 2 года. Цена компьютера 1 тыс. долл. Доход от его использования 1200 долл. будет получен только в конце вто- рого года. При какой ставке процента выгодно будет приобрести компьютер?
IV.Годовая рента, получаемая с участка земли, равна 15000 долл. За какую цену выгодно будет продать этот участок земли, если рыночная ставка процента равна 0,15?
Тема 3.1
I.а) 72; б) 564; в) 57; г) 68.
Тема 3.2
I.250; II. ∆I=5; III.500.
IV. 1.а; 2.в; 3.в; 4.а; 5.а.
Тема 3.3
I.r=7. II.500; 4. III.75.
Тема 3.4
I.РI=200; I=200; P=300.
II.а) повысится уровень цен, повысится уровень цен, GNP не изменится;
б) понизится уровень цен;
в) уровень цен не изменится, GNP уменьшится;
г) уровень цен не изменится, уровень цен не изменится, GNP уменьшится.
Тема 3.5
I.В мае – 8,2%, в июне – (-1,6%), в июле – 1,7%.
II.Не 32%.
III.100.
IV. 1.б; 2.в; 3.а; 4.а; 5.б.
V.146 млн. человек; 3,8%.
VI.а) 10%; б) 67 млрд. рублей.
VII.а) 300; 400; 500; 550; 600; 550; 500. б) 46,6%. в) –10%.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ......................................................... 7
Тема 1.1. Введение в экономическую науку.................................................... 7
1.1.1. Предмет и задачи экономической теории..................................... 7
1.1.2. Структура и уровни экономики. Микро- и макроэкономика...........12
1.1.3. Методы экономической теории.................................................... 17
1.1.4. Экономическая теория в системе наук ........................................ 21
Тема 1.2. Базовые экономические понятия.................................................... 25
1.2.1. Потребности и блага...................................................................... 25
1.2.2. Полезность, ценность и стоимость благ. Закон убывающей предельной полезности ................................................................ 30
1.2.3. Закон максимизации общей полезности. Увеличение общей
полезности в обмене ..................................................................... 37
Тема 1.3. Основные экономические проблемы общества........................... 43
1.3.1. Ограниченность ресурсов и проблема их эффективного использования ............................................................................... 43
1.3.2. Граница производственных возможностей общества ................ 45
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ................................................... 54
РАЗДЕЛ 2. МИКРОЭКОНОМИКА................................................................................ 56
Тема 2.1. Теория потребления и спроса.......................................................... 56
2.1.1. Предпочтения потребителей......................................................... 56
2.1.2. Бюджетные ограничения потребителей....................................... 63
2.1.3. Равновесие потребителей и их реакция на изменение доходов
и цен благ....................................................................................... 64
2.1.4. Потребительский спрос на однотоварных рынках:
определение, закон и кривая спроса ............................................ 68
2.1.5. Неценовые детерминанты (факторы) спроса.
Изменение уровня спроса ............................................................. 72
2.1.6. Эластичность рыночного спроса: понятие, виды и степени ...... 74
2.1.7. Факторы, определяющие степень эластичности......................... 77
2.1.8. Значение анализа прямой ценовой эластичности спроса ........... 78
Тема 2.2. Теория производства и предложения............................................. 83
2.2.1. Производственная функция. Изокванты и изокосты.................. 83
2.2.2. Равновесие производителей.......................................................... 93
2.2.3. Предложение на однотоварных рынках: понятие, закон
и кривая предложения ................................................................... 97
2.2.4. Неценовые факторы предложения ............................................... 99
2.2.5. Эластичность предложения и определяющие ее факторы.........100
Тема 2.3. Равновесие на однотоварных рынках............................................104
2.3.1. Равновесие на однотоварном рынке: механизм установления
и динамика.....................................................................................104
2.3.2. Излишки потребителей и производителей. Последствия налогообложения и дотирования производства товаров .......... 111
Тема 2.4. Модели товарных рынков и поведение на них фирм................. 117
2.4.1. Трансакционные издержки в рыночной экономике
и необходимость организации фирм........................................... 117
2.4.2. Понятие и виды издержек производства .................................... 118
2.4.3. Издержки производства в краткосрочном периоде ................... 121
2.4.4. Долгосрочные издержки производства. Эффекты масштаба.
Оптимальный размер предприятия .............................................. 125
2.4.5. Виды доходов фирм...................................................................... 128
2.4.6. Условия максимизации выгоды фирмами .................................. 129
2.4.7. Критерии классификации товарных рынков .............................. 133
2.4.8. Максимизация выгоды конкурентными фирмами ..................... 135
2.4.9. Максимизация выгоды монополией............................................ 145 2.4.10. Максимизация выгоды монопольно-конкурентными фирмами.. 155
2.4.11. Максимизация выгоды олигополиями ...................................... 159
Тема 2.5. Рынки факторов производства....................................................... 169
2.5.1. Особенности спроса на факторы производства.......................... 169
2.5.2. Цена и предложение на рынках труда......................................... 173
2.5.3. Рынки капитальных ресурсов ...................................................... 181
2.5.4. Особенности рынков природных ресурсов (земли) ................... 190
2.5.5. Факторное распределение доходов в рыночной экономике ..... 192
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ................................................... 196
РАЗДЕЛ 3. МАКРОЭКОНОМИКА............................................................................... 202
Тема 3.1. Введение в макроэкономику........................................................... 202
3.1.1. Агрегирование как метод макроэкономики................................ 202
3.1.2. Основные показатели национальной экономики ....................... 203
3.1.3. Кругооборот продуктов и доходов в национальной экономике .. 209
Тема 3.2. Агрегированный рынок благ.......................................................... 214
3.2.1. Потребительский спрос и факторы, его определяющие ............ 216
3.2.2. Инвестиционный спрос: структура и факторы........................... 223
3.2.3. Равновесие на агрегированном рынке благ. Модель IS ............. 228
3.2.4. Мультипликатор автономных расходов. «Парадокс бережливости»................................................................................ 233
3.2.5. Влияние государственных расходов и налогов
на агрегированный рынок благ ................................................... 237
3.2.6. Воздействие заграницы на национальный рынок благ
в открытой экономике.................................................................. 243
Тема 3.3. Рынок денег........................................................................................ 250
3.3.1. Природа и функции денег в рыночной экономике .................... 250
3.3.2. Спрос на деньги и определяющие его факторы ......................... 255
3.3.3.Предложение денег. Роль банковской системы
в предложении денег .......................................................................... 257
3.3.4. Равновесие на рынке денег. Модель LM .....................................265
Тема 3.4. Общеэкономическое равновесие. Модель рынка благ AD-AS.......268
3.4.1. Зависимость совокупного спроса от общего уровня цен ...........268
3.4.2. Зависимость совокупного предложения от общего
уровня цен. Особенности кривой совокупного предложения ....271
3.4.3. Равновесие на агрегированном рынке благ в модели AD-AS ........274
Тема 3.5. Макроэкономическая нестабильность и экономический рост....280
3.5.1. Циклическое развитие рыночной экономики .............................280
3.5.2. Безработица: причины, типы, уровень и издержки ....................281
3.5.3. Инфляция: сущность, причины и условия возникновения ........283
3.5.4. Экономические расчеты при инфляции ......................................286
3.5.5. Издержки инфляции......................................................................290
3.5.6. Соотношение уровней инфляции и безработицы.
Меры борьбы с инфляцией...........................................................294
3.5.7. Понятие и факторы экономического роста.
Типы и модели экономического роста ........................................298
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ....................................................308
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ...............................312
КЛЮЧИ К КОНТРОЛЬНЫМ ЗАДАНИЯМ.....................................................314
Тамара Ивановна Поликарпова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Учебное пособие
2-е издание,
переработанное и дополненное
Редактор Е. И. Кагальницкая
Компьютерная верстка Г. В. Подшиваловой
Лицензия ИД № 04112 от 27.02.01 г.
Подписано в печать от 25.10.05 г. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура ТАЙМС. Усл. печ. л. 18,6. Уч.-изд. л. 18,86. Тираж 400 экз.
ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» 400131, Волгоград, ул. Гагарина, 8.
Издательство ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» 400078, Волгоград, ул. Герцена, 10.
Отпечатано с готового оригинал-макета в ООО «Экспресс-печать»
400005, Волгоград, ул. Пражская, 12.