Воздействие государства на рыночное равновесие
На практике государство часто вмешивается в рыночное ценообразование. Основными средствами государственного воздействия на рынок являются:
1. налоги и субсидии;
2. прямое регулирование цен;
3. регулирование обращающихся на рынке товаров.
Самым мягким средством государственного вмешательства в работу рыночного механизма считаются налоги.
Рассмотрим последствия введения поштучного (акцизного) налога, уплачиваемого продавцом.
Введение акциза сдвигает кривую «S» влево на величину налога (Т). Спрос и предложение уравниваются при цене Р1 , которая выше цены Р0 . Однако, изменение цены, как правило, меньше налога. Это означает, что налоговое бремя ложится на обе стороны. Относительная доля покупателя и продавца в общей сумме налоговых сборов (Т×Q1) зависит от наклона кривых «D» и «S» или гибкости рыночного поведения. Тот, кто имеет более гибкое поведение (более пологий наклон графика) платит меньшую часть налога (Т).
Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, так как оно затрагивает само действие рыночного механизма.
|
На графике это показано сдвигом кривой «S» влево до «S1» вокруг точки А. В результате:
- общая кривая предложения приобретает вид ломанной кривой (OAS1 );
- Р1 – цена черного рынка, значительно выше не только государственной, но и цены равновесия (Р0);
- Q1 – объем продаж с учетом черного рынка меньше равновесного объема продаж (Q0).
Аналогичны последствия при установлении нижней границы цены («цены пола»). Фиксация цен означает отключение рыночного механизма.
Регулирование рыночного предложения осуществляется посредством лицензий и квот по экспортно-импортным операциям.
Пусть устанавливается квота на уровне Q1 (Q1 < Q0). Кривая предложения становится ломанной кривой. Цена возрастает до Р1. В итоге люди получат товара «Q» в меньшем количестве и по более высокой цене.