Воздействие на рыночное равновесие косвенного налога

Государственное регулирование цен может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или отклонение от него. Регулирование цен может осуществляться путем использования финансовых инструментов (налоги, дотации). Сдвиг равновесия или приближение рынка к равновесному состоянию осуществляется введением налогов и дотаций. Проанализируем некоторые последствия такого вмешательства государства.

Прежде всего, рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых «потоварных», косвенных налогов.

Непосредственными плательщиками в государственный бюджет этих налогов являются обычно продавцы. Ставки косвенного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.

Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D, а линия предложения – S1. Равновесная цена составляла Р1, равновесный объем продаж – Q1.

Допустим, правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара Q1, если его цена составит Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1. В этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, P-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, Р+ окажется выше первоначальной Р1. Цена, которую практически получает продавец (без налога), Р- окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+ Е2 С Р-. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть «налогового бремени» ложится на покупателей. Степень воздействия косвенного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения.

Влияние косвенного налога на излишки, получаемые потребителями и производителями.Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т.е. в связи с существованием рынка. Общественная выгода или суммарная рента на графике определяется как сумма площадей соответствующих треугольников.

В связи с введением косвенного налога излишки потребителей и производителей сократились выводы о влиянии косвенных налогов на равновесие рынка: 1. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж. 2. Косвенные налоги снижают выручку производителя. 3. Бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем. Воздействие на рыночное равновесие товарных дотаций.Дотация – это инструмент государственного регулирования, обратный по действию налогу. Дотация– это ассигнования из государственного бюджета, направляемые для покрытия предприятием убытков, получаемых, в частности, за счет продажи своей продукции по государственным ценам, которые не покрывают затрат предприятия. Товарная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) в расчете на единицу товара. Товарные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители. Допустим, что линии спроса и предложения сначала занимали положения соответственно D и S1. Равновесный объем продаж составлял Q1, а равновесная цена – Р1. Предположим, правительство ввело дотации из госбюджета производителям данного товара размером V рублей в расчете на единицу продукции, что приведет к сдвигу линии предложения на V руб. вниз. Действительно, если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если цена без дотации будет на V руб. ниже Р1. В результате объем продаж увеличивается до Q2, цена для покупателей снижается до Р-, цена, фактически получаемая производителями, повышается до Р+. Общая сумма дотации – площадь прямоугольника Р-Р+ КЕ2. Таким образом, введение товарной дотации (субсидии) приводит к увеличению равновесного объема рынка, понижению цены, фактически уплачиваемой покупателями, и повышению цены, фактически получаемой продавцами. Несмотря на то, что дотацию получили производители, ее общая сумма распределилась между производителями и потребителями.

Влияние товарных дотаций на излишки потребителей и производителей.Поскольку в случае получения дотации производителями происходит расширение рынка и снижение цен на нем, это должно привести к увеличению излишков потребителей и производителей. Рассмотрим эту модель

12. Гос. регулирование цен в РБ. Закон РБ «О ценообразовании»

Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования в Республике Беларусь. Целью совершенствования системы ценообразования является создание такого механизма, который бы создавал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. В социально ориентированной переходной экономике приоритетной задачей выступает достижение важнейших социальных результатов, в частности, обеспечение достойного прожиточного минимума, предоставление гражданам, в первую очередь, малообеспеченным, возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости. Концепцией были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Учитывая специфику переходного периода, финансовую нестабильность национальной экономики в тактическом плане, предусматривается усиление роли государства в сфере регулирования цен. В перспективе взят ориентир на создание рыночного механизма ценообразования. Изменившиеся институциональные, макроэкономические и внешние условия выступили предпосылками необходимости обновления концепции ценообразования в Республике Беларусь, ориентации на создание рыночного механизма ценообразования в сочетании с его гибким государственным регулированием. В новой редакции концепция утверждена постановлением Совета Министров от 20.07.2005 № 799. Данная концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования в стране. Вместе с тем она предполагает совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики, дальнейшего снижения уровня инфляции.

В качестве принципов ценообразования определены: • сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);• разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов); • установление регулируемых цен на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, при необходимости с предоставлением государственных дотаций и других мер государственной поддержки; • осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о ценообразовании.

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в республике, а также сфера применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, были заложены в законе Республики Беларусь «О ценообразовании» (1999 г.). Этим же документом установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, к которым отнесены предприятия с правом юридического лица, предприниматели, республиканские и местные органы государственного управления. Республиканские органы государственного управления устанавливают цены на целый ряд товаров и услуг. В частности, Министерство экономики утверждает цены на сырую нефть, природный и сжиженный газ, нефтепродукты, электроэнергию, отдельные социально значимые товары, продукцию оборонного значения, поставляемую по оборонному заказу, спирт, водку, квартплату, торговые наценки на некоторые другие товары и услуги. Правом утверждения и контролирования цен наделены также министерства транспорта и коммуникаций, связи, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального, лесного хозяйства и некоторых других. Местным органам власти дано право регулировать цены и торговые наценки на социально значимые товары и услуги, реализуемые предприятиями на их территории, услуги тепло- и водоснабжения, канализации для предприятий, коммунальные услуги для населения, перевозку пассажиров городским транспортом, продукцию общественного питания и др. Возможность ограничивать цены на продукцию подведомственных предприятий имеют также министерства и ведомства.

Согласно закону РБ «О ценообразовании» в республике могут использоваться следующие основные способы государственного регулирования цен:

• установление фиксированных цен (тарифов);

• установление предельных цен (тарифов);

• установление предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

• установление предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

• установление порядка определения и применения цен (тарифов);

• декларирование цен (тарифов).

Наши рекомендации