Воздействие государства на рыночное равновесие

Изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменения рыночного равновесия. Модели, в которых определение новых параметров рынка происходит как сопоставление ряда последовательно сменяющих друг друга равновесных состояний без учета фактора времени, называются статическими моделями, а сам метод исследования - методом сравнительной статики. Рассмотрим возможные случаи нарушения рыночного равновесия.

1. Если при неизменном предложении спрос растет, то равновесная цена и количество тоже растут.

2. Если при неизменном предложении спрос падает, то равновесная цена и количество тоже падают.

3. Если при неизменном спросе предложение растет, то равновесная цена падает, а количество проданного товара растет.

4. Если при неизменном спросе предложение уменьшается, то равновесная цена растет, а количество проданного товара сокращается.

5. При одновременном увеличении спроса и предложения, однозначно можно говорить о росте количества проданных товаров. Для ответа на вопрос, как изменится равновесная цена, необходимо провести дополнительные исследования. Цена может не измениться, если спрос растет в той же пропорции, что и предложение; возрасти - если спрос растет в большей пропорции, чем растет предложение, и упасть – если спрос растет в меньшей пропорции, чем растет предложение.

6. При одновременном падении спроса и предложения очевидно падение равновесного объема. Цена может не измениться, возрасти или упасть.

7. При одновременном увеличении спроса и уменьшении предложения, однозначно растет равновесная цена. Для ответа на вопрос, как изменится равновесный объем, необходимо провести дополнительные исследования. Равновесный объем может не измениться, возрасти или сократиться.

8. При одновременном падении спроса и увеличении предложения однозначно падает равновесная цена. Равновесный объем может не измениться, возрасти или сократиться.

Модели, непосредственно учитывающие фактор времени, называются динамическими моделями. Динамические модели рынка имеют паутинообразный вид. Они позволяют осуществить анализ стабильности равновесия в ситуации, когда объем предложения реагирует на изменение цен с некоторым запаздыванием. Стабильность равновесия в этих моделях зависит от абсолютных наклонов линий спроса и предложения. Возможны три варианта поведения рыночной цены:

- колебания цен и объемов постепенно затухают, нарушенное равновесие восстанавливается;

- отклонение от равновесия постоянно нарастает;

- рыночная цена колеблется вокруг точки равновесия, никогда ее не достигая.

Хотя в рыночной экономике цена устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке, в некоторых случаях механизм саморегулирования рынка дополняется государственным регулированием, то есть имеет место так называемое политическое ценообразование. С помощью такого ценообразования либо продавцы, либо покупатели ставятся в более выгодное положение, чем было бы при свободном ценообразовании. Основными формами государственного воздействия на рыночное равновесие являются: 1) регулирование цен; 2) регулирование объемов производства или потребления через налоги и субсидии (дотации).

Регулирование цен означает установление «потолка», «пола» цены или фиксированной цены. Примером установления фиксированных цен является установление государством тарифов за почтовое обслуживание.

«Потолок» цены - это максимальная цена, которая может быть назначена на законных основаниях. Установление такой цены имеет смысл только на уровне ниже равновесного. Эта цена призвана защитить потребителя от чрезмерно высоких цен, но ее установление ведет к возникновению дефицита товаров и требует от государства разработки механизма распределения дефицитных благ. Как правило, при таком регулировании цен часть товаров уходит в теневые спекулятивные сферы

«Пол» цены – это минимальная цена, которая может быть назначена на законных основаниях. Минимальные цены служат для защиты продавцов и для достижения ожидаемого результата должны устанавливаться на уровне выше равновесной цены. Такие цены ведут к избытку предложения, поэтому при установлении нижней границы цены государство должно разрабатывать механизм реализации товарных запасов, например, в форме правительственных закупок.

Регулирование посредством налогов и субсидий не изменяет условий протекания рыночных процессов и не ограничивает свободу действий рыночных субъектов. Например, следствием введения косвенного налога (включаемого непосредственно в цену товара) будет возникновение стремления производителя увеличить цену предложения, чтобы уменьшить свои потери. Цена товара увеличится, а равновесный объем продаж сократится. В целом, сумма, заплаченная покупателями за товар, возрастет, а сумма, полученная продавцами – уменьшится. Фактическое распределение налогового бремени будет определяться чувствительностью спроса и предложения к изменению цены.

При установлении дотаций на производство продукции государство оплачивает часть цены производителей. Предложение увеличивается, а цена для покупателя снижается. При выплате целенаправленных субсидий потребителям происходит повышение спроса и равновесная цена растет.

Наши рекомендации