Акцизы и их воздействие на уровень цен
В практике отечественного ценообразования в структуре цен ряда товаров присутствует акциз. Данный косвенный налог включается в цену товаров, не являющихся товарами первой необходимости. Введение акциза в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики.
Основополагающим документом, определяющим сущность акцизного сбора и порядок его взимания, был и остается Декрет КМУ «Об акцизном сборе» от 26.12.92 г. № 18-92. 25 апреля 2001 года вступил в силу Закон Украины от 22 марта 2001 года № 2324-ХIV «О внесении изменений в Декрет Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе». Приказом от 21.11.2003 г. № 557 «Об утверждении изменений в положение о порядке начисления, сроках уплаты и предоставления расчета акцизного сбора» внесены некоторые изменения и дополнения в отдельные статьи Закона в целях урегулирования проблем, возникших при определении и взимании акцизного сбора.
Перечень товаров, определенных Законом как подакцизные, и размер акцизного сбора по ним утверждается Верховной Радой Украины. С 1 января 2000 г. в перечень подакцизной продукции входят пять товарных групп: алкогольные напитки, табачные изделия, транспортные средства, нефтепродукты и ювелирные изделия.
В цену товара акцизы включаются их плательщиками, в качестве которых выступают производственные и реализующие подакцизные товары предприятия и организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Акцизный сбор исчисляется тремя способами:
а) по ставкам в процентах к обороту с продажи:
- для товаров, произведенных на таможенной территории Украины, исходя из их стоимости, по установленным производителем максимальным розничным ценам на товары, которые он производит без налога на добавленную стоимость и акцизного сбора;
- для товаров, импортируемых на таможенную территорию Украины, исходя из их стоимости, по установленным импортером максимальным розничным ценам на товары, которые он импортирует без налога на добавленную стоимость и акцизного сбора (но не менее таможенной стоимости таких товаров с учетом сумм ввозной пошлины без налога на добавленную стоимость и акцизного сбора);
б) в твердых суммах в гривнях или евро с единицы реализованных (переданных, ввезенных в Украину) товаров (продукции). Акцизный сбор, исчисленный в евро, уплачивается в валюте Украины по валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, действующему на первый день квартала, в котором осуществляется реализация товара (продукции), и остается неизменным в течение квартала;
в) одновременно по ставкам в процентах к обороту с продажи и твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции) для тех подакцизных товаров, на которые действующим законодательством Украины установлены такие ставки.
Сумма акцизного сбора, когда ставка установлена в денежном эквиваленте (в гривне) к физической единице определяется по формуле:
А = Са × К,
где А – сумма акцизного сбора;
Са – ставка акцизного сбора;
К – количество товара, определенное в физических единицах измерения,
а при применении ставки акцизного сбора в евро – по формуле:
А = Са × Е × К,
где А – сумма акцизного сбора;
Са – ставка акцизного сбора;
Е – курс гривни к евро по состоянию на первый день соответствующего квартала;
К – количество товара, определенное в физических единицах измерения, установленных соответствующим законом.
Так, на ликероводочную продукцию ставка акцизного сбора составляет
16 грн на один литр 100% спирта, на сигареты с фильтром – 10 грн за 1000 шт., на моторные бензины - 60 евро за 1000 кг, на автомобиле с объемом цилиндров двигателя свыше 3000 см3 - 1 евро за 1 см3.
Вычисленный в евроакцизный сбор на произведенные в Украине товары пересчитывается в гривни по валютному курсу Национального банка Украины, что действовавшего на первый день квартала, в котором осуществлялась реализация продукции.
Во вторую группу входят процентные ставки, устанавливаемые к обороту от реализации товаров.
Сумма акцизного сбора, если ставка установлена в процентах, исчисляется по формуле:
А = Са × В,
где А – сумма акцизного сбора;
Са – ставка акцизного сбора;
В – стоимость.
Акцизный сбор не взимается при реализации предприятиями-производителями подакцизных товаров на экспорт за иностранную валюту при условии документального подтверждения осуществления экспортной операции, а именно:
· справкой учреждения банка о поступлении денежных средств в иностранной валюте на валютный счет плательщика;
· копией грузовой таможенной декларации с отметкой пограничной таможни о пересечении товаром таможенной границы Украины, скрепленной личной номерной печатью работника таможни.
Указанным выше Законом изменен порядок исчисления акцизного сбора при применении ставок в процентах к обороту по продаже импортированных товаров. Согласно установленному порядку акцизный сбор исчисляется по ставкам в процентах исходя из таможенной (закупочной) стоимости, увеличенной на сумму ввозной пошлины, без учета акцизного сбора. При начислении сумм акцизного сбора по ставкам в процентах к обороту следует применять такие формулы:
· по товарам (продукции), подлежащим обложению ввозной пошлиной:
;
· по товарам (продукции), не подлежащим обложению ввозной пошлиной:
,
где А – сумма акцизного сбора;
В – таможенная стоимость;
М – сумма ввозной пошлины;
Са – ставка акцизного сбора.
Акцизы позволяют реализовать перераспределительную функцию цены. Перераспределение национального дохода помогает решать социальные вопросы, а также направлять средства на развитие производства и другие цели.
Суммы акцизного сбора, уплаченного с товаров, произведенных на территории Украины, поступают в местный бюджет (за исключением доли акцизного сбора, которая направляется непосредственно в Госбюджет Украины) по месту их производства.
С товаров, ввезенных на территорию Украины, вся сумма акцизного сбора направляется в Госбюджет.
Расчет акцизного сбора осуществляется плательщиком самостоятельно, на основании данных накопительных ведомостей реализации подакцизной продукции.
Подавать в налоговые инспекции расчет акцизного сбора плательщики обязаны ежемесячно, но не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Примерами определения акцизного сбора могут быть (табл. 3.2):
Таблица 3.2.
Расчет плановой себестоимости и определение
свободно-отпускной цены одной бутылки водки "Русская",
емк. 0,5 л и крепостью 40% спирта
№ | Показатели | Сумма за 1 дал, грн | % к свободно-отпускной цене |
Производственная себестоимость | 14,58 | 13,66 | |
Сырье и основные материалы | 5,86 | ||
Вспомогательные материалы | 3,92 | ||
Топливо | 0,82 | ||
Электроэнергия | 0,16 | ||
Заработная плата | 0,95 | ||
Начисления на заработную плату | 0,31 | ||
Общепроизводственные расходы | 2,56 | ||
Расходы на сбыт | 1,96 | 1,84 | |
Административные расходы | 2,68 | 2,51 | |
Прибыль | 5,75 | 5,38 | |
Оптовая цена | 24,97 | х | |
Акциз | 64,00 | 59,95 | |
НДС 20 % | 17,79 | 16,66 | |
Свободно-отпускная цена | 100,76 | ||
Свободно-отпускная цена 1 бут. | 5,34 | х |
Расчет акцизного сбора.
Ставка акцизного сбора в гривнях на алкогольные напитки составляет
16 грн за 1 л 100-процентного спирта.
Ставка акцизного сбора 1 л 40 % спирта - 6,40 грн (16 л × 40% : 100).
1 дал = 10 л = 64,00 грн.
Акцизный сбор на каждую бутылку водки составляет 3,20 грн.
Налог на добавленную стоимость и его влияние
на величину цены
Другой формой косвенного налога, который входит в состав цены, является налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - это часть вновь созданной стоимости, которая уплачивается в бюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. НДС включается в государственные (фиксированные), регулируемые и свободные цены и тарифы, начиная с 6 .01 1993 г. Ставка НДС на протяжении последних лет колебалась с 28 до 20% к облагаемому обороту, который не включает НДС.
3 апреля 1997г. Верховная Рада Украины приняла Закон №168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость», который вступил в силу с 1.10.97 г. В соответствии с этим законом НДС уплачивается по ставке 20% и 0 %. Плательщиками данного налога являются предприятия, организации, в том числе и убыточные, филиалы, отделения, отдельные подразделения предприятия и другие юридические лица, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
Он включает цену абсолютного большинства товаров и услуг за исключением тех, которые не облагаются этим налогом: уголь и угольные брикеты, ученические тетради и учебники, детские журналы и газеты, лечебные средства и изделия медицинского назначения, товары для инвалидов и т.п. Перечень товаров (работ, услуг), которые освобождаются от налога на добавленную стоимость, является единым по всей территории Украины и может изменяться в законодательном порядке.
Налог на добавленную стоимость определяется в цене товара (услуги) по действующей ставке к налогооблагаемому обороту, который не содержит в себе этого налога, Если цена устанавливается на подакцизный товар, то в облагаемый оборот входит акцизный сбор, а налог на добавленную стоимость определяется по формуле:
,
Налог по нулевой ставке исчисляется относительно операций по продаже товаров, которые были вывезены (экспортированы) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины.
НДС включается в цену импортных товаров по ставке 20% к налогооблагаемому обороту, который не включает НДС.При приобретении товара за пределами своей страны у нерезидента возникает возможность возврата НДС (TAX FREE). Ставки возмещения НДС по основным странам Европы приведены в табл.3.3.
Таблица 3.3
Страна | Ставка |
Австрия | 20,0 |
Бельгия | 21,0 |
Великобритания | 17,5 |
Германия | 16,0 |
Дания | 25,0 |
Ирландия | 21,0 |
Испания | 16,0 |
Италия | 20,0 |
Люксембург | 15,0 |
Нидерланды | 17,5 |
Португалия | 17,0 |
Финляндия | 22,0 |
Франция | 20,0 |
Швейцария | 7,5 |
Швеция | 25,0 |
При этом внимательно рассматриваются фактуры покупок. Например, если шведская фирма оплачивает счета за аренду оборудования во Франции, а продукция, изготовленная на этом оборудовании, идет на экспорт, то возмещение НДС возможно при предоставлении соответствующих подтверждающих документов. Если продукция остается на территории Франции, то НДС не подлежит возмещению.
Предприятия, чьи операции в другой стране не подлежат налогообложению, имеют право на возмещение НДС, следуя Директиве 8 и принципу, что, поскольку ЕС представляет собой огромный общий рынок, то НДС, возникающий при расходах, подлежит возмещению. При этом необходимо соблюдать правила той страны, в которой были произведены затраты, а не страны, в которой было зарегистрировано предприятие, требующее возмещения НДС.
НДС с затрат на гостиницу, питание, ремонт автомобиля и приобретение горючего подлежит возмещению в Германии, Австрии, Дании, Нидерландах, Великобритании, Швеции и Швейцарии. Если ремонт машины осуществлялся в Германии и не указан идентификационный номер владельца (страна Франция), то НДС, указанный в счете-фактуре, возместится для французского предприятия в Германии, которое не смогло бы возместить НДС за аналогичную работу во Франции.
Предприятие может самостоятельно требовать возмещения НДС в различных европейских налоговых органах либо поручить возмещение налога специалистам. В любом случае предприятие должно передать иностранной налоговой организации оригиналы счетов-фактур (копии, даже нотариально заверенные, не принимаются). Необходимо проверить наличие выделенного НДС в счете-фактуре (фактура должна быть выписана на имя предприятия, а не на его работника). Последний срок подачи заявок на возмещение НДС в налоговые органы установлен 30 июня, года, следующего за выпиской счета-фактуры.
Определение торговых наценок
при формировании цен реализации
Торговля продолжает процесс производства в сфере обращения. Торговые предприятия приобретают товары у производителей по отпускным ценам. Далее они реализуют товар оптом или в розницу по оптовым или розничным ценам, которые складываются из отпускной цены производителя и торговой наценки (надбавки). В этом процессе могут принимать участие несколько посредников. Такая цепочка связей предопределяет необходимость установления цен на каждом этапе товарооборота, что достигается с помощью применения посредническо-сбытовых и торговых надбавок. Торговая надбавка включает в себя затраты торговых организаций по реализации продукции, называемые издержками обращения и включающие их прибыль.
Такие надбавки являются самостоятельными элементами цены и по своей экономической природе аналогичны оптовым ценам предприятия. Они призваны возмещать издержки обращения торгующим предприятиям и обеспечить им прибыль в размерах, достаточных для уплаты обязательных сборов, налогов и платежей в бюджет и прочие фонды, на расширение и реконструкцию производства, стимулирование труда работников и другие собственные нужды торгового предприятия. Поэтому размер надбавки зависит от величины затрат в сфере оборота (заработной платы, транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, топливно-энергетических расходов, амортизации, аренды помещений и т.п.), желаемого уровня прибыли и объема продаж.
Учитывая, что надбавки являются формой добавленной стоимости, в их состав входит соответствующий налог. Тогда посредническо-сбытовые и торговые надбавки состоят из таких элементов:
где Нп(т) – посредническо-сбытовая (торговая) надбавка, грн;
ВО – затраты оборота посреднической (торговой) организации, грн;
Пр – прибыль посредническо-сбытового (торгового) предприятия;
НДС – налог на добавленную стоимость, 20%.
В настоящее время торговые предприятия самостоятельно планируют свою торговую наценку. Их предельный размер по особо значимым социальным товарам утверждается местной администрацией региона. Первоначально рассчитывается сумма торговой наценки, т.е. абсолютная величина в гривнях. Разделив ее на объем товарооборота, получаем относительную величину торговой наценки (процент), который необходимо начислять к покупной стоимости товаров. Планируя торговую наценку, следует учитывать расходы, связанные с закупкой, перевозкой, хранением и реализацией товаров (издержки обращения).
Таблица 3.4
Расчет торговой наценки на май 2010 года по МЧП «Универсал»
в грн
№ п/п | Наименование статей расходов | Величина показателя, грн |
Расходы на перевозку | ||
Расходы на оплату труда | ||
Расходы на аренду и содержание основных фондов | ||
Амортизационные отчисления | ||
Расходы МБП | ||
Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд (рассчитывается на предприятиях общественного питания) | - | |
Расходы на хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров | ||
Расходы на рекламу | ||
Проценты за кредит | ||
Потери товаров в пределах норм естественной убыли во время перевозки, хранения и реализации | ||
Расходы на тару | ||
Отчисления на социальные мероприятия | ||
Расходы на обязательное страхование имущества | ||
Другие расходы | ||
Всего издержки обращения (сумма строк с 1 по 14) | ||
Прибыль (% рентабельности × стр.16 : 100) | ||
Всего: издержки обращения + прибыль (стр.15+стр.16) | ||
НДС (стр.17 × 20 : 100) | ||
Торговая наценка всего (стр.17 + стр.18) | ||
Объем товарооборота на планируемый период | ||
Торговая наценка к товарообороту (стр.19 : стр.20) × 100 | 11,00% |
Издержки обращения классифицируются по статьям расходов, каждая из которых является комплексной статьей. Так, например, к статье «Расходы на перевозку» относятся: расходы на перевозку товаров собственным и арендованным транспортом, сборы за прохождение техосмотра, расходы на оплату труда водителей и механиков, временное хранение грузов и т.д. Для полного и достоверного учета величины издержек обращения для каждой статьи составляется смета расходов, при этом используются предварительно собранные сведения, такие как: объем и структура товарооборота; местонахождение поставщиков; виды транспорта, которым перевозится товар; действующие ставки, тарифы и т.д.
Пример расчета торговой наценки при рентабельности 10% приведен в табл. 3.4. Таким образом, из выполненного расчета следует, что данному предприятию для безубыточной работы следует реализовывать товары покупателям с наценкой в размере 11% к первоначальной покупной стоимости товаров.
Предельный уровень торговых надбавок не распространяется на продукцию и товары, на которые согласно решения Кабинета Министров Украины применяется иной порядок регулирования цен. К таким товарам относят импортные товары, в том числе товары из стран СНГ, легковые автомобили, ювелирные изделия, сувениры и т.д., а также товары, реализуемые за пределы Украины, и товары, реализуемые на территории Украины за иностранную валюту с соблюдением валютного законодательства.
В зависимости от спроса и конъюнктуры рынка торговые предприятия могут за счет торговых надбавок снижать цены на отдельные товары до цены их возможной реализации.
Расчет цены с надбавкой может быть рассчитан по формуле:
где Цр – цена реализации товара, грн;
Цп – цена приобретения (отпускная цена производителя или
посредника), грн.
Например, магазин приобрел у производителя единицу товара по отпускной цене 1560 грн и установил к ней надбавку в размере 11 %. Тогда розничная цена магазина будет равняться 1731,6 грн [1560 · (1 + 0,11)], а торговая надбавка — 171,6 грн (1731,6 - 1560). Таким методом определяется надбавка и отпускная цена посредника.
В отдельных случаях возникает необходимость использовать не надбавку к цене, а ее скидку. Наиболее часто в розничной сети применяют такие виды скидок:
- скидка для покупателей, осуществляющих несезонные покупки товаров, или же скидка на товары, имеющие сезонный характер;
- скидка на товары в течение определенного периода накануне праздничных дней (новогодних, рождественских и т.п.);
- скидка при приобретении товаров в течение определенного времени и ее увеличение при каждой последующей покупке;
- скидка с цены на предприятиях – участниках дисконтной сети – снижение цены на товары для покупателей – владельцев дисконтных карт;
- скидка с цены за количество или стоимость приобретенного товара – снижение цены для покупателей, приобретающих большое количество товара и ее увеличение по мере роста объема партии приобретаемого покупателем товара или суммы стоимости покупки.
Во всех случаях субъект хозяйствования на предприятии розничной сети, приняв решение о предоставлении торговых скидок, информирует об этом покупателей через средства массовой информации путем размещения объявлений на рекламных щитах или других рекламных носителях, в витринах магазинов, а также на видных и доступных для обозрения местах непосредственно в торговых помещениях предприятия. Информация о предприятиях-продавцах – участниках дисконтной сети, предоставляющих торговые скидки, заносится в специальные каталоги.
До сведения покупателей доводятся (в зависимости от метода информации и вида торговых скидок):
- размер предоставляемой торговой скидки;
- наименование группы (групп) или видов (вида) товаров, на которые предоставляются скидки;
- условия, определенные субъектом хозяйствования, при которых предоставляются торговые скидки;
- другая информация.
Приобретение товаров на предприятиях розничной торговли осуществляется посредством заключения договора купли-продажи, представляющего собой устное либо письменное соглашение между потребителями и продавцом о качестве, цене и других условиях продажи товаров. Предложение заключить такой договор исходит от продавца, который для этого:
- выставляет товар на прилавках, в витринах и т.п.;
- демонстрирует образцы товаров;
- предоставляет сведения о продаваемых товарах посредством каталогов, фотоснимков, через средства массовой информации (телевидение, средства печати и т.д.);
- предлагает какие-либо другие условия для заключения торговой сделки.
Довольно часто применение скидки большей частью обусловлено ситуацией, если поставщик (производитель или генеральный дилер) сам предлагает продавцу цену конечной реализации. Тогда продавец может определить цену приобретения, по которой ему целесообразно купить такую продукцию, чтобы обеспечить себе желательную величину торговой скидки. В этом случае цену приобретения можно определить по формуле:
где 3 – торговая (посредническая) скидка, %.
Например, если поставщик предлагает продавцу установить розничную цену товара в размере 1730 грн, то при скидке в 12 %, цена приобретения для него не должна превышать 1522 грн [(1730 · (1-0,12)]. В таком случае магазин получит в свою пользу скидку в размере 208 грн (1730 - 1522).