Передвижение и перевозка людей и грузов по наклонным и вертикальным выработкам
§350. По наклонным и вертикальным выработкам, служащим выходами на поверхность и между горизонтами, должна быть оборудована механическая перевозка людей. Исключение допускается для наклонных и вертикальных выработок, в которых разность между отметками конечных пунктов выработки не превышает 40 м.
§351. Перевозка людей по наклонным выработкам допускается только в специальных вагонетках с крышами и только при откатке концевыми канатами. Каждый поезд для перевозки людей должен быть снабжен надежными и безотказно действующими автоматическими приспособлениями (парашютами), останавливающими поезд без резкого толчка в случае обрыва каната или сцепки. Конструкция парашютов должна позволять приводить их в действие также и от ручного привода.
Указанные приспособления (парашюты) должны быть установлены на каждой вагонетке и связаны общей тягой для обеспечения одновременного их действия при включении автоматически или от ручного привода. При уклонах до 0,1 (угол наклона 60) допускается применение ручных тормозов.
§352. Каждый состав или вагонетка, служащие для перевозки людей, должны быть снабжены световым сигналом, установленным на первой вагонетке по направлению движения состава.
§353. Перед вводом в эксплуатацию вагонеток, предназначенных для перевозки людей по наклонным выработкам, должны производиться испытания парашютов путем искусственного обрыва головного каната при движении вагонетки (или поезда) вниз по уклону при максимальной нагрузке и максимальной скорости, принятой для перевозки людей в данной выработке. Повторные испытания должны производиться не реже одного раза в 6 месяцев.
§354. Ежесменно перед началом перевозки людей вагонетки, служащие для спуска и подъема людей по наклонным выработкам, должны осматриваться, а парашютные устройства — опробоваться путем включения ручного привода; выработки и пути должны быть осмотрены, порожние вагонетки пропущены по выработке один раз для того, чтобы удостовериться в отсутствии причин, могущих повлечь сход вагонеток с рельсов. Результаты осмотра записываются в специальную прошнурованную книгу по форме, установленной главным инженером рудоуправления (шахты).
§355. Во время перевозки людей кондуктор должен находиться в передней части первой вагонетки по направлению движения. В этом же месте должна находиться рукоятка ручного привода парашютных или тормозных устройств.
Тип рельсов и способ настилки рельсовых путей в выработках, где производится перевозка людей в специальных вагонетках, должны соответствовать типу парашютных устройств и ходовой части применяемых вагонеток. У вагонеток, предназначенных для перевозки людей по двухпутевым выработкам, проемы со стороны междупутья должны закрываться съемной рамкой с проволочной сеткой.
§356. Вагонетки состава, служащие для перевозки людей, должны быть соединены между собой двойными сцепками или одной сцепкой и предохранительными цепями.
§357. Центровой стержень сцепки, крюки и предохранительные цепи вагонеток и клетей для перевозки людей должны иметь 13-ктратный запас прочности по отношению к максимальной статической нагрузке и заменяться новыми не позднее чем через 5 лет после навески.
§358. По выработке, служащей для передвижения составов с людьми, должна быть проведена к машинисту аварийная и рабочая сигнализация. Аварийная сигнализация должна быть доступна людям, находящимся в поезде.
Рабочая сигнализация должна указывать машинисту, с какого горизонта подан сигнал. Доска с указанием сигналов вывешивается во всех местах приема и подачи сигналов. Между машинистом и посадочными площадками должна быть установлена телефонная связь.
§359. Запрещается передвижение людей по подъемному отделению наклонных выработок.
Передвижение по подъемному отделению наклонных выработок и переход через них разрешается во время остановки подъема и лишь при закрытых барьерах.
§360. Запрещается во время работы подъемных устройств в наклонных выработках входить на площадки, на которых производятся сцепка и расцепка вагонеток, лицам, не участвующим в этой работе, о чем должны быть вывешены предупредительные плакаты.
§361. При откатке по наклонным выработкам должны быть предусмотрены приспособления, препятствующие скатыванию вагонеток вниз при обрыве каната или сцепки.
При концевой откатке должны применяться съемные ловители, устанавливаемые на последней по отношению к запанцировке каната вагонетке. Партия вагонеток должна быть снабжена ловителем при движении как вверх, так и вниз.
При откатке бесконечным канатом на путях грузовой и порожняковой ветвей наклонного ствола, уклона или бремсберга должны устанавливаться ловители в следующем порядке:
а) ниже приемных площадок — два ловителя: первый — на расстоянии 5 м от приемной площадки, второй — на расстоянии 5 м от первого;
б) выше нижней и промежуточных приемных площадок — два ловителя; первый — на расстоянии 5 м от приемных площадок, второй — на расстоянии 5 м от первого;
в) по всему пути на расстоянии не более 30 м один от другого. Ловители должны рассчитываться на нагрузку, возникающую при движении груженой вагонетки, на длине свободного скатывания вагонетки, а конструкция их должна быть согласована с ВостНИИ или МакНИИ.
§362. Приемные площадки выработок, оборудованные плитами, на которых производятся сцепка и расцепка вагонеток должны быть горизонтальными.
§363. Ежесменно, до начала работ, обслуживающий персонал должен проверять правильность действия тормоза и всего механизма, служащего для спуска грузов.
§364. На верхних и промежуточных приемных площадках наклонных выработок при откатке концевыми канатами должны быть установлены стопоры. Ниже верхних приемных площадок на наклонной части выработки должны устанавливаться барьеры, управляемые с приемных площадок.
Стопоры и барьеры на приемных площадках должны открываться только для пропуска вагонеток. На промежуточных и нижних приемных площадках должны устраиваться ниши для укрытия рабочих. На приемных площадках при откатке бесконечным канатом должны быть предусмотрены устройства, предотвращающие падение каната на почву при сходе его с поддерживающих роликов или звездочек.
§365. Наклонные выработки, оборудованные только ленточными конвейерами, могут служить путями сообщения для людей при наличии с одной стороны свободного прохода шириной не менее 0,7 м, а с другой стороны — зазора не менее 0,4 м от выступающих частей конвейера.
§366. Запрещается рабочим сопровождать вагонетки при уклоне путей свыше 30 и при скорости свыше 1 м/с.
§367. При грузовой откатке бесконечными и концевыми канатами для сцепления вагонеток между собой, а также для прикрепления их к канату должны применяться сцепки и прицепные устройства, не допускающие произвольного расцепления. При откатке концевыми канатами в выработках с углом наклона свыше 180 должны применяться контрцепи.
Сцепные устройства вагонеток и прицепные устройства для откатки бесконечным канатом должны иметь запас прочности не ниже 6-краткого, а прицепные устройства при откатке концевым канатом — не менее 10-кратного запаса прочности по отношению к максимальной статической нагрузке, при которой они применяются. При расчете максимальной статической нагрузки должно учитываться сопротивление движению вагонеток.
Прицепные устройства для откатки бесконечным канатом типа «баранчик» должны иметь 4-кратный запас прочности по отношению к пределу текучести материала.
§368. Перед тормозным устройством на бремсберге должен устанавливаться прочный барьер для предупреждения переподъема вагонеток и противовеса.
§369. Сцепки при откатке концевым канатом и прицепные устройства для откатки бесконечным и концевым канатами должны изготовляться на заводах или в ЦММ, прицепные устройства для откатки концевым и бесконечным канатами должны иметь маркировку с указанием допускаемой нагрузки, заводского (БММ) номера и года выпуска.
Новые типы сцепок, а также прицепных устройств и запанцировок канатов должны согласоваться с МакНИИ или ВостНИИ.
Панцири и прицепные устройства при откатке концевым канатом должны испытываться при каждой запанцировке каната путем спуска и подъема максимального груза с последующим тщательным осмотром состояния запанцировки и прицепного устройства,
Результаты осмотра должны записываться в “Журнал записи результатов осмотра подъемной установки”.
§370. На действующих и строящихся шахтах должны быть выделены лица, ответственные за организацию подъема и спуска людей и грузов, за состояние и осмотр канатов, подъемных машин. прицепных, предохранительных и других устройств.
§371. Установка сошедших с рельсов вагонеток, платформ или противовесов допускается только после принятия мер против скатывания их.
§372. Вагонетки или платформы, оставляемые на наклонном пути для производства работ, должны быть надежно закреплены и прицеплены к тяговому канату.
§373. Максимальная скорость канатной откатки на наклонных выработках не должна превышать величин, приведенных в табл.4.
Таблица 4.
Вид откатки | Скорость откатки, м/с |
Бесконечным канатом | 1,0 |
Концевым канатом | Согласно §456 настоящих Правил |
§374. Откатка бесконечным канатом составов по наклонным выработкам допускается при углах наклона не более 70.
§375. Все бремсберги должны быть оборудованы лебедками с тормозами. Запрещается закреплять или подвешивать грузовой рычаг тормоза.
§376. Все площадки для посадки людей в поезда и проходы к ним должны быть освещены в соответствии с §552 настоящих Правил.
§377. Спуск и подъем людей по вертикальным выработкам должен производиться в клетях. При проходческих работах в вертикальных выработках спуск и подъем могут производиться также и в бадьях.
Спуск и подъем людей в самоопрокидывающихся бадьях разрешается при наличии блокировки, обеспечивающей подъем бадьи не выше нижней приемной площадки.
Пропуск бадей через полки и натяжные рамы должен контролироваться выделенным рабочим — полковым.
Допускается устройство лифтовых подъемных установок по специальному проекту, утвержденному главком по согласованию с органами госгортехнадзора.
Эксплуатация лифтовых установок должна производиться в соответствии со специальными инструкциями, утвержденными министерством и согласованными с Госгортехнадзором СССР.
§378. В вагонетках и клетях для перевозки людей по наклонным выработкам с уклоном свыше 500 не требуется устройства ручного привода парашютов, а также обслуживания специальным кондуктором.
§379. При спуске и подъеме людей в бадьях:
а) бадьи должны двигаться по направляющим или в отделениях, обшитых досками сплошь на всем протяжении; движение бадей без направляющих или без обшивки допускается только на расстоянии не более 20 м от забоя; при применении плоских канатов это расстояние может быть увеличено до 30 м, а при применении на проходке вертикальных стволов проходческих агрегатов (погрузочных машин, проходческих грейферов и др.) — до 40 м;
б) запрещается подниматься или спускаться стоя или сидя на краю бадьи, а также в груженой бадье;
в) запрещается спуск и подъем в бадьях, разгружающихся через дно;
г) над бадьями должны быть подвешены зонты для предохранения рабочих от случайно падающих предметов;
д) при проходке вертикальных стволов должны применяться малокрутящиеся канаты;
е) посадка людей в бадьи и высадка их на промежуточных горизонтах и в водоотливных камерах должны производиться с откидных площадок;
ж) посадка людей в бадьи и высадка их на полках и натяжных рамах должны производиться только тогда, когда борт бадьи находится на уровне раструба;
з) подъемная установка должна иметь предохранительные устройства, позволяющие включать привод ляд только после прохода через них спускающейся бадьи и направляющей рамки.
§380. При проведении наклонных или вертикальных выработок, по которым производится подъем и спуск людей и грузов:
а) перед навеской прицепные устройства должны быть испытаны на двойную нагрузку; такие же испытания производить не реже одного раза в полугодие;
б) запрещается использование прицепных устройств не по назначению;
в) подвесные устройства должны иметь приспособления, надежно закрывающие зев крюка и исключающие самопроизвольную отцепку;
г) прицепные устройства не реже одного раза в 2 года должны заменяться новыми.
§381. Одноэтажные подвесные полки должны быть подвешены к канату не менее чем в четырех местах.
Двух- или многоэтажные полки и их крепления к подъемному канату должны быть выполнены так, чтобы при их подвеске без раскрепления или перемещения по стволу не нарушалась горизонтальная устойчивость и исключалась возможность их заклинивания.
Канаты для подвески полков, насосов, труб водоотлива, проходческих агрегатов должны иметь 6-кратный запас прочности. Для подвески остального оборудования (щитов-оболочек, опалубок, труб вентиляции, цементации, спуска бетонной смеси, сжатого воздуха, кабелей и др.) и натяжных устройств — 5-кратный запас прочности.
Соединение с подъемным канатом подвесных цепей, крюков, полков, насосов, трубопроводов, натяжных устройств и другого оборудования должно исключать возможность их произвольного разъединения.
При определении нагрузки на канаты трубопроводов (водоотлива или тампонажного раствора) необходимо считать ставы заполненными полностью, а при спуске бетонных смесей принимать нагрузку, соответствующую двумразовым подачам.
Пневматические грузчики с канатами и лебедками к ним должны осматриваться ежесуточно специально выделенным лицом.
Не реже одного раза в месяц необходимо производить осмотр канатов под жимками и коушем. Результаты осмотра записываются в книгу по форме, установленной главным инженером комбината (треста, рудоуправления).
Канат для подвески погрузчиков в стволе должен иметь не менее 7,5-кратного запаса прочности. Подвеска погрузчика к канату должна быть шарнирной. Канаты погрузчиков должны заменяться через каждые 2 месяца, а также при наличии 5 % обрывов проволок на шаге свивки или уменьшении диаметра каната на 10 % номинального.
Предельный срок службы канатов для подвески в стволах насосов, труб (водоотлива, вентиляции, цементации, сжатого воздуха), кабелей устанавливается 2 года с начала эксплуатации каната.
Канаты для подвески полков должны быть заменены, если на каком-либо участке, равном шагу свивки, число обрывов проволок достигает 5 % общего числа проволок или если их утонение за время работы составляет более 10 % номинального диаметра.
§382. Клети, служащие для спуска и подъема людей, должны иметь сплошные металлические открывающиеся крыши или крыши с открывающимся лазом, а также сплошной прочный пол. Допускается иметь в полу надежно укрепляемые съемные части или откидные ляды в местах, необходимых для осмотра стопорных устройств. Длинные стороны (бока) клетей должны обшиваться на полную высоту металлическими листами; запрещается обшивать клети против проводников металлическими листами с отверстиями. Вдоль длинных сторон клетей должны быть устроены поручни.
С коротких (торцовых) сторон клети должны быть устроены двери, предотвращающие возможность выпадения людей из клети. Конструкция дверей не должна допускать соскакивания их при движении клетей. Двери должны открываться внутрь клети и запираться засовом, расположенным снаружи. При обслуживании клети сопровождающим (лифтером) засов двери может устраиваться внутри клети.
Высота верхней кромки двери над уровнем пола клети должна быть не менее 1200 мм и нижней кромки — не более 150 мм. В клети должны быть устроены штопоры, обеспечивающие надежное задержание вагонеток при движении клети по стволу.
Вновь проектируемые грузовые и грузо-людские клети должны иметь подвесные устройства для подъема и спуска крупногабаритного оборудования и длинномерных материалов под клетью, а двери и ограждающие устройства должны быть несъемными.
§383. Расстояние в верхнем этаже клети от пола до наиболее выступающих под крышей клети ее деталей должно быть не менее 1,9 м без учета основного стержня с пружиной. Стержень с пружиной должен быть обязательно огражден предохранительным стаканом. Высота остальных этажей клети должна быть не менее 1,8 м.
Число людей, находящихся одновременно в каждом этаже клети, определяется из расчета 5 человек на 1 м2 полезной площади пола, а в проходческих бадьях из расчета 4 человека на 1 м2 днища и должно быть обозначено в Правилах внутреннего распорядка и в объявлениях, вывешенных в надшахтном здании и в околоствольном дворе.
Расстояние от пола до крыши наклонной клети, оборудованной сиденьями для людей, должно быть не менее 1,6 м. Число людей, помещающихся одновременно в наклонной клети, оборудованной сиденьями, определяется числом мест для сиденья.
§384. Клети для спуска и подъема людей должны быть снабжены устройствами (парашютами), предназначенными для плавного торможения и остановки их в случае обрыва подъемных канатов. Применение парашютных устройств на многоканатных подъемных установках с числом головных канатов 4 и более не обязательно.
Замедление при торможении порожних клетей не должно превышать 50 м/с2, а при торможении клетей с максимальным числом людей должно быть не менее 6 м/с2.
Все шарнирные соединения парашютов должны систематически смазываться и свободно поворачиваться. Испытания парашютов должны производиться не реже одного раза в 6 месяцев в соответствии со специальной инструкцией для данного типа парашютов. Допускается производить ремонт парашютов типа МПТ в соответствии с разработанными техническими требованиями, утвержденными министерством. Запрещается изготовление деталей прицепных и парашютных устройств в рудничных мастерских (на неспециализированных заводах).
Места крепления тормозных канатов парашютных устройств и направляющих канатов в зумпфах стволов должны быть не засыпаны (систематически очищаться) и доступны для осмотра и ремонтов.
Парашютные устройства должны заменяться новыми вместе с заменой клети, за исключением парашютов с захватами за тормозные канаты, которые должны заменяться не реже чем через 5 лет со дня навески.
§385. При проходке, углубке и капитальном ремонте вертикальных и наклонных выработок допускается спуск и подъем людей временными подъемными сосудами без парашютных устройств.
После завершения работ по проходке указанных выработок для подъема и спуска людей по ним должны применяться клети или специальные вагонетки, оборудованные парашютами.
§386. Подъемы с противовесом, предназначенные для подъема и спуска людей и грузов по наклонным и вертикальным выработкам, должны удовлетворять следующим требованиям:
а) подъемный канат противовеса должен быть того же диаметра, что и подъемный канат сосуда, и в отношении надзора и испытания к нему должны предъявляться те же требования, что и к канату сосуда;
б) масса противовеса для установок, предназначенных исключительно для подъема и спуска людей, должна быть равна массе сосуда плюс половинная масса максимального числа людей, помещающихся в сосуде, а для грузо-людских установок равна массе клети плюс половина массы максимального расчетного груза, который поднимается в данной клети.
При транспортировании людей на грузо-людских подъемных установках допускается в отдельных случаях уменьшение массы противовеса до значения, равного массе клети с порожними вагонетками;
в) противовесы должны передвигаться по специально смонтированным для этой цели направляющим, а для людских и грузо-людских подъемов оборудоваться, кроме того, устройствами, предназначенными для улавливания их в случае обрыва канатов.
В наклонных выработках противовесы должны быть отделены от клетевых отделений прочными перегородками.
Требование об оборудовании противовесов устройствами для улавливания их в случае обрыва канатов не распространяется на действующие наклонные подъемные установки с противовесами, а также на действующие вертикальные установки, на которых из-за стесненных условий нет возможности производить проверку канатных проводников. Перечень таких установок согласовывается с управлением округа госгортехнадзора (госгортехнадзором союзной республики).
§387. Действующие одноклетевые подъемы без противовеса и все вновь проектируемые грузо-людские подъемные установки независимо от величины максимальных отрицательных усилий, служащие для спуска и подъема людей и грузов в наклонных и вертикальных выработках должны удовлетворять следующим требованиям:
а) спуск людей должен производиться подъемными машинами и лебедками с электрическими приводами, оборудованными устройствами электродинамического торможения, а также устройствами, обеспечивающими возможность генераторного режима.
Схема электродинамического торможения должна предусматривать обратную связь;
б) система электрического торможения в случае нарушения ее схемы должна предусматривать воздействие на предохранительный тормоз;
в) людские подъемы должны осуществляться по специальным проектам, утвержденным трестом (комбинатом);
г) на лебедки, служащие для спуска и подъема людей в клетях и вагонетках по наклонным выработкам, распространяются все требования, предъявляемые к подъемным машинам.
Для действующих двухклетевых подъемных установок сроки оборудования устройствами электродинамического торможения устанавливаются предприятиями (организа-циями) по согласованию с органами госгортехнадзора.
§388. Зазор между рабочими направляющими башмаками скольжения и контактными поверхностями проводников при их установке не должен превышать для металлических проводников (рельсовых и коробчатых) 5 мм и для деревянных — 10 мм на сторону (Приложение 6).
При увеличении указанных зазоров для металлических проводников до 10 мм, а для деревянных — до 15 мм башмаки подлежат замене
Применение на подъемных сосудах упругих направляющих устройств разрешается только в сочетании с конструктивно обособленными жесткими предохранительными башмаками, устанавливаемыми непосредственно на несущей конструкции подъемного сосуда.
Зазор между рабочими поверхностями проводников и предохранительными башмаками при их установке не должен превышать для рельсовых проводников 10 мм, а для деревянных и металлических коробчатых — 15 мм на сторону. Предохранительные башмаки подлежат замене при увеличении указанных зазоров для рельсовых проводников до 15 мм, а для деревянных и металлических коробчатых — до 23 мм. Заменяемые рабочие или предохранительные башмаки скольжения независимо от степени износа проводника должны обеспечивать соответствующие значения первоначальных зазоров. Глубина зева рабочих башмаков скольжения открытого типа при их установке должна быть не менее: для проводников из рельсов с весом 1 пог. м до 45 кг — 60 мм; при прямоугольном сечении и из рельсов с весом 1 пог. м более 45 кг — 70 мм. Глубина зева предохранительных башмаков скольжения при их установке должна быть не менее: для проводников из рельсов — 65 мм; для проводников прямоугольного сечения — 110 мм.
Внутренний диаметр новых втулок направляющих муфт для канатных проводников при их установке должен быть на 5 мм больше диаметра соответствующего им проводникового каната. Не допускается износ втулок направляющих муфт более 15 мм по диаметру.
§389. Проводники подлежат замене при износе: рельсовые с массой 1 пог. м до 45 кг — свыше 8 мм на каждую сторону; рельсовые с массой 1 пог. м 45 кг и более — свыше 12 мм на каждую сторону; деревянные — свыше 15 мм на каждую сторону; коробчатые — свыше половины толщины стенки (5 мм); канатные при износе на 15 % номинального диаметра каната, но не более половины высоты или диаметра наружных проволок.
Износ полки, соединяющей головку рельсовых проводников с подошвой, допускается не более чем на 25 % номинальной ее толщины.
При парашютах резания деревянные проводники подлежат замене при суммарном износе боковых сторон свыше 20 мм.
Инструментальная проверка износа проводников должна производиться: металлических — через 1 год, деревянных — через 6 месяцев.
§390. Зазоры между вагонетками и наиболее выступающими элементами клети должны быть не менее 50 мм (Приложение 6, рис. 2).
§391. Зазоры между подъемными сосудами, крепью и расстрелами в стволах вертикальных шахт должны соответствовать величинам, приведенным в табл. 5.
При проходческом подъеме величина зазора между средними направляющими канатами должна быть не менее 300 мм. При глубине ствола свыше 400 м обязательна установка отбойных канатов или других устройств, исключающих опасность столкновения бадей. Эти устройства не требуются, если зазоры между направляющими равны 250 + мм. Зазор между движущимися бадьями и выступающими частями хомутов трубопроводов должен быть не менее 400 мм. Зазор между стенками раструба проходческого полка и выступающими частями движущейся направляющей рамки бадьи должен быть не менее 100 мм.
Перед пуском вновь навешенного или отремонтированного подъемного сосуда должна производиться проверка зазоров. Зазоры между двумя подъемными сосудами в наклонных выработках при всех углах наклона должны быть не менее 200 мм. Зазор между крепью выработки и наиболее выступающей кромкой габарита подъемного сосуда должен быть не менее 250 мм при крепи деревянной, металлической и из железобетонных стоек и не менее 200 мм при бетонной и каменной.
§392. Угол отклонения (девиация) струны каната на направляющих шкивах и барабанах не должен превышать 1030’, при бицилиндроконических барабанах допускается увеличение угла отклонения до 20 со стороны малого цилиндра барабана в случае выполнения его с желобчатой поверхностью; при конических барабанах угол отклонения со стороны большого диаметра не должен превышать 10 и со стороны малого диаметра 20. Во вновь устанавливаемых подъемных установках со шкивом трения направляющие шкивы на копре должны располагаться в одной вертикальной плоскости со шкивом трения. Угол отклонения (девиация) струны каната на проходческих направляющих шкивах и барабанах проходческих грузовых лебедок не должен превышать 2030’.
§393. При применении подъемных установок со шкивом трения у ствола шахты должно быть вывешено объявление с обозначением нагрузок обеих клетей, при которых исключается опасность скольжения каната.
§394. Запрещается спуск и подъем людей в скипах, за исключением случаев осмотра и ремонта ствола, а также в аварийных случаях.
Спуск и подъем людей в опрокидных клетях разрешается при наличии приспособлений, гарантирующих невозможность опрокидывания людей в бункер, а также опрокидывания клети при движении по стволу.
§395. Запрещается спуск и подъем людей одновременно с грузом как в одной клети — при одноклетевом подъеме, так и в разных клетях — при двухклетевом подъеме.
В стволах, оборудованных двумя и более подъемными установками, предназначенными для спуска и подъема людей и груза, работа грузовых подъемов в часы спуска-подъема смены запрещается.
На каждой шахте должна быть разработана и утверждена главным инженером инструкция по спуску и подъему длинномерных и негабаритных грузов с конкретным указанием последовательности технологических операций.
§396. Ремонт и осмотр разрешается производить стоя на крыше незагруженной клети или скипа. При этом люди должны прикрепляться к канату или прицепному устройству предохранительными поясами и быть защищены от случайно падающих предметов постоянно закрепленными зонтами. На действующих подъемных установках, где высота переподъема не позволяет установить постоянно закрепленные зонты, допускается применение на подъемных сосудах съемных зонтов.
Запрещается прикрепление предохранительными поясами к армировке стволов и к крючьям, забитым в крепь.
Предохранительные пояса через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытаниям на статическую нагрузку 226 кг в течение 5 мин.
При осмотре ствола скорость движения подъемного сосуда должна быть не более 0,3 м/с.
§397. Стволы глубиной до 300 м должны быть оборудованы доступной с крыши подъемного сосуда сигнализацией к верхней приемной площадке, используемой при ревизиях и осмотрах стволов.
При глубине стволов более 300 м они должны быть оборудованы двусторонней высокочастотной переговорной связью или сигнализацией между машинистом подъема и находящимися в клети или на ее крыше людьми.
§398. На промежуточных горизонтах должны применяться качающиеся площадки. Допускается в отдельных случаях как при ручном, так и при автоматическом управлении подъемной машиной с разрешения главного инженера треста (комбината, рудоуправления) применение на промежуточных горизонтах кулаков при наличии сигнализации машинисту о положении кулаков или блокирующих устройств, регулирующих взаимную работу подъемной установки и кулаков.
Таблица 5.
Допускаемые зазоры между максимально выступающими частями подъемных сосудов, крепью и расстрелами в стволах вертикальных шахт
Вид крепи ствола | Вид и расположение армировки | Наименование зазора | Минимальная величина зазора, мм | Примечание |
1. Деревянная | Деревянная и металлическая с одно- и двусторонним расположением проводников | Между подъемными сосудами и крепью | В случаях особо стесненного расположения подъемных сосудов в стволе с деревянной армировкой допускается зазор не менее 150 мм при лобовом расположении проводников, а также при двустороннем, если наиболее выступающая часть сосуда отстоит от оси проводников не более чем на 1 м | |
2. Бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Металлическая с одно- и двусторонним расположением проводников | То же | ||
3. Бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Деревянная с одно- и двусторонним расположением проводников | » | ||
4. Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая | Между по-дъемными сосудами расстрел отсутствует | Между двумя движущимися сосудами | При жестких проводниках | |
5. Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Металличе-ские и деревянные расстрелы, не несущие проводников | Между расстрелами и подъемными сосудами | При особо стесненном расположении подъемных сосудов в стволе этот зазор может быть уменьшен до 100 мм | |
6. Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Одностороннее, двустороннее и лобовое расположение проводников | Между расстрелами и выступающими частями подъемных сосудов, удаленных от оси проводников на расстояние до 750 мм | При наличии на подъемном сосуде выступающих разгрузочных роликов зазор между роликом и расстрелом должен быть увеличен на 25 мм | |
7. Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Деревянные с расположением по торцам подъемного сосуда | Между расстрелом, несущим проводник, и клетью | Минимальная величина зазора: а) по пп.1, 2, 3, 4, 5 и 9 приведена как для действующих, так и вновь проектируемых шахт для условий проектирования (без учета износа); б) по пп. 6, 7 и 8 для действующих шахт — для условий проектирования, а для вновь проектируемых шахт — для условий эксплуатации (с учетом максимально допустимого износа проводников и лап) | |
8. Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Металлические | Между наружной кромкой башмака подъемного сосуда и зажимным устройством для крепления металлических проводников к расстрелам | ||
Деревянные | Между наружной кромкой башмака подъемного сосуда и скобой для крепления проводника к расстрелу | |||
9. Деревянная, бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Одностороннее, двустороннее и лобовое расположение проводников | Между клетью и элементами посадочных устройств | ||
10. Деревянная, кирпичная, бетонная, тюбинговая, бетонитовая | Одностороннее, двустороннее и лобовое расположение проводников | Между наиболее выступающими и удаленными от центра частями сосуда и расстрелом с учетом износа проводников и лап и возможного поворота сосуда | Для проектируемых шахт | |
11. Бетонная, кирпичная, тюбинговая, бетонитовая | Канатные проводники одноканатного подъема | Между движущимися сосудами одного подъема | D = 25Q + +1,2Qv | Q1, Q2, Q3 — максимальные концевые нагрузки, тс |
Между движущимися сосудами двух смежных подъемов | D = 250+0,6 (Q1v1+ Q2v2) | v, v1, v2 – максимальные скорости подъема, м/с | ||
Между крепью и подъемным сосудом, между сосудом и расстрелом, между сосудом и деревянной отшивкой | s = 0,8 | Зазор D в любом случае должен быть не менее 300 мм. Если вычисленное значение D превышает 700 мм, допускается принимать зазор между подъемными сосудами равным 700 мм Зазор s в любом случае должен быть не менее 240 мм. Если вычисленное значение s превышает 500 мм, допускается принимать зазор между подъемными сосудами и крепью равным 500 мм | ||
Бетонная, кирпичная, тюбинговая и бетонитовая | Канатные проводники одноканатного подъема | Между движущимися сосудами одного подъема | D = 200 + Qv | Q1, Q2, Q3 — максимальные концевые нагрузки, тс v, v1, v2 – максимальные скорости подъема, м/с |
Между движущимися сосудами двух смежных подъемов | D = 200+0,5 (Q1v1+ +Q2v2) | Зазор D в любом случае должен быть не менее 300 мм. Если вычисленное значение D превышает 650 мм, допускается принимать зазор между подъемными сосудами равным 650 мм | ||
Между крепью и подъемным сосудом, между сосудом и расстрелом, между сосудом и деревянной отшивкой | s = 0,8 | Зазор s в любом случае должен быть не менее 250 мм. Если вычисленное значение s превышает 650 мм, допускается принимать зазор между подъемными сосудами и крепью равным 650 мм |
§399. Подъемные сосуды, прицепные устройства, парашюты, направляющие башмаки, проводники, стопоры, кулаки, качающиеся площадки, загрузочные и разгрузочные устройства, копровые шкивы, их футеровки и подшипники, а также все элементы подъемной машины (барабан, тормозные устройства, предохранительная и регулирующая аппаратура, привод и пр.) должны осматриваться и проверяться ежесуточно механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели, и не реже одного раза в месяц главным механиком шахты или его помощником.
Результаты проверки записываются в прошнурованный «Журнал записи результатов осмотра подъемной установки». Если при осмотре подъемных устройств будут обнаружены неисправности, то подъем и спуск должны быть немедленно прекращены до полного устранения неисправностей.
§400. Проверка состояния копров должна производиться комиссией под руководством главного инженера шахты. Проверка металлических и железобетонных копров должна производиться один раз в год, деревянных и проходческих копров — 2 раза в год и оформляться актом.