ЗАДАНИЕ 2 Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж

Теоретический аспект

Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ)построен на изучении и анализе поведения затрат. В его основе лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. CVP-анализ является инструментом управленческого планирования и контроля, поскольку с его помощью принимаются управленческие решения по установлению каналов распределения, заключению договоров, определению расходов на продажу и ценообразованию. Он обеспечивает обзор поведения затрат и выручки по отношению к запланированной прибыли, что может привести к изменению управленческой стратегии.

При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию, поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ «затраты – объем – прибыль» позволяет ответить на вопрос, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня деловой активности организации.

В основе CVP-анализа лежит деление затрат на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные). Величина постоянных затрат не зависит от объёмов производства и реализации продукции (амортизация основных средств производственного назначения, общехозяйственные расходы и др.). Величина переменных затрат прямо зависит от объёмов производства и реализации продукции. К ним относятся: расходы на сырьё и материалы для основного производства, расходы на топливо и электроэнергию для технологических нужд, заработная плата производственных рабочих, страховые взносы во внебюджетные государственные фонды от этой заработной платы и другие затраты непосредственно связанные с производством продукции.

Маржинальный доход– это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами, связанными с данным объемом продаж. Другими словами, маржинальный доход – это разница между выручкой от реализации и переменными затратами.

Критическая точка(точка безубыточности) может быть определена как точка, в которой маржинальный доход минус постоянные затраты равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход равна постоянным затратам. С этой точки организация начинает зарабатывать прибыль.

Формулы для расчётов искомых величин:

Qкр(тн) = F / (P – Vед),где(1)

Qкр -критическая точка (объём продукции при котором прибыль равна нулю) в натуральных единицах измерения продукции;

F –постоянные затраты (общие); P –цена 1 единицы продукции;

Vед –переменные затраты, приходящиеся на 1 единицу продукции.

Qкр(руб) = Qкр(тн)P= FР / (P – Vед) = F / (1 – Vед/ P ), (2)

гдеQкр(руб) –объём продукции в критической точке в рублях

МД = Выручка (В) – Переменные затраты (V) = В-V, (3)

где МД – маржинальный доход;

В –выручка, тыс.руб.;

V – переменные затраты на весь выпуск продукции, тыс.руб.

Графическая интерпретация анализа соотношения прибыли, затрат и объема продаж представлена на рис.1.

ЗАДАНИЕ 2 Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж - student2.ru

Рис. 1 Графическая интерпретация CVP анализа.

ЗАДАНИЕ

1. Используя данные таблицы 3 по установленному варианту, заполнить таблицу 7 (гр. 5 и 7). В графах 4 и 6 указаны пропорции распределения затрат в % от суммы общих затрат данного вида в таблице 3. При отсутствии таких указаний определить тип затрат и делать их разноску по графам 5 и 7 самостоятельно, принимая % распределения равным 100 или 0.

В качестве общей суммы расходов принять расходы, отражённые в таблице 3 по графе 3 (вариант О), по графе 5 (вариант А) или графе 6 (вариант Б).

Таблица 7

Распределение постоянных и переменных расходов.

№ п/п Наименование затрат Общая сумма расходов, тыс. руб. Переменные расходы Постоянные расходы
% тыс.руб. % тыс.руб.
сырье и материалы          
покупные изделия и полуфабрикаты   нет   нет  
топливо и электроэнергия на технологические цели      
возвратные отходы      
основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих      
страховые взносы (30% от ФОТ)          
расходы на содержание и эксплуатацию технологического оборудования      
Прочие прямые расходы      
расходы на подготовку и освоение нового производства   нет   нет  
цеховые расходы      
общехозяйственные расходы      
коммерческие расходы      
  Итого:          

2. Используя данные, полученные при выполнении п.1 задания №2 (таблица 7), а также данные по цене реализации 1 тонны продукции, приведённые в таблице 8, определить объём выпуска продукции в стоимостном и натуральном выражении, при котором прибыль будет равна нулю (точку безубыточности), а также рассчитать маржинальный доход на 1тн. продукции, на критический объём и на весь объём продукции. Заполнить таблицу 8.

Таблица 8

Расчёт основных показателей

Показатели Значение
Полная себестоимость выпуска продукции, тыс.руб.  
Объём производства (Q) тн.  
Полная себестоимость 1 тн. продукции , руб.  
Постоянные затраты на весь выпуск (F), руб.  
Переменные затраты на весь выпуск (V),руб.  
Переменные затраты на 1 тонну продукции, руб./тн (Vед)  
Постоянные затраты на 1 тонну продукции, руб./тн  
Цена реализации одной тонны продукции (P), руб.
Критическая точка, тн Qкр  
Критическая точка, руб. Qкр (выручка в критической точке)  
Маржинальный доход на 1 тн. (МДед), руб. (Цена – Vед)  
Маржинальный доход на Qкр (МДкр), руб.  

3. Графически отразить влияние объёма выпуска продукции на величину прибыли (рис. 1) обозначить на графике критическую точку, а также зоны убытка и прибыли, исходя из указанных в таблице 8 данных и заполнения таблицы 9. Значения объёма выпуска продукции (Q) задаются самостоятельно с таким расчётом, чтобы значение Qкр в тоннах оказалось примерно в середине диапазона значений Q.

Таблица 9

Объём выпуска продукцииQ,тн.          
Постоянные затраты F (α),тыс.руб.            
Переменные затраты V тыс.руб.            
Общие затратыС,тыс.руб.            
Выручка (PQ), тыс.руб.            
Прибыль (убыток), тыс.руб.            

4. Сделать выводы по итогам выполнения задания №2.

Наши рекомендации