Стратегический анализ товарного портфеля по матрице БКГ
Портфельный анализ позволяет обосновать распределение органических ресурсов между различными сферами деятельности в зависимости от возможностей каждой товарной группы на выбранном сегменте.
Это модель БКГ позволяет выбрать стратегию в зависимости, от реальной доли продукта соотнося рыночную долю по сравнению с основными конкурентами и темпов изменения спроса.
Темпы Изменения роста | Высокие | трудные дети 1 | Звёзды 3 |
Низкие | Собаки 4 | дойные коровы 2 | |
Низкая | высокая | ||
Рыночная доля |
Площадь круга, изображённого в матрице пропорциональна объёму продаж каждого бизнеса.
Трудные дети - стратегические бизнес единицы (СБЕ), продукты которых находятся на этапе выведения на рынок и имеют низкую долю на перспективном развивающемся рынке. Компании, выходящие на рынки, где присутствуют сильные конкуренты. Целесообразна наступательная стратегия, в состоянии со значительными инвестициями для увеличения их доли на рынке. Если рынок не принимает продукцию СБЕ, необходимо использовать стратегию отступления.
Звёзды - СБЕ, занимающие лидирующие позиции на рынке и приносящие определённую прибыль, но требующие значительных вложений для дальнейшего роста. Целесообразна атакующая или наступательная стратегия, задачей является увеличение доли СБЕ на рынке.
Дойные коровы - СБЕ, продукты которых достигли фазы зрелости и приносят устойчивую прибыль. Характерна стратегия обороны или удерживающая стратегия, задачей является сохранение их доли на рынке.
Собаки - это СБЕ, продукты которых входят в стадию спада и не приносят прибыли. Стратегия реинвестирования, в течение определённого времени исключить из бизнес портфеля.
Преимущество матрицы БКГ – возможность структурирования и наглядного представления проблемы компании, возможность использования количественно измеряемых показателей. В то же время её применение ограничено в связи с использованием только 2х критериев, невозможностью оценки хозяйственных зон, находящихся в средней позиции. За пределами анализа остаются такие показатели, как нестабильность рыночной ситуации, качество услуг, интенсивность инвестиций, расходы на маркетинг.
Vi - объём продаж компании, EP - ёмкость рынка
Рыночная доля конкурента:
Задача:
Товарный портфель производителя бытовой техники включает пять основных бизнес направлений. Провести портфельный анализ с помощью матрицы БКГ и определить стратегии для каждого направления.
Продукт | Объём продаж, млн.руб. | Кол-во конкурентов | Продажи 3х главных конкурентов | Темпы роста спроса | Рыночная доля предприятия | Рыночная доля основного конкурента | Относ. Рыночная доля | Доля продукта в структуре доходов предприятия |
А | 1,0 | 1,4-1,4-1,0 | 1,15 | ¼,8=0,2 | 1,4/4,8=0,292 | 1/1,4=0,71 | 1/15,2=6,58 | |
Б | 3,2 | 3,2-3,2-2,0 | 1,20 | 3,2/11,6=0,276 | 3,2/11,6=0,276 | 3,2/3,2=1 | 3,2/15,2=21,05 | |
В | 3,8 | 4,8-3,0-2,5 | 1,07 | 3,8/14,1=0,369 | 4,8/14,1=0,340 | 3,8/4,8=0,79 | 3,8/15,2=25,0 | |
Г | 6,5 | 3,5-1,6-1,4 | 1,04 | 6,5/13=0,5 | 3,5/13=0,269 | 6,5/3,5=1,86 | 6,5/15,2=42,76 | |
Д | 0,7 | 3,0-2,5-2,0 | 1,04 | 0,7/8,2=0,085 | 3,0/8,2=0,366 | 0,7/3,0=0,23 | 0,7/15,2=4,6 |
А – трудные дети. Рынок характеризуется высокими темпами роста и наличием конкуренции. Объем продаж данного продукта нашего предприятия приближается к объёму продаж каждого конкурента – это не начало стадии внедрения , товар принят на рынке – цель – увеличение рыночной доли и переход в разряд звёзд – стратегия наступательная или атакующая.
Б – звезда, для занятия лидирующих позиций необходимы вложения в данный продукт для того, чтобы расширить его долю на рынке и в номенклатуре товарного портфеля.
В и Д – собаки и находятся на стадии спада. Цель – отказ от производства товара Д, т.к. он имеет очень низкую рыночную долю и маленький объём продаж. Для товара В отказ от производства станет ударом для предприятия, т.к. он приносит 25% доходов, поэтому целесообразно пока поддержать продажу данного товара.
Г – дойная корова обеспечивает в большей степени устойчивость предприятия (42,8% дохода) данный продукт не требует значительных усилий, т.к. предприятие является лидером на рынке. Стратегия – оборона позиций, цель – сохранение рыночной доли.