Этап контроля качества
Появление этапа контроля качества, который относится к 1900-50-ым гг. XX столетия, связано с появлением в 1905 г. системы, предложенной Ф. Тейлором (1856 - 1915 гг.). Впервые можно вести речь о зарождении системного подхода к проблемам качества, который был обусловлен развитием промышленного производства и углублением внутрипроизводственного разделения труда. Система Тейлора устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков. У шаблонов появились два типа калибров: пропускные и непропускные. Главным в методологии Ф. Тейлора было задать допуск на показатель качества продукции, измерить его значение и разделить продукцию на годную и дефектную в зависимости от попадания значения показателя в допуск.
Принципы Ф. Тейлора предусматривали жесткое административное и экономическое принуждение исполнителей и беспрекословное соблюдение норм качества. Система предусматривала, с одной стороны, профессиональное обучение работников, в т.ч. обучение работать с измерительным и контрольным оборудованием, а, с другой стороны, штрафы за дефекты и брак, вплоть до увольнения нерадивого работника.
Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества - инспекторы (в России - технические контролеры). На промышленных предприятиях стали создаваться самостоятельные службы технического контроля со штатными контролерами во главе с начальником, который обычно подчинялся руководителю предприятия. Взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном).
Система Тейлора дала хороший механизм управления качеством каждого конкретного изделия. Однако производство — это процессы, а в системе понятие «норма качества» и связанные с ним понятия «допуск» и «дефект» не распространялись на партии (потоки) продукции и технологические процессы.
Поэтому вскоре стало ясно, что управлять надо процессами.
Рост промышленного производства, увеличение объемов выпускаемой продукции предопределили постановку проблемы обеспечения качества производственных процессов и использование аппарата математической статистики. Толчком к промышленному применению статистических методов для контроля качества послужили работы специалистов американской фирмы BELL Telephone Laboratories (ныне корпорация AT&T). На этой фирме в 1924 г. была создана группа под руководством Р. Джонса, заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромигом. В середине 20-х г. они разработали и применили на практике статистический метод контроля, основанный на использовании контрольной карты (карты Шухарта) с границами регулирования. Исходя из того, что всякий производственный процесс информативен, Шухарт разработал простые методы, посредством которых можно последовательно заносить на специальную карту средние результаты замеров, например, геометрических размеров деталей, обрабатываемых на токарном станке. Таким образом, делалась серия графических отображений, которые фиксировали имеющиеся в процессе флуктуации. Полученная информация могла использоваться для определения выхода параметров за пределы статистических контрольных границ и выявления неслучайных отклонений.
Наиболее существенной характеристикой статистического контроля качества явился переход от сплошного контроля к выборочному, при котором в процессе производства систематически отбираются в соответствии с заранее составленным планом контрольные данные для их обработки методом математической статистики.
Выборочная проверка при контроле качества - это не изобретение 20-го столетия, доказательством чему является происхождение слова «выборка», которое переводится буквально как «проколочная проба». Ещё несколько столетий назад покупатели зерна и хлопка проверяли свойства товара, прокалывая мешки с зерном или хлопком, чтобы взять пробу. Сколько нужно было взять и каких проб, чтобы сделать вывод о свойствах целого, было делом опыта, а не научного расчёта.
Г. Доджем были написаны многочисленные статьи по приёмочному контролю, а затем вместе с Г. Ромигом он написал свой труд «Таблицы выборочного контроля. Одноступенчатый и двухступенчатый контроль». Благодаря работам специалистов, статистическое обеспечение качества постепенно достигло высокой ступени развития и стало обладать хорошим методическим аппаратом.
Однако область применения статистического контроля качества ограничивалась производственными рамками и расширялась очень медленно. Контроль по-прежнему проводился в пределах цеха и, естественно, не мог решить значительных проблем качества. До 60-х г. требуемое качество продукции достигалось, главным образом, за счет использования средств и методов технического контроля.
Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т. п. В целом, акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.
Более сложной стала мотивация труда, так как учитывалось, насколько точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты, карты регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы на статистический приемочный контроль.