Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и материальных запасов

Содержание

Введение............................................................................................................................3

1.Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью и запасами предприятия……………………………………………………………………………..4

1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и материальных запасов…………………………………………………………………………………...4

1.2. Дебиторская задолженность и запасы как управляемая категория………….10

2. Анализ обеспечения предприятия основными средствами……………………...14

Заключение……………………………………………………………………….….....21

Практическая часть контрольной работы…………………………………………..24

Список использованной литературы……………………………..………………….27

Введение

Управление запасами и дебиторской задолженностью предприятия предполагает проведение оптимизации их величины, которая зависит от оборачиваемости и структуры запасов и дебиторской задолженности. Величина запасов и дебиторской задолженности должна быть минимальна, но достаточна для успешной и беспере­бой­ной работы предприятия.

Для управления запасами применяется АBC-метод (разделение запасов по степени их важности для предприятия). В пределах каждой категории может быть проведен XYZ – анализ, предполагающий оценку значимости материалов в зависимости от частоты потребления. Так спрос на материалы класса Х носит постоянный характер, класса Y – периодический, а для потребления материалов класса Z невозможно выявить какой-либо закономерности, поэтому прогнозирование их расхода невозможно.

Следует отметить, что особое выделение видов сырья и материалов в первые две группы не означает, что внимание к остальным видам ТМЗ может быть ослаблено. Однако следует помнить, что концентрация на управлении наиболее ценными и часто потребляемыми видами запасов, позволит достичь наибольшей экономии денежных средств.

При управлении дебиторской задолженностью осуществляется:

-определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции; анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

-контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям; определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов; задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

-прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов ин­кассации.

В качестве приемов управления дебиторской задолженностью можно назвать: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности; ABC-анализ дебиторов; анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров; оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности; уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов; контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности; определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате; оценка возможности факторинга (продажи дебиторской задолженности).

Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью и запасами предприятия.

Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и материальных запасов.

Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг, обязанность) одна из

сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

Дебиторская задолженность-это сумма долга, причитающаяся предприятию от

других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и

неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что

стоимость проданного товара будет оплачена немедленно.

В настоящее время, в связи с переходом на новый план счетов и новую систему

учета дебиторской задолженности, выделяют следующие виды: дебиторская

задолженность покупателей и заказчиков, дочерних, зависимых товариществ,

совместно контролируемых юридических лиц, прочей дебиторской задолженности, расходы будущих периодов, дебиторская задолженность по выданным авансам.

Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся фирме, но еще не полученные ею. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и дебиторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях «Счета к получению» и «Векселя полученные». Счета к получению возникают кредит товаров и услуг по так называемому «открытому счету» без письменного тогда, когда сделка оформляется путем простой записи стоимости проданных в обязательства уплаты заемщиком. Вексель полученный – это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и процента.

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебиторская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолжен­ность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. ис­ходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности .

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации дебиторской задолженности учитываются безнадежные поступления и раз­личного рода скидки.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности – это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задолженности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реализации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской за­долженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадежных поступлений».

Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре. Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:

- исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации;

- исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или векселей в их общем объеме .

Эффективное управление предприятием во многом зависит от анализа и управления материально-производственными запасами.

Материально-производственные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Это связано с тем, что они могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. В состав оборотных средств входят товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), денежные средства. Вопросы определения и поддержания оптимального объема запасов являются важным разделом финансового менеджмента .

Запасы предприятия являются одной из основных составных частей оборотных активов организации.

Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления .

Материально-производственные запасы классифицируются по трем видам.

1. Производственные запасы;

2. Незавершенное производство;

3. Готовая продукция.

К первой группе относятся запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.

Для любого производственного процесса могут быть выделены следующие виды исходных материалов:

-сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта. К сырью, как правило, относятся первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени.

-вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе конечного продукта. Тем не менее, такие материалы могут иметь важное функциональное значение.

-производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необходимые для нормального хода производственного процесса.

-к числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени. К числу производящихся с ними операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка и т. п .

Сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы относятся к общей категории сырье и материалы (так как подвергаются обработке или переработке в процессе изготовления конечной продукции).

На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов:

производственные и товарные запасы.

Остановимся подробнее на каждом из названных видом запасов.

Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.

Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.

Управление производственными запасами приобретает особую важность в современных условиях, вследствие чего сосредоточимся в данной работе на изучении проблем управления производственными запасами.

Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, страховые и сезонные.

Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных

непредвиденных обстоятельств, например, таких как:

-отклонения в периодичности и величине партий поставок от

предусмотренных договором;

-возможных задержек материалов или товаров в пути при доставке от

поставщиков;

-непредвиденного возрастания спроса.

Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог . Таким образом, сделать вывод, что в настоящее время в экономической литературе категория запасов достаточно полно описана. Однако необходимо выяснить насколько необходимы запасы для предприятия, а также определить виды затрат, которые оно несет в связи с содержанием запасов.

Наши рекомендации