Нормирование производственных запасов и дебиторской задолженности

К наиболее существенным составляющим нормируемого оборотного капитала энергетических компаний относятся производственные запасы и дебиторская задолженность.

Основное назначение материальных запасов заключается в уменьшении зависимости производ­ственного процесса от неопределенности поставок топлива, материалов, что позволяет обеспечить ритмичность работы энергетических объектов, устойчивое предложение энергии на рынке и на­дежность энергоснабжения потребителей.

Создание производственных запасов требует вложения денежных средств, которые в течение определенного периода отвлекаются из оборота, уменьшая прибыль за счет возникновения упу­щенной выгоды. С другой стороны^ при отсутствии или недостаточности производственных запа­сов нарушается ритмичность работы энергетических компаний, что приводит к вынужденным ОС' остановам агрегатов, перерывам в энергоснабжении, недоотпуску

электроэнергии потребителям и вызывает дополнительные затраты компании из-за нарушения договорных обязательств перед по­требителями и необходимости привлечения кредитных ресурсов в целях скорейшего разрешения кризисной ситуации.

Учитывая вышесказанное, производственные запасы должны быть минимальными, но доста­точными для обеспечения бесперебойной работы предприятия. В целях минимизации величины оборотных средств производственные запасы нормируются.

Нормируемые производственные запасы классифицируются:

• по функциональному назначению'.

- текущий запас;

- страховой (гарантийный) запас;

- подготовительный запас;

- сезонный запас.

• по видам материальных ресурсов:

- запасы топлива;

- запасы основных материалов;

- запасы вспомогательных материалов;

- запасы запасных частей и т.д.

Основными для энергетики видами запасов являются текущий, страховой и сезонный запасы, а важнейшим видом запасаемых ресурсов — топливо.

Для энергетики, как одной из самых топливноемких отраслей промышленности, важное значе­ние приобретает нормирование запасов топлива, в основе определения которых лежит нормирова­ние удельных расходов топлива (норм расхода топлива). В отличие от других отраслей, в которых нормы расхода ресурса устанавливаются на единицу произведенной продукции, в электроэнергетике, в виду потребления части вырабатываемой энергии на собственные нужды электростанций, нормированию подлежат удельный расход топлива на отпущенный с шин станции киловатт-час электроэнергии и удельный расход топлива на отпущенную с коллекторов ТЭЦ или котельных гигакалорию тепла.

Нормирование осуществляется на базе типовых периодически пересматриваемых энергетических характеристик парогенераторов, котлов и турбин. При пересмотре характеристик учитыва­ются поправки на изменение внешних факторов, в том числе на износ оборудования, наличие не­устранимых дефектов проектирования, изготовления и монтажа.

Нормирование удельных расходов топлива обеспечивают:

- проведение объективного анализа работы оборудования ТЭС;

- расходы будущих периодов.

На основании нормативного удельного расхода топлива определяется расход топлива и запасы топлива в плановом периоде.

Текущий запас топлива необходим для обеспечения нормальной бесперебойной работы тепловых станций и котельных. Норма текущего запаса (в сутках) принимается равной длительности интервала между двумя смежными плановыми поставками топлива. Текущий запас составляет основную часть топливных запасов и его величина во времени постоянно меняется: максимальная в день поступления и минимальная накануне очередной поставки.

Страховой запас предназначен для обеспечения непрерывного снабжения электростанций в случае непредвиденных обстоятельств. Норматив страхового запаса определяется как произведение среднего суточного расхода топлива на время задержки поставки топлива.

Технологический запас обеспечивает производственный процесс на период приемки, разгрузки, складирования и обработки топлива и рассчитывается как произведение среднесуточного расхода топлива на время приемки, разгрузки, складирования и обработки топлива.

Сезонный запас создается по причине увеличения потребности топлива в определенный период (осенне-зимний).

Совокупный запас топлива равен сумме всех запасов. Деление запасов на текущий, страховой, технологический и сезонный носит условный характер и используется лишь в процессе нормирования.

В условиях финансовой устойчивости и нормальной финансовой дисциплины потребителей доля дебиторской задолженности в структуре оборотного капитала энергокомпаний не превышает 20-15%. В энергосбытовых компаниях нормированию подлежит текущая дебиторская задолженность. Норма текущей дебиторской задолженности в сутках соответствует времени, необходимому для выписки платежных документов, отправки их в банк, совершения банковских операций. Норматив дебиторской задолженности определяется умножением среднесуточной за период дебиторской задолженности на норму задолженности в сутках.

Наши рекомендации