Мощностями и материальными ресурсами
Для эксплуатационных предприятий водного транспорта производственная программа подкрепляется расчетом провозной способности транспортного флота и пропускной способности портов.
При укрупненных расчетах провозную способность флота в тонно-километрах можно определить по формуле
(5.5)
где p – производительность 1 т грузоподъемности по группам судов в сутки
эксплуатационного периода, т∙км/тоннаже-сут;
αг – коэффициент использования грузоподъемности по группам судов;
vэ – средняя эксплуатационная скорость по группам судов, км/сут;
εх – коэффициент ходового времени по группе судов;
– тоннаже-сутки в эксплуатации i-той группы судов.
ТЭi – продолжительность эксплуатационного периода i-той группы судов, сут.
Qi – регистровая грузоподъемность i-той группы судов.
Плановые значения производительности 1 тонны грузоподъемности по группам судов в сутки эксплуатации p определяются установлением численных значений трех качественных показателей αг, vэ, εх, норматив которых устанавливают на основе анализа отчетных данных за соответствующий календарный период прошлого года.
Тоннаже-сутки в эксплуатации за расчетный календарный период определяются суммированием тоннаже-суток по отдельным судам.
На основании приведенной формулы расчета провозной способности транспортного флота решается и задача определения тоннажа, необходимого для выполнения планового объема перевозок (производственной программы) в течение определенного календарного периода.
Определение потребности в тоннаже рассмотрим на конкретном примере.
Исходные данные:
объем перевозок (производственная программа) Gпл = 1500000 т;
календарный (эксплуатационный период) Тэ = 225 сут;
средняя дальность перевозки lср = 130 км;
производительность 1 т грузоподъемности p = 90 т∙км/т-же·сут.
Решение. Необходимое число тоннаже-суток транспортного флота в эксплуатации находим из выражения
тоннаже-сут.
Тогда количество тоннажа, необходимого для выполнения заданного объема перевозок (производственной программы), определяем по формуле
.
Пропускную способность порта определяют по отдельным специализированным причалам или по группам причалов. В проектных расчетах суточную пропускную способность одного причала определяют по формуле
(5.6)
где Qэ – регистровая грузоподъемность расчетного типа судна, т;
αг – коэффициент использования грузоподъемности;
t – количество рабочих часов в сутки,
tгр – время на выполнение грузовых работ,
tвсп – время на вспомогательные операции (швартовка-отшвартовка, ос-
мотр судна, оформление документов и т.п.).
В целом пропускная способность порта за эксплуатационный период (навигация, год)
(5.7)
где ТЭ – продолжительность эксплуатационного периода (навигация, год), сут.