Показ приемов трудовых действий

Содержание

Содержание. 2

145. 4

5.6. Личностно ориентированное профессиональное образование. 4

184-203 Название. 5

3.2. Показ приемов трудовых действий. 5

3.3. Упражнения. 6

3.4. Самостоятельные наблюдения учащихся. 8

3.5. Письменное инструктирование. 8

3.6. «Активные» методы производственного обучения. 9

§4 Особенности контроля знаний, навыков и умений учащихся. 14

ЭТАЛОН.. 17

4.3. Тестирование качества производственного обучения учащихся. 18

4.3.1. Диагностика качества выполнения учебно-производственных работ и производительности труда учащихся. 18

4.3.2. Диагностика владения учащимися приемами и способами выполнения учебно-производственных работ. 20

§5 Выбор методов обучения. 23

222-227. 27

§3 Развитие классно-урочной системы организации обучения. 27

234-241. 33

5.2. Производственное обучение учебных бригад на учебных участках предприятия 35

5.3. Производственное обучение учебных бригад в составе бригад квалифицированных рабочих. 36

5.4. Индивидуальное производственное обучение учащихся в составе бригады квалифицированных рабочих. 39

302-307. 41

8.2. Критерии оценки новых технологий на этапе функционирования. 42

8.3. Критерии эффективности результатов обучения. 44

460-471. 47

474, 475. 57

478-485. 60

§4 Наставничество в трудовом коллективе. 61

4.1. Цель наставничества и его особенности. 61

4.2. Формы наставничества. 62

4.3. Периоды наставничества. 66

4.4. Личность наставника. 68

Личностно ориентированное профессиональное образование

Цель:профессиональное развитие обучаемого, приобретение профессионального опыта, становление специалиста, способного к самоопределению, самоорганизации и самообразованию. Принципы:

- гуманизация профессионального образования;

- профессиональное самоопределение, выражающееся в выборе профессии, конструировании своего профессионального образования, проектировании карьеры;

- внутренняя активность личности, обусловленная потребностью в реализации своего опыта и способностей.

Стимулирование и мотивирование профессионального роста педагогов:

- личностно ориентированная аттестация педагогов;

- дифференцированный подход в повышении квалификации; проблемные семинары по личностно развивающим технологиям профессионального образования; тренинги развития креативности, рефлексивные и коррекционные;

- диагностика профессионально-психологического потенциала личности.

Личностно ориентированное содержание образования учащихся:

- вариативное, блочно-модульное построение учебных планов;

- личностно развивающие интегративные образовательные программы: социальные и технологические коммуникации, социальные технологии производства, психология технического творчества, психотехнологии профессионального самоопределения;

- дополнительные, факультативные профессионально-образовательные курсы по перспективным технологиям.

Личностно ориентированные педагогические технологии:

- технологии кооперативного (взаимосодействующего) обучения в условиях имитационно-игровой ситуации при разработке интегративных проектов и выполнении комплексных заданий;

- саморегулируемое обучение при помощи метода проектов, направляющих текстов, когнитивного инструктирования;

- диалогичность в обучении как фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной и критической функций личности.

Личностно ориентированная организация учебно-пространственной среды:

- контроль и оценка обучаемости и способов учебно-познавательной деятельности учащихся;

- интегративные, многофункциональные учебно-производственные мастерские, лаборатории, бюро;

- групповая организация ученических мест.

Мониторинг профессионального развития субъектов образования:

- стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости;

Название

Показ приемов трудовых действий

Этот метод имеет целью создание в сознании учащихся точного и четкого зрительного образа трудовых действий, с которым они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке (разучиванию) соответствующих приемов и способов работы.

Полный и точный образ трудового действия в сознании учащегося возникает не мгновенно. Вначале он запечатлевается в общем виде, затем постепенно уточняется в деталях. Для того чтобы учащиеся могли осознать показываемое, разобраться во всех его подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую его деталь. Поэтому мастер выполняет показываемые трудовые действия, отдельные составляющие его движения в замедленном темпе, расчленяя прием или целостное действие на отдельные изолированные части, делает паузы между ними, фиксирует внимание учащихся не только на конечных, но и на промежуточных моментах действия.

Воспринимая показ трудовых приемов, учащиеся должны не только понять, но и запоминать во всех деталях то, что им показывает мастер. Поэтому показ трудовых приемов и способов следует повторять, производить несколько раз подряд.

Производя показ приемов, нужно ясно представлять служебную роль методических приемов показа. Учащийся в конечном итоге должен четко воспринять целостное трудовое действие. Поэтому показ трудовых приемов всегда должен начинаться и завершаться нормальным рабочим темпом и ритмом.

Упражнения

Навыки и умения, как и их компоненты, формируются путем упражнений, являющихся в этом смысле основным методом производственного обучения. Под упражнением понимаются многократные повторения определенных действий в целях их сознательного совершенствования.

Система упражнений. Упражнения в процессе производственного обучения должны проводиться в определенной системе. Система упражнений предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности (координации движений, сноровки, соблюдения технических требований к структуре и качеству и т.п.), достижение определенной скорости в работе (темпа, ритма, производительности труда), формирование профессиональной самостоятельности, наконец, творческого отношения к труду. Эти цели должны постепенно и постоянно повышаться по сложности и степени достижимости, находиться в тесной взаимосвязи и преемственности. Каждая последующая цель обязательно сохраняет и включает предыдущую; каждое предыдущее упражнение должно подготавливать выполнение последующего. Это обеспечивает последовательное поступательное движение учащихся в освоении основ профессионального мастерства.

Классификация упражнений. Выделение различных видов (типов) упражнений важно для рассмотрения особенностей их содержания и методов проведения. Возможны два подхода-основания к классификации упражнений. Первый – по дидактической цели: упражнения в формировании навыков; упражнения в формировании первоначальных умений; упражнения в формировании сложных умений. Второй – по содержанию: упражнения в выполнении трудовых приемов; упражнения в выполнении трудовых операций; упражнения в выполнении трудовых процессов; упражнения в управлении технологическими процессами. Выделение упражнений по дидактической цели менее приемлемо с точки зрения практического применения, так как весьма трудно соотнести такие упражнения по времени выполнения к каким-то временным периодам производственного обучения, ибо формирование умений и их автоматизированных компонентов-навыков идет параллельно и непрерывно. Классификация упражнений по их содержанию в большей степени соответствует периодам производственного обучения, их возможно выделить, ограничить определенными рамками времени.

Исходя из такой характеристики упражнений, весь процесс производственного обучения можно и нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся профессионального мастерства. В этой связи вполне оправданно утверждение, что упражнения являются основным методом производственного обучения. Такое понимание метода упражнений многократно расширяет границы обиходного толкования упражнений как способа начальной отработки определенного компонента деятельности с целью формирования частного навыка, а тем более тренировочного этапа овладения операцией.

Действительно, овладение профессиональным мастерством – это последовательные шаги-этапы решения все новых и новых учебно-производственных задач, достижение новых целей, а это – важнейший признак упражнений.

Вначале, при изучении приемов и операций – это отработка правильности трудовых действий, далее – достижение точности, скорости, сноровки; при выполнении работ комплексного характера (упражнения в выполнении трудовых процессов; в управлении технологическим процессом) новыми целями производственного обучения. Постоянными, сквозными, все более усложняющимися целями является формирование профессиональной самостоятельности, культуры труда, способностей к экономическому анализу выполняемого трудового процесса, творческого отношения к труду, имеющего безграничное множество своих специфических проявлений и уровней.

Таким образом, понятие о процессе производственного обучения как о последовательной цепи упражнений – не логический вывод, а реальное дидактическое явление.

Упражнения и самостоятельная работа. Рассматривая метод упражнений, необходимо иметь четкое представление о соотношении понятий «упражнения» и «самостоятельная работа», имея в виду, что эти термины часто употребляются рядом, что самостоятельную работу в ряде случаев относят к самостоятельному методу производственного обучения. Исходя из общепринятого утверждения, что производственное обучение – это последовательная цепь упражнений, термин «самостоятельная работа» в понимании метода производственного обучения неправомерен. Самостоятельную работу учащихся следует рассматривать также как упражнения, характерные для периодов производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный (т.е. независимый от мастера) характер. Ведущей дидактической целью при этом является отработка, формирование профессиональной самостоятельности учащихся в различных ее проявлениях. Таким образом, «упражнения» и «самостоятельная работа» учащихся соотносятся как целое и часть.

Упражнения на тренажерах. С применением тренажеров проводятся упражнения в отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда производственные условия не позволяют эффективно организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

Каждая ситуация на тренажере задается посредством определенного сочетания сигналов, показаний контрольно-измерительных приборов и т.п., которые включаются мастером со специального щита вручную. Если на тренажере нельзя воспроизвести все необходимые показатели и параметры установки, аппарата, системы, то некоторые из них сообщаются устно. Аварийная ситуация обычно сопровождается звонком, загоранием сигнальной лампы и т.п.

Получив задание, учащийся вначале определяет, имеются ли отклонения от нормы и каков их характер. Затем путем манипулирования органами управления установки-тренажера он изменяет величину определенных показаний приборов, делает необходимые переключения, отключения и т.д. до тех пор, пока система не придет в норму.

Решив задачу, учащийся дает полное обоснование всем своим действиям. Упражнения на тренажере проводятся до тех пор, пока действия учащегося не станут достаточно обоснованными, точными и уверенными.

Наши рекомендации