Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и продажей (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы
Классификация и структура текущих расходов железнодорожных предприятий.
Эксплуатационные расходы являются одним из важнейших оценочных показателей работы отрасли. В них отражаются спрос и предложение на перевозки, качество перевозочного процесса и транспортного обслуживания, транспортная политика государства, юридическое регулирование взаимоотношений транспортных организаций с клиентурой, уровень цен на потребляемые ресурсы, условия перевозки и многие другие факторы. В целом от уровня эксплуатационных расходов зависят финансово-экономические результаты и стабильность отрасли.
Одним из условий прибыльности перевозок является определение обоснованного уровня их себестоимости, а также введение единого методологического подхода к учету, формированию и планированию уровня доходов и расходов и их сопоставления.
От точности калькулирования себестоимости перевозок и степени соотношения ее с доходами по видам деятельности зависит эффективность принятия управленческих решений как в целом по ОАО «РЖД», так и на уровнях территориальных филиалов и структурных подразделений. Эти проблемы приобретают особое значение с переходом отрасли к холдинговой структуре управления, при которой формирование условий для правильного расчета себестоимости и распределения расходов по видам деятельности оказывает влияние на финансовые результаты не только головной Компании, но и каждого из подразделений.
Сущность и состав расходов организации определены рядом нормативных документов:
1. Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ-10/99). Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33 н.
2. Главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций».
На железнодорожном транспорте с 2008г. формирование, планирование и учет расходов ведется согласно Номенклатуре доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД»(новая редакция 2015г.)
Номенклатура обеспечивает единый методический подход к формированию доходов и расходов, обоснованное определение потребностей в трудовых, материальных и финансовых ресурсах (в денежном выражении), единообразное определение состава затрат, включаемых в конкретные группы расходов. В ней содержится необходимая информация для калькулирования себестоимости перевозок (работ, услуг), в том числе и для тарифных целей, а также информация для управления затратами, анализа и возможности их оптимизации.
Группировка расходов в соответствии с Номенклатурой.
Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и продажей (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы.
К расходам по обычным видам деятельности в ОАО «РЖД» относятся:
- затраты по оказанию услуг и выполнению работ;
- затраты по производству продукции и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде;
- затраты по предоставлению за плату во временное пользование
(временное владение и пользование) своих активов по договору аренды
(в соответствии с учетной политикой ОАО «РЖД»);
- стоимость товаров, приобретенных для последующей продажи.
Расходы учитываются в филиалах и структурных подразделениях в разрезе статей и элементов затрат.
В состав прочих расходов включаются, в частности:
- затраты по обслуживанию займов и кредитов;
- расходы на организацию выпуска ценных бумаг;
- расходы (включая остаточную стоимость выбывающих активов), связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов;
- расходы на услуги банков;
- величина убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой
давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, мероприятий культурно-просветительского характера;
- расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств
хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и пр.).
2. По связи с производственным процессом расходы по обычным видам деятельности подразделяются на непосредственно вызываемые этим процессом (производственные), и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению.
Производственные расходы, в свою очередь, делятся на специфические (прямые производственные) и общепроизводственные.
В специфические расходы включаются расходы, связанные либо с определенным видом работ, либо с содержанием отдельных видов технических средств. Специфические расходы группируются по различным признакам: по видам деятельности, укрупненным видам работ, отраслевым хозяйствам, статьям затрат.
Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы: общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления и расходы по содержанию аппарата управления.
Рис. 1. Схема построения Классификатора расходов в Номенклатуре
Статьи специфических (прямых производственных) расходов в классификаторе подлежат дополнительному разделению на две группы:
1. Статьи-ресурсы – статьи, отражающие затраты на возобновление основных средств (амортизацию), уплату налогов, арендные и лизинговые и прочие платежи.
2. Статьи-функции – статьи, отражающие затраты на выполнение определенных работ, являющихся частью производственных вспомогательных процессов.
Таблица 1
Структура расходов ОАО «РЖД» по производственному признаку
Группа расходов по производственному признаку | Удельный вес, % |
Специфические (прямые производственные) | 61,5 |
Общепроизводственные | 17,3 |
Итого производственные | 78,8 |
Общехозяйственные | 21,2 |
В т.ч.: общехозяйственные расходы без затрат по содержанию аппарата управления | 15,2 |
затраты на содержание аппарата управления | 6,0 |
Всего |
3. Группировка специфических расходов по видам деятельности:
Вид деятельности определен как совокупность однородных услуг или продуктов, реализуемых клиентам ОАО «РЖД» (грузоотправителям, пассажирам, перевозчикам и т.д.).
Все виды деятельности ОАО «РЖД» разделяются на следующие две группы:
1. Осуществление перевозок, предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги;
2. Виды деятельности, не связанные с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги.
К первой группе относятся виды деятельности «Грузовые перевозки»,
«Предоставление услуг инфраструктуры», «Предоставление услуг локомотивной тяги», «Пассажирские перевозки в дальнем следовании», «Пассажирские перевозки в пригородном сообщении».
Ко второй группе – виды деятельности «Ремонт подвижного состава»,
«Строительство объектов инфраструктуры», «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», «Предоставление услуг социальной сферы», «Прочие виды деятельности».
Особенностью видов деятельности первой группы является комплексный (сетевой) характер предоставляемых услуг. В осуществлении работ, необходимых для обеспечения возможности предоставления данных услуг участвует несколько отраслевых хозяйств.
Раздельный учет расходов по видам деятельности первой группы включает в себя распределение части расходов на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, локомотивную тягу, ремонт подвижного состава и т.д.
Рис. 2. Формирование расходов по видам деятельности 1 группы
Рис. 3. Формирование расходов по видам деятельности 2 группы
Таким образом, расходы по видам деятельности первой группы могут быть разделены только на уровнях железной дороги (без учета затрат функциональных филиалов по объектам данной железной дороги) или ОАО «РЖД» в целом, поскольку для распределения используются натуральные показатели уровней железной дороги или ОАО «РЖД» в целом. Доходы и финансовый результат по видам деятельности первой группы определяются только на уровне территориального филиала или ОАО «РЖД» в целом.
По видам деятельности второй группы в Номенклатуре обеспечен постатейный раздельный учет специфических (прямых производственных) расходов по видам деятельности в структурных подразделениях.
Доходы, расходы и финансовый результат по видам деятельности второй группы видов деятельности определяются в рамках каждого структурного подразделения ОАО «РЖД», выполняющего соответствующую работу.